Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Даешь колледж будущего!

Учительская газета, №45 от 6 ноября 2007. Читать номер
Автор:

Михаил АНТОНЦЕВ, председатель комиссии Московской городской Думы по социальной политике и трудовым отношениям:

– Анализ предварительных результатов выполнения городской целевой программы развития учреждений начального и среднего профессионального образования на 2005-2007 годы показал, что главные, довольно весомые и серьезные цели, поставленные в этой программе, были достигнуты. Действительно сохранена городская материально-техническая база сети профессиональных учебных заведений, проведена их организационно-структурная реорганизация, впервые в Российской Федерации сформирована система колледжей с реализацией в интегрированных образовательных учреждениях программ основного общего, начального и среднего профессионального образования, реализован комплекс мероприятий по обеспечению учебного процесса для более чем 90 тысяч молодых москвичей, принят московский закон о начальном и среднем профессиональном образовании, который, по нашим оценкам, самый востребованный другими регионами РФ, желающими по его подобию выстраивать законодательную базу. Нормативно-правовые акты, разработанные в этот период, позволили нашей московской системе профессионального образования полностью соответствовать международным требованиям, провозглашенным Болонским процессом.

В городскую сеть профессионального образования были переведены некоторые учреждения федерального и ведомственного подчинения. Поначалу они шли на это с небольшой охотой, но сейчас общение с ними показало: фактически для них это был способ выживания, получения новой жизни у нас в городе.

Наконец, была разработана и эффективно действует система социальной поддержки учащихся колледжей с учетом того контингента, который там обучается, стало хорошей и доброй традицией проведение конкурсов профессионального мастерства среди учащихся колледжей. Безусловно, все это добротный фундамент для выработки новой трехгодичной программы, исходя из реалий сегодняшнего дня.

Проект программы «Рабочие кадры» был предметом заинтересованного всестороннего рассмотрения на совместном заседании комиссий Московской городской Думы по социальной политике и трудовым отношениям, по науке и образованию, членов Молодежной палаты Думы совместно с представителями департаментов и управлений Правительства Москвы, префектур, профсоюзов, объединений работодателей, директоров колледжей. В ходе рассмотрения проекта депутаты Московской городской Думы выразили мнение, что эта программа жизненно необходима городу, что ее нужно поддержать. Но вместе с тем были высказаны серьезные замечания и предложения, направленные на решение накопившихся серьезнейших проблем в системе городского начального и среднего профессионального образования.

В программе говорится о нехватке 120 тысяч рабочих кадров, но нет информации об отраслевой потребности на сегодня и на будущее, не предусмотрено изучение рынка труда для определения спроса выпускников учреждений профессионального образования по профессиям, по численности, по годам. А нам необходим прогнозный анализ и на более далекую перспективу, так как в программе закладываются реконструкция, новое строительство учебных заведений, оснащение их необходимым технологическим оборудованием, программными средствами. Именно исходя из прогнозных показателей потребности экономики города в рабочих кадрах можно осуществлять развитие городской системы профессионального образования, определять ее приоритеты, дальнейшее проведение специализаций учебных заведений, наконец, устанавливать плановые показатели приема студентов и проведение работы по профориентации в школах. Да и интегральная оценка эффективности деятельности всей нашей системы должна базироваться на результатах количественного и качественного удовлетворения потребностей рынка труда, безусловно, с учетом реально приходящей на работу по специальности молодежи, окончившей наши учебные заведения.

Очевидно, что, учитывая демографическую ситуацию, снижение количества учащихся старших классов общеобразовательных школ, мы будем вынуждены приглашать к нам на обучение молодежь из других регионов России, может быть, из стран ближнего зарубежья. В свою очередь это вызовет серьезные проблемы не только по строительству общежитий или гостиниц, обеспечивающих их проживание и создание надлежащих социальных условий по их быту, досугу, воспитанию уважительного отношения к традициям Москвы в период обучения, но и (пожалуй, это главное) по осуществлению городом гарантий по их дальнейшему трудоустройству и обеспечению достойного пребывания в нашем мегаполисе, а это, поверьте, куда более серьезная и ответственная задача. Безусловно, этого можно добиться только при непосредственном участии работодателей и нормативно-правовом регулировании этого процесса. К сожалению, пока еще разработка правовых документов, определяющих эти процессы, в городе не проведена. На мой взгляд, целесообразно использовать европейский опыт по привлечению в колледжи не только школьников, но и людей более зрелого возраста, готовых освоить новую рабочую профессию или повысить свою квалификацию. Это еще одна новая перспективная грань модернизации городской системы профессионального обучения.

С учетом продиктованных временем значительно возросших современных требований к качественно новому уровню подготовки рабочих острейшим образом стоит проблема преподавательских кадров и мастеров производственного обучения. К сожалению, за предыдущие годы так и остались продекларированными вопросы повышения зарплаты, что в значительной степени привело к тому, что укомплектованность кадрами чуть более 50%, что только 20% педагогов и мастеров имеют высшее образование при среднем возрасте более 50 лет. Поэтому депутатский корпус полностью поддерживает планы Правительства Москвы по существенному повышению уровня оплаты труда в системе профессионального образования. Одновременно мы считаем, что сообщество работодателей должно решить вопрос по возрождению практики направления для работы мастерами производственного обучения квалифицированных работников предприятий.

Выработка реальных механизмов, типовых договоров и соглашений в рамках системы социального партнерства может и должна в кратчайший срок дать положительный эффект по взаимодействию ресурсов города и работодателей, в не меньшей степени заинтересованных в рабочих кадрах. Сегодня если работодатели тратят средства на перелеты на самолете гастарбайтеров, то, наверное, это говорит о том, что они могут и должны вкладывать средства в систему образования. Программа наряду с реконструкцией и материально-техническим переоснащением колледжей предусматривает строительство трех новых учебных заведений. В этой связи считаю довольно интересными и целесообразными высказанные на заседании комиссии в Думе и на коллегии в префектуре Юго-Восточного округа предложения о проработке проекта создания комплекса профессионального образования будущего подобно школам будущего, которые уже появились в нашем городе. Действительно, появление в Москве многопрофильного, хорошо оснащенного, с соответствующей современным требованиям социальной инфраструктурой (клубными заведениями, спортивными сооружениями, студенческим городком) комплекса может стать прорывом совершенно нового уровня в подготовке, в развитии системы профессионально-технического образования. Думаю, что на участие в реализации этой идеи мы могли бы рассчитывать и со стороны федеральных органов власти. Ведь несмотря на то что в стране уже не первый год реализуется национальный проект «Образование», в нем не нашлось достойного места для создания точки роста, кластера по профессиональной подготовке рабочих кадров.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту