Есть директора, у которых стол в кабинете завален деловой документацией, а у директора лицея №8 города Сосновый Бор Эльвиры Чернышевой – грамотами и дипломами. Да не ее личными, а учеников и учителей. «Школа у нас такая – всеодаренная», – улыбается директор, но, кроме шуток, закрадывается мысль, что в обилии здесь талантов не обошлось без мистики. Вот достижения одного только 2016 года: лицей №8 вошел в Топ-100 лучших лицеев России, стал лауреатом Всероссийского конкурса «Успешная школа», победителем регионального конкурса «Школа года»-2016. «Нет никакой мистики», – рассеивает сомнения Эльвира Васильевна и поясняет, что все дело в… цветке. Вернее, в модели цветка, где в основе – ребенок, а в лепестковом обрамлении – его потенциал.
Ребенок должен развиваться всесторонне, – утверждает Эльвира Чернышева. – Поэтому когда мы в 1998 году работали над программой развития, то закладывали в ее основу развитие всех потенциалов ребенка. Отсюда родилась модель цветка, где каждый лепесток – это возможность для ребенка попробовать себя в различных направлениях. При этом мы планировали работу не на короткий период, а пытались заглянуть в будущее. Нам представлялось, что актуальной должна быть интеллектуально развивающая и эмоционально привлекательная среда, в которую нужно вовлечь не только детей, но учителей и родителей. Результативность работы лицея в целом и многочисленные достижения наших детей показали, что, занимаясь перспективным планированием, мы движемся в правильном направлении. Каждый год мы проводим анализ прошедшей «пятилетки» и корректируем, если это необходимо, какие-то позиции, и вновь планируем на пять лет вперед. К примеру, нам важно понимать, к чему должны прийти к 11-му классу нынешние шестиклассники. – Эльвира Васильевна, сложно ли было развернуть коллектив к идее планирования?- Конечно, это непросто, но мне посчастливилось работать с административной командой, понимающей значимость того, что планирование работы, ее анализ и коррекция – это, по сути, стратегический подход. Скажем, мы берем методическую тему и в течение пяти лет ее разрабатываем, создаем траекторию движения воспитательной работы и отрабатываем ее в течение пяти лет. Такая модель позволяет последовательно идти вперед, учитывая требования современности. К примеру, в нашей перспективе был заложен выход на блочно-модульную систему, и уже в ближайшей «пятилетке» в 11-м классе у нас вообще не останется часовых курсов. Перспективное планирование привело нас к осознанию ценности проектной деятельности. Мы ею начали заниматься еще до того, как были разработаны новые ФГОС, в рамках которых она становится обязательной. Сегодня в лицее каждый ребенок начиная с 5-го класса защищает проект. Что это дает? Очень много. Например, даже если у ребенка речевые, коммуникативные трудности, то, ежегодно участвуя в защите проекта, он получает, оттачивает навык публичного выступления, воспитывается в учебной и творческой среде, потому что проекты могут быть как классные, так и внеклассные, когда организовываются разновозрастные группы. У детей есть возможность общения на равных, объединения по интересам. В такой среде нет мероприятий ради мероприятий, в них заложен большой воспитательный потенциал, и все они нацелены на развитие ребенка, потому что у каждого есть какое-то дело в школе. – А как связаны перспективное планирование и, к примеру, предметная одаренность ребенка?- Начнем с того, что учителю одному при подготовке ребенка к олимпиаде или конкурсу не справиться. Потому что уровень олимпиадных задач с каждым годом усложняется. Поэтому несколько лет назад, обсуждая планы очередной «пятилетки», мы думали о наших социальных партнерах, другими словами, о вузах. Сами вышли на них, подписали договоры о сотрудничестве. Сегодня связи с ведущими вузами Санкт-Петербурга, а теперь и Москвы еще более тесные, ведь университеты заинтересованы в хорошо подготовленных ребятах. Мы участвуем в вузовских олимпиадах, дети ездят на летние и каникулярные сессии, а учителя повышают квалификацию на базе университетов. Кроме того, мы привлекаем своих выпускников – студентов вузов к подготовке детей к олимпиадам. Это очень интересная практика, поскольку наши выпускники сами прошли олимпиадные «пороги» и знают, как их преодолевать. И потом, они с ребятами говорят совсем на другом языке, их интересно слушать.Почему мы ведем разговор об олимпиадах? Дело в том, что опять же благодаря планированию и анализу работы мы пришли к выводу, что, готовясь к олимпиаде, ребенок расширяет кругозор, учится мыслить без шаблонов, изучает вопрос с разных позиций, чего, к сожалению, нельзя сделать при подготовке к ЕГЭ. Без метапредметной и межпредметной интеграции нельзя составить целостной картины мира, поэтому многие программы по предметам у нас скоординированы. Вузы помогают нам охватить тот спектр вопросов, которые могут присутствовать в олимпиадных заданиях и которые мы не можем за неимением времени охватить сами. Что нам еще помогает? Безусловно, серьезное психолого-педагогическое сопровождение как детей, так и педагогов. Особенно важна психологическая помощь при выборе профиля. У нас предпрофильная подготовка длится весь 7-й класс. С психологом ребята определяются в направленностях, проходят тестирование, а также посещают индивидуальные консультации как сами, так и с родителями. Такая серьезная работа способствует тому, что смена профиля происходит очень редко и, как правило, по настоянию родителей.- Другими словами, ваша модель цветка – волшебная?- В нашем лицее у любого ребенка есть возможность применить себя в разных направлениях, примерить на себя разные роли. Разве это не чудо?
Комментарии