«Успеха добьется лишь тот, кто действует» – таков девиз Татьяны ВОРОНКОВОЙ, учителя немецкого языка 133-й самарской школы, победительницы конкурса «Учитель года-2004» в Самарской области, финалистки, вошедшей в число пятнадцати лучших учителей России по итогам федерального конкурса.
Прежде всего тяжелым трудом было для Татьяны Евгеньевны участие сначала в областном, а потом во всероссийском учительском конкурсе. Но ведь надо же было кому-то участвовать, держать марку школы. В Самаре школу №133 с углубленным изучением иностранных языков знают хорошо. Именно учителя-«иностранцы» сделали много для того, чтобы имя школы звучало в городе и области, – организовывали семинары, активно делились опытом работы по преподаванию языков. И шесть финалистов областного конкурса «Учитель года» разных лет, вышедших из коллектива школы, – это много или мало?
Воронкову, конечно, сначала пришлось долго уговаривать участвовать в конкурсе: и времени мало свободного, и коллеги есть не менее достойные. Но после победы в районном «Учителе года» конкурсная дорожка вывела ее прямиком в областной тур. А уж после областного финала, когда весь коллектив заранее предсказал ее победу, деваться и вовсе было некуда – пришлось ехать в Москву.
– Радость от победы была такая мимолетная, – вспоминает Татьяна Евгеньевна, – меня не покидало чувство ответственности, ведь я представляла целую область. А какой колоссальный труд – подготовка конкурсного урока, обобщение опыта работы, самопрезентация!
Для школы участие в главном учительском конкурсе России – дело чести, поэтому поддерживали коллеги новоиспеченного кандидата в лучшие учителя страны как могли: смотрели уроки, советовали, делали замечания, одним словом, помогали представить на суд широкой общественности ее яркую индивидуальность, особую методику преподавания предмета, неповторимый учительский опыт.
А много лет назад выпускница Таня Воронкова вовсе не собиралась становиться не то что лучшим, а учителем вообще. Хотела стать врачом, но побоялась, что не поступит в медицинский. И поэтому пошла сдавать экзамены на романо-германское отделение Самарского государственного университета (на которое, кстати, конкурс был ничуть не меньше). Поступила, благополучно отучилась, на средних курсах больше года провела на стажировке в Германии, изъездила ее, что называется, вдоль и поперек. И влюбилась – в страну, в культуру, в маленькие, уютные немецкие городки, где течет такая организованная, благополучная жизнь дисциплинированных немцев. Пришла в школу преподавать язык Шиллера и Гете. И поняла, как трудно быть учителем, особенно немецкого языка.
– Нам, «немцам», постоянно надо ученика завоевывать, – вздыхает Татьяна Евгеньевна. – С английским, например, все просто: это язык мира, поэтому в школе его стремятся изучать многие. А вот для чего нужен немецкий – дети не понимают.
После ее уроков озарение нисходит если не на всех, то на многих. Во-первых, с хорошим знанием немецкого языка легче пробиться в любой языковой вуз, чем со знанием английского, который там запросто можно изучить как второй язык. Во-вторых, уроки немецкого дают бесценный опыт общения и со своими сверстниками, учителем, увлеченным и интересным человеком, владеющим свободным доступом и к чужой культуре, и к языку, и главное – к сердцу ученика. И в-третьих, на каникулах можно поехать в Германию, а именно в Штутгарт, город-побратим Самары, потому что Татьяна Евгеньевна руководит проектом «Международный обмен школьниками. Самара – Штутгарт». Короче говоря, многие после школы поступают именно на немецкое отделение вузов. Но даже если вчерашние школьники не выбирают иностранный язык как свою специальность, Татьяна Евгеньевна не расстраивается – главному она их научила: ребята могут самостоятельно добывать знания и находить свою дорогу в жизни.
Как эффективно учить иностранному языку? Этим вопросом Татьяна Евгеньевна задавалась с самого начала своего почти пятнадцатилетнего профессионального пути. Перепробовав разное, наконец нашла главное зерно своей уникальной учительской методики – интеркультурный компонент. Чтобы ребенок заговорил на иностранном языке, и заговорил хорошо, надо научить его понимать, чем отличаются культуры, менталитеты разных народов. Ведь страшны не столько ошибки в языке, утверждает учительница, сколько ошибки в общении, вернее, непонимание на культурном уровне. Главное – не сформировать ложных стереотипов о культуре страны. Дети учатся понимать и уважать чужую культуру, при этом они учатся оставаться самими собой. Знаете, что немецкие школьники думают о России? Что у нас две беды: мафия и голод. Такой образ современной России в основном формируют СМИ.
Ученики Татьяны Евгеньевны знают, кто такие Вермеер, Дюрер, Владимир Каминер, знают, на что можно посмотреть в Берлине, если вдруг там окажешься, и как вести себя в немецкой семье. Знают, как в Германии отмечают Пасху и Рождество, что немцы уважают и чего не любят, – и ни в коем случае не думают, что все они – законченные фашисты.
Но чтобы понимать и уважать культуру другой страны, надо любить сокровища Родины, которая ближе и чаще остается непонятой. Как же изучить культуру другой страны? Надо погрузиться в языковую стихию чужого языка, в его литературу, изучать тексты, где есть столкновение двух культур. Надо, чтобы на уроке звучала только немецкая речь. Не важно, что иногда не все понимают сказанное (что-то непонятое можно изобразить тут же жестами, мимикой, ведь каждый учитель должен быть хорошим актером), важно уметь общаться – ученикам друг с другом и с учителем.
Общение – это то, что происходит на любом уроке Татьяны Евгеньевны вне зависимости от темы. Она старается поощрить учеников за выступление, не устает хвалить их, ведь уверенность в себе – первый шаг к успеху. Может пожать руку ученику за особо выдающееся высказывание. Даже в Москве, на конкурсном уроке, она вела себя с незнакомыми учениками так, как привыкла. А когда члены жюри спросили, не смущает ли ее такая манера поведения на уроке, она ответила, что учитель прежде всего должен быть искренним.
– Ее стиль общения с учениками очень демократичен, – рассказывает Ирина Попова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, – она многое позволяет детям и считает это оправданным. У нее на уроке можно выкрикнуть что-то, свободно высказать свое мнение. Однажды, войдя в класс, я не обнаружила детей и учителя за столами, они сидели на коврике, на полу. Это были упражнения по йоге, «разгрузочная минутка», хотя и с языковым уклоном. Такие моменты вносят в урок живую струю, а в начальной школе вообще без подвижных игр в течение урока не обойтись.
Татьяна Евгеньевна – первый в школе учитель иностранного языка, кто начал использовать метод проектов. У нее уже есть программа для 8-х и 9-х классов. В мире ведь так много интересного, надо знакомиться, осваивать новое, что появилось в методике, понять, пригодится это или нет, будет ли эффективно работать. Нельзя останавливаться на достигнутом, утверждает Татьяна Евгеньевна, потому что, если успокоишься, удовлетворишься имеющимся, то остановишься в развитии. Она не любит устоявшееся, готовое: надо постоянно творить, пересоздавать (урок, мир, саму себя), только тогда получишь настоящее удовлетворение от жизни. Она не умеет давать одинаковые уроки. Да здравствует импровизация! Уроки вообще нельзя строить по заданной схеме.
– В класс входишь, как в зрительный зал. А «зритель» всегда разный. Так же, как в театре, я должна привлечь внимание, каждый раз по-новому заинтересовать. Дети, конечно, мощно стимулируют творчество, – рассказывает Татьяна Евгеньевна.
Да у нее, как в театре, – каждый урок заканчивается аплодисментами. Почему? Во-первых, любой урок – это маленький спектакль (иногда и в костюмах), во-вторых, так принято делать в немецких школах, а в-третьих, именно так хочется поблагодарить любимого учителя за понравившийся урок.
Комментарии