Мы судим о них по кратким вокзальным встречам. Мы знаем о них из фильмов. Увы, в нашей многонациональной стране цыгане часто вынуждены скрывать свою этническую принадлежность, ибо это признание может сыграть подчас роковую роль. Кто они – певцы вольной жизни? Пожалуй, лучше всех знают об этом учителя поселковых школ, разбросанных по России. Именно туда приходят учиться цыганские дети. Или не приходят? Теперь мало кто озабочен проблемой неграмотности детей, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Комментарий «УГ»Наиболее оптимальным путем интеграции цыган в общество является не создание специальных цыганских школ, а развитие школьных факультативов по языку и культуре рома в местах их компактного проживания. Но здесь встает сразу несколько проблем: прежде всего подготовка учебных пособий и программ. В Советском Союзе в 1920-е годы подобная работа велась. Целый ряд уже отпечатанных учебников хранится в запасниках Российской государственной библиотеки в Москве, есть учебники на языках рома и на Западе. Однако далеко не все учебники подходят для современных условий, поскольку фактически язык рома – это множество диалектов, и такие учебники и даже единственный русско-цыганский словарь зачастую оказываются непонятны российским цыганам.Еще один немаловажный аспект – подготовка учителей цыганского языка и культуры для факультативных курсов. Это задача для педагогических училищ и университетов.
Среда виновата
Стефания Кулаева, руководитель проекта «Цыганская школа» Северо-Западного центра социальной и юридической защиты рома (цыган):
Цыганское меньшинство проживает на российской земле уже порядка двух столетий, и в культурном плане заметно выделяется среди других соплеменных меньшинств, потому что цыган объединяет язык. Российские цыгане общаются по-цыгански. В Венгрии, Молдавии, Румынии часть цыган перешла на язык принявшей их страны. У нас же цыганский язык сохранен как основной, и это очень важное отличие в образовательном плане. Можно не придавать значения одежде, манере поведения, но не придавать значения языку в педагогическом плане нельзя. Увы, у нас нет государственной образовательной программы, которая бы позволяла обучать цыган русскому языку не как родному, а как первому иностранному.
Следующая проблема заключается в том, что радетели за цыганскую культуру сейчас все чаще сталкиваются с ее недооценкой. А между тем она опосредованно много нам дала и заслуживает уважения. К сожалению, цыганские дети заведомо считаются слабыми в учебе, постоянно подвергаются насмешкам. Нам приходится сталкиваться с явлением маргинализации, когда цыганские дети изначально попадают в разряд второсортных. Иногда просто потому, что папа и мама – безграмотные. Разумеется, есть разные школы, где-то травля слабого ученика сильными – в порядке вещей, где-то – нет, но в основном тенденция пренебрежительного отношения преобладает.
Другая проблемная ситуация: цыганские дети часто не заканчивают школу. Таких – большинство. В цыганской среде происходит рост безграмотности. Начальную школу цыганские дети частично осиливают, среднюю – большинство не заканчивает, не говоря уже о старшей. Нельзя сказать, что среда не виновата. К числу национальных приоритетов стандартное образование, стандартная карьера, к сожалению, не относятся. Для цыган важно, как ты выглядишь, какой у тебя дом, хозяйство. Как ты празднуешь важные события. Бывает, семья залезает в огромные долги, лишь бы выглядеть достойно. Сохранение престижа – первостепенно. Особенно там, где цыгане живут общиной. Они – избежавшие ассимиляции за тысячи лет безземельной жизни – эти общинные моменты подчеркивают. Это своеобразное понимание привлекательности.
Наш проект «Цыганская школа» заключает в себе попытку объяснить учителям и самим цыганам, как важна в мире сегодняшней стандартизации эта самобытность и как сохранить ее путем образования. Цыганских детей нужно привлекать в школу, объяснять им, что там можно не только учиться, но и заниматься в кружках, петь, танцевать.
Надо признаться, что проект поддерживают не во всех школах, куда мы обращаемся. Кто-то говорит: не ходят к нам цыганские дети – и не надо. Пусть только числятся. Но так не должно быть.
Все зависит от родителей
Алла КУЗНЕЦОВА, директор Александровской школы Санкт-Петербурга:
– У тех ребят, что учатся у нас сейчас, родители в основном неграмотные. Тем примечательнее факт, что они отправляют детей в школу. Идет постепенное осознание того, что дети должны учиться, должны приобщаться к русской культуре. Вот мальчик-шестиклассник у нас учится, мама и тетя – неграмотные, не умеют даже расписываться. Их старший ребенок закончил у нас девять классов, но никуда не поступил. Не захотел. Но они в семейном кругу посоветовались, и тетя пришла к нам узнать, куда мальчишке лучше пойти. Сейчас парень учится в одном из профессиональных училищ города Пушкина. В то же время есть третьеклассник, который скорее всего школу не закончит. Уйдет. Почему? Потому что родители в этом не заинтересованы.
Нужно заметить, что проект «Цыганская школа» в Александровской школе – лишь элемент, вписавшийся в большую работу, что здесь велась издавна. Дело в том, что наше учреждение – полиэтническое: цыгане, армяне, грузины, узбеки, белорусы, татары, украинцы, азербайджанцы. Из 130 учеников. сорок, как их иногда называют, «иностранные граждане».
Сказать, что нет проблем, – соврать, но мы стараемся конфликты гасить.
Большое внимание уделяем военно-патриотической работе. Например, десятый год мы выезжаем на региональные соревнования «Зарница», где занимаем призовые места. Причем стараемся привлечь всех детей, независимо от их этнической принадлежности. Существует у нас и такое направление, как «музейная педагогика». Какова его цель? Интеграция детей, для которых русский язык не родной, в русскую среду, в русскую культуру. Зачем? Политика нашего государства такова: мы принимаем беженцев. Значит, мы должны создать им нормальные условия для жизни. Если учесть, что многие из них останутся в России навсегда – значит это будущие граждане страны. Люди приезжают к нам, не зная русского языка, русскую культуру, и, если мы не хотим в дальнейшем столкнуться с национальными проблемами, нужно интегрировать этих детей в нашу культуру.
Еще одно направление – видеотерапия. Мы организуем для ребят начиная с восьмого класса просмотры художественных и документальных фильмов, касающихся таких подростковых проблем, как наркомания, алкоголь и т.д. Ребята смотрят их в присутствии психолога и педагога, а потом дискутируют.
Мы сейчас на стадии разработки программы для обучения детей, для которых русский язык не является родным. Она еще должна пройти утверждение в научно-методическом центре, в Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования.
Историческая справка
Предки современных цыган происходят из Индии. И в наше время в Индии существует каста «дом», в которую входят кузнецы, музыканты и фокусники. Название этой касты с течением веков трансформировалось, превратившись сначала в «лом» (так цыгане и теперь называются в Армении), а затем в «ром». Ученые предполагают, что примерно в IX веке нашей эры, опасаясь нашествия арабов, предки цыган снялись с места и мигрировали из северо-западной Индии – в Персию, затем на Кавказ и в Малую Азию (на территорию современной Турции). В XIII-XIV веках цыгане уже были на Балканском полуострове. Именно оттуда цыганские племена и разошлись по странам Западной и Восточной Европы. А из Европы цыгане переселились и в Америку.
Цыганский язык относится к индийской (индоарийской) подгруппе огромной индоевропейской языковой семьи. К этой же большой семье относятся славянские (в их числе и русский), германские (английский и немецкий) и романские языки (такие, как французский и итальянский). Иными словами, несмотря на существенные различия во внешности, образе жизни, языке, все мы родственники, хотя и дальние.
Комментарий психолога
Работа с цыганскими детьми требует от учителя, кроме гуманистических, дидактических и психологических способностей, владения дополнительными знаниями, которые непосредственно связаны с этнокультурными особенностями его питомцев. В первую очередь педагог должен ориентироваться в происхождении (этническая группа, миграционный путь) семей своих учащихся. Так, на территории России, проживают представители разных этнических групп цыган, которые отличаются друг от друга не только языком, но и культурными традициями. Например, сильно различаются русские цыгане, которые, как правило, хорошо и давно ассимилированы, и цыгане-кэлдэрари, которые, несмотря на то, что живут оседло, социально адаптированы в меньшей степени. Они обычно проживают в компактном поселении, так называемом таборе, заключают ранние браки, у них есть элементы самоуправления (институт «баронов»).
Аналогичная ситуация складывается и с русским языком. Свободно говорящие на русском языке дети русских и молдавских цыган, которые часто используют этот язык для внутрисемейного общения, выглядят более подготовленными к началу обучения, чем их ровесники, не говорящие по-русски.
Цыганские семьи обычно вполне определенно реагируют на школу: или искренне доверяют учителям и всемерно их поддерживают, контролируя посещение школы детьми, или же, наоборот, скептически относятся к педагогам, или даже к образовательному учреждению в целом.
Главная роль в процессе образования цыганских детей принадлежит личности учителя. Именно от него зависит отношение цыганской общины к учебному заведению.
Природная эмоциональность, чувствительность, склонность к экспрессии, образное восприятие мира – это те особенности цыганских детей, которые обязательно должен учесть педагог. Малейший сбой в хорошо налаженных человеческих взаимоотношениях – и дружбе конец, учитель может навсегда потерять такого ученика. Необходимо помнить один из психологических постулатов положительной мотивации на учебу – стабильный и грамотно поощряемый учителем успех в одной деятельности (предмете) часто является поводом для продолжения обучения в целом. К цыганским детям это имеет самое прямое отношение.
Илья БЕРДЫШЕВ
Как вы считаете?
1. В каких образовательных учреждениях целесообразно организовать подготовку преподавателей языка и культуры рома?
2. Насколько оправданно сегодня внимание к проблеме образования цыган?
Комментарии