В качестве награды я, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Республики Бурятия-2012», получила замечательный подарок – тематическую образовательную стажировку «Управление развитием» в Польше по маршруту: Москва-Варшава-Любава-Илава-Ольштын-Варшава-Москва.
Организаторами стажировки стали Министерство образования и науки Республики Бурятия совместно с АНО «Центр исследований в области образовательной политики «Эврика».
Группа состояла из 14 представителей образовательных систем Сибирского федерального округа. Семеро педагогов из Иркутской области, пятеро – из Забайкальского края, из Бурятии я и наш руководитель Ольга Логачева.
Прилетели в Варшаву, где познакомились с ее культурными достопримечательностями и выехали в город Любава, где директор гимназии (подростковой школы) Марек Борковски провел презентацию программы образовательной стажировки. Система образования Польши в этой программе была представлена тремя общеобразовательными учреждениями: начальной школой (1-6 класс), гимназией (7-9 класс) и лицеем (10-11 классы). В данной гимназии обучается 350 подростков и работает 35 учителей.
После знакомства с гимназией мы посетили уроки математики и географии. Учитель географии с тридцатилетним стажем на высоком уровне владеет современными электронными ресурсами, кабинет оснащен последней версией интерактивной доски, благодаря этому подростки заинтересованы предметом. А мастер-класс по моделированию геометрических фигур-трансформеров из бумаги поразил всех. Фигуры соединялись и превращались то квадрат, то в многоугольник. Никогда не думала, что геометрия так интересна. Просто перед нами выступал «фокусник», и фигурки как матрешки складывались в причудливые формы. Завершился второй день стажировки практическим занятием по оценке результатов образования и системе мотивации педагогов и обучающихся гимназии. Практическое погружение в тему и диалоговое обсуждение проблемы позволили слушателям стать активными участниками занятий.
Гимназия в Любаве построена по авторскому проекту и потому отличается неординарным архитектурным решением, например, панорамные окна в кабинетах открывают прекрасный вид неба, что обеспечивает дополнительное освещение, экономит электроэнергию. Спортзал построен наподобие спортивного комплекса с трибунами для 500 зрителей, с электронным табло и т.д. Покрытие пола сделано по итальянской технологии. Несколько теннисных столов стоят в коридоре. Вокруг школы нет никакого забора. Родители сами привозят детей, если они живут далеко, и нет никакого подвоза, как у нас.
Программа третьего дня стажировки ведущих консультантов по вопросам развития образования из Сибирского федерального округа началась с посещения стажерами урока английского языка в 7 классе гимназии города Любавы по теме \”The directions\”. В ходе урока была продемонстрировала работа с электронными средствами обучения, направленная на оптимизацию образовательного процесса. После урока продолжили обсуждение внутришкольной системы оценивания \”PZO\”, позволяющей объективно оценивать учебные и внеучебные достижения гимназистов. В этой системе используется многобалльная шкала (100 баллов), критерии распределения которой разрабатываются методическими объединениями учителей и утверждаются директором. Также мы посетили начальную школу города Любавы им. Н. Коперника и встретились с заместителем бургомистра города. В ходе встречи обсуждались вопросы взаимодействия государственной власти и системы образования Республики Польша. 12.12.12 и в 12 часов дня (обратите внимание на необычное совпадение цифр!) посетили гимназию №1 им. Н. Коперника города Илава. Часть группы побывала на уроке немецкого языка в 8 классе, а другая на уроке физики в 7 классе. Учитель физики познакомил нас с внутришкольной системой оценивания учебных результатов обучающихся, продемонстрировал приёмы само- и взаимооценки. На уроке немецкого языка, который был посвящён теме \”Покупки», активно использовались электронные средства обучения. Здание гимназии в Илаве было построено в XIX веке, но внутри все оформлено на современном уровне.
Последний день стажировки прошел в городе Ольштын, столице Варминско-Мазурского воеводства, где проживает более 175 тысяч человек. Принимала нас куратор по образованию Варминско-Мазурского воеводства Гражина Пираснитка. Во время встречи она вкратце рассказала о воеводстве, о структуре польской образовательной сети и национальной системе оценки качества образования. После встречи каждому были вручены благодарственные письма, буклеты о городе Ольштын. Посетили профессиональную школу, где, используя новейшее учебное технологическое оборудование и лаборатории, готовят поваров, официантов и т.д. Каждый выпускник после окончания школы трудоустроен, так как бизнес-структуры заинтересованы в них, и они могут работать не только у себя, но и в странах Евросоюза. Поэтому и к учебе относятся очень серьезно, так как впереди конкурс и высокооплачиваемая работа.
Во второй половине дня началась экскурсия по историческим местам города. Посетили Ольштынский замок, посидели рядом с Николаем Коперником, памятник расположен рядом с замком, астроном держит в руках армиллярную сферу, что символизирует его страсть к астрономии, и бумажный свиток, который напоминает о письме варминского капитула королю Сигизмунду I Cтарому об опасности, грозящей замку со стороны Тевтонских рыцарей.
После замка побывали в Кафедральном соборе св. Иакова Старшего-апостола, в настоящее время – главный римско-католический храм Варминской Архиеспископии. 70-метровая четырехугольная башня хранит исторические предметы со второй половины XIV по XXI век. У входа в здание видны отверстия в стенах, раньше, чтобы отмолить грехи, надо было тереть пальцем о кирпичную стену. Сколько нужно было терпения, чтобы \”просверлить\” хотя бы миллиметр, а там были отверстия в 1 сантиметр… Большой органный проспект отреставрирован в 2008 году и в летние воскресные вечера проходят Ольштынские органные концерты.
В завершение стажировки всем были выданы сертификаты, а также намечены перспективы дальнейшего сотрудничества представителей образовательных систем России и Польши.
Любовь Ширапова, учитель бурятского языка и литературы Кижингинский лицея им. В.С. Мункина, учитель года Республики Бурятия-2012
Фото из личного архива автора
Комментарии