Ребята из медиакласса предложили создать литературный клуб для подростков в своей школе. Проект оказался популярным не только среди сверстников, но и среди людей пожилого возраста из литературных кружков «Московского долголетия». Живое общение людей разных поколений, диалог с теми, кто нуждается во внимании и поддержке, дали новое измерение этому школьному проекту.
Изначально клуб «Да здравствует фикус!» задумывался как место встречи единомышленников, площадка для обсуждения книг и обмена впечатлениями. Для продвижения клуба его создатель и идейный вдохновитель десятиклассник Максим Щелухин запустил телеграм-канал и чат для общения. Он вместе с друзьями записывает для канала образовательные ролики по истории и теории литературы, наполняет рубрики карточками и постами. Важно, считает Максим, использовать современные решения для привлечения сверстников. Здесь, в онлайне, выполняются первоочередные задачи литературного клуба – популяризация чтения и повышение статуса читательского сообщества. В клубе постоянно проводятся живые встречи со сверстниками, вовлекающие литературные игры с малышами, кипит работа над развлекательным и вовлекающим медиаконтентом.
В ходе работы над проектом ученики знакомились с другими литературными клубами, чтобы набраться опыта, пообщаться, обменяться впечатлениями. И неожиданно для ребят единомышленники со схожими интересами нашлись прямо в школе. Уже третий год на базе школы работает литературный кружок для людей «серебряного» возраста.
Занятия в кружке «Московского долголетия» проводит учитель литературы Александр Данюк. У кружка есть давние преданные поклонники, они стараются не пропускать ни одного занятия. Участники тщательно готовятся к каждой встрече, изучают книги, сами пишут небольшие рассказы и стихи. Обсуждают прочитанное, узнают интересные литературные факты о своих любимых авторах.
Ребята поговорили с руководителем кружка и предложили силами литературного клуба организовать занятие в новом формате. Так, подростковый литературный клуб впервые пришел в гости в кружок «Московского долголетия».
На первой встрече, посвященной творчеству Михаила Зощенко, ребята из клуба подготовили перформативное представление: квизы, архивные видео с писателем, литературные экспромты, а главное – живое общение между профессиональными читателями разных поколений. Занятие захватило членов кружка.
– Я всегда был увлечен литературой, – говорит ученик 10‑го медиакласса Максим Щелухин, – верил в силу общения через книги. Очень здорово, что люди разных возрастов поддерживают наш литературный клуб!
В конце встречи Максим рассказал, что ему удалось побывать на той самой знаменитой елке, где Леля и Минька так расстроились из-за подарков. И там он попросил у Миньки несколько елочных украшений для своих новых друзей по литературному клубу. Орехи и мандарины, обернутые в яркую фольгу, порадовали участников кружка. Встреча закончилась улыбками и хорошим настроением. Ребятам сказали, что это было необычное и интересное занятие и их снова ждут в гости.
Юлия Александровна Пожарова, участник литературного кружка «Московского долголетия», уверена:
– Встречи с подростками приносят нам новые впечатления, свежий взгляд на мир и создают атмосферу взаимопонимания между поколениями.
Теперь члены клуба «Да здравствует фикус!» постоянно проводят собрания клуба для людей «серебряного» возраста. Например, предновогодняя встреча будет проходить в виде небольшого иммерсивного спектакля по произведениям Юрия Олеши.
– Общение участников литературного кружка «Московского долголетия» с членами подросткового литературного клуба, – считает Александр Данюк, – приносит пользу как в области образования, так и в обогащении личного опыта.
Как отметила Елена Малиованова, директор школы №1498:
– Для школы важны такие проекты, это связь поколений. Школьники набираются мудрости, совершенствуют предпрофессиональные навыки, а люди «серебряного» возраста заряжаются энергией. Наша школа объединяет всех!
Для ребят эти занятия важны не только как живое общение с единомышленниками старшего возраста, но и как возможность поделиться своим восприятием литературы, методами постижения литературных произведений. Не менее важна для начинающих медиаспециалистов возможность посмотреть, как работает опытный учитель литературы со взрослыми людьми, почерпнуть новые для себя формы и приемы преподавания.
Взаимодействие между читателями разных поколений стало полезным для всех. Реверсивное наставничество работает в обе стороны, принося пользу всем участникам. Благодаря страсти, увлеченности и организационным умениям ребят и учителя литературы литературный кружок для пожилых людей стал не только местом обсуждения книг, но и источником вдохновения, духовного развития и социальной активности.
Дмитрий МАНЧЕНКО, куратор проекта «Медиакласс в московской школе» школы №1498
Комментарии