Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дайте Родину мою! Встреча с поэтом – радость

Учительская газета, №26 от 30 июня 2015. Читать номер
Автор:

Вы помните свою первую встречу с Есениным? Я помню. Мне 10 лет, я в пионерском лагере в Украине. Нас, рязанских детей, там целый отряд: привезли по обмену. «Гой ты, Русь, моя родная, // Хаты – в ризах образа…» – слышу я. Мы готовим номер художественной самодеятельности на торжественное открытие смены. Самое примечательное, что я не понимала многих слов из этого стихотворения. Я, юная пионерка, не знала, что значат слова «гой», «хаты», «ризы», «образа», «рать», «рай»? Спросить у вожатых постеснялась, а когда вернулась после лагеря домой, стала искать эти строчки в сборниках стихотворений поэта. Это было почти сорок лет назад. Так состоялась моя первая встреча с поэтом, стихи которого захватили меня раз и навсегда, на всю жизнь. Я полюбила не только стихи, но и самого Сергея Есенина: доброго и красивого, противоречивого и страстного, страдающего и ищущего.

А какой эта встреча оказалась для учеников тех педагогов, которые представили свои сценарии и разработки уроков, внеклассных мероприятий на конкурс «Есенин: взгляд из будущего»? Такой же непонятной, как в детстве у меня? Пугающей? Или радостной и светлой?Как член жюри конкурса могу с уверенностью сказать: в большинстве случаев эта встреча учеников с поэтом оказалась важным событием в их жизни. Уроки литературного чтения по изучению стихотворения С.А.Есенина «Береза», уроки русского языка по текстам стихотворений поэта, краеведческие занятия, многие уроки литературы в старших классах так грамотно построены, что, сопереживая эмоционально, ребенок осваивает материал, активно участвует в ходе урока и в то же время не замечает, что сценарно его открытия и откровения на уроке спланированы учителем. А какие разнообразные формы этих радостных встреч с поэтом!  Викторины, «Своя игра»,  мастерская ценностных ориентаций и творческого письма, создание обложки для книги стихов… Не могут дети остаться равнодушными к творчеству поэта после таких прекрасных уроков и внеклассных мероприятий. Но в ряде случаев приходится ставить под сомнение активное участие детей в уроке или внеклассном мероприятии, оригинальность и необычность таких сценариев, как литмонтаж и литературно-музыкальные композиции. А их было представлено на конкурс большое количество. По мнению некоторых моих коллег, именно такая форма подачи учебного материала способствует воспитанию у учащихся нравственных и гражданско-патриотических  качеств, развитию коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих их успешность в будущем. Я, например, сомневаюсь, что два-три ведущих или чтеца способны развить коммуникативные навыки у двадцати пяти других участников встречи.В некоторых же работах можно было заметить, что представленный сценарий не соответствует выбранной теме и возрасту учеников. Это касается, например, тех материалов, где учителем запланировано рассказывать весь урок о самоубийстве поэта с показом в течение всего урока фотографий кончины поэта.И последнее, наверное, пожелание. Когда меня приглашали оценить конкурсные работы, я с трепетом надеялась, что учителя рязанского края представят свежие материалы с фотографиями села Константиново, с привлечением краеведческих исследований и проектов, организованных сегодня. Увы, таких работ я не увидела. Учителя, земляки поэта, написали хорошие и интересные сценарии, но не обогатили нашу «Методическую кухню» новыми и современными краеведческими продуктами, которые так необходимы для работы учителям других регионов. Я уже много лет не живу на Рязанщине. Сегодня у меня там только могилы родных. Но каждый раз, когда я слышу: «Гой ты, Русь, моя родная, // Хаты – в ризах образа…»,  вспоминаю свое безоблачное детство, что-то высокое и торжественное, веющее от непонятных тогда слов, маму и, наверное, первое щемящее душу чувство осознания своей Родины и любви к ней. Сценарии, которые были отмечены высокими балламиНаталья Викторовна Новоженина, учитель начальных классов средней школы №18 города Бийска, Алтайский край. Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме «С.А.Есенин «Береза»Любовь Николаевна Подпольная, учитель русского языка и литературы Кондрашовской средней школы Иловлинского района, Волгоградская область.Сценарий внеклассного мероприятия по литературе на тему «О жизни и смерти Сергея Есенина в стихах, письмах, воспоминаниях, фантазиях».Ольга Игоревна Спасибенко, учитель русского языка и литературы средней школы №22 города Волгодонска, Ростовская область.Конкурс «Умники и умницы».Лариса Михайловна Стефанова, учитель русского языка и литературы Республиканского центра образования» города Сыктывкара, Республика Коми.«Меткие, озаряющие слова». Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» (урок русского языка в 6-м классе).Нина Николаевна Топоева, преподаватель профессионального училища №18 Республики Хакасия.Урок литературы, мастерская ценностных ориентаций и творческого письма в 11-м классе на тему «В каждой нитке Россия родная живет… Лирика С.Есенина».​Наталья СУХАЯ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011», учитель русского языка и литературы средней школы №34 города Смоленска


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту