Учебный художественный музей имени И.В.Цветаева, открытый 30 июня 1997 года, является отделом Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и составной частью Музейного центра Российского государственного гуманитарного университета на Миусской площади.
В 7 залах музея представлено 750 гипсовых слепков и копий с памятников искусства Древнего Египта и Передней Азии, Древней Греции, Рима, европейского Средневековья и эпохи Возрождения, хранящихся в главных музеях Парижа, Лондона, Берлина, Каира, Санкт-Петербурга, а также во многих музеях Италии, Германии, Нидерландов.Экспозиция ГМИИ имени А.С.Пушкина на Миуссах знакомит с основными этапами развития мирового искусства с древнейших времен до XVI века на примере наиболее выдающихся памятников. В ней можно увидеть большую статую фараона Хефрена и рельефы из гробницы Хесира, одного из танисских сфинксов Аменемхета III, рельефы ассирийских дворцов и образцы скульптурного убранства афинского Парфенона, портретные статуи Софокла и Демосфена и другие знаменитые произведения. Экспозиция построена таким образом, чтобы представленные в ней слепки не повторяли (за редким исключением) памятники, находящиеся в залах главного здания Музея изобразительных искусств на ул. Волхонка.В Учебном художественном музее имеются также отдельные слепки из предшествовавшей ГМИИ небольшой коллекции Московского университета, изготовленные в 1850-е и 1880-е годы, из Румянцевского музея (1862 г.), а также дары и приобретения более позднего времени. Однако подавляющее большинство гипсовых слепков было изготовлено по заказу И.В.Цветаева (1847-1913 гг.) на рубеже XIX-XX веков для строящегося в Москве Музея изящных искусств, который открылся в 1912 году на Волхонке. Музей истории классического искусства, созданный И.В.Цветаевым, задумывался им как общедоступное культурное и образовательное учреждение, столь необходимое москвичам, и именно как музей слепков. И.В.Цветаев действовал в русле мировой музейной практики того времени – многие европейские музеи, и особенно университетские музеи, специально создавали собрания гипсовых слепков с лучших памятников классического искусства. Будучи профессором Московского императорского университета, И.В.Цветаев понимал значимость такого «учебного пособия», которое бы давало возможность ознакомиться с историей искусства не только на страницах книг и альбомов, но изучать ее на памятниках в пространстве музея. Каждая такая гипсовая коллекция отражала вкус и знания человека, ее создававшего, и И.В.Цветаев при помощи своих коллег из различных музеев создал одно из наиболее полных музейных собраний, состоящих из лучших по качеству гипсовых отливок с форм, зачастую специально изготовленных для его заказа.На протяжении XX века музей рос, его коллекции пополнялись; значительно увеличилось количество подлинных произведений искусства, которые было необходимо демонстрировать публике, и поэтому многие слепки постепенно перемещались в запасники, где в течение нескольких десятков лет их могли видеть только специалисты.Но в середине 1990-х годов ситуация для слепков изменилась. По инициативе И.А.Антоновой, поддержанной ректором РГГУ Ю.Н.Афанасьевым, в стенах молодого, активно развивающегося университета в центре Москвы была создана новая музейная площадка – музей слепков, где после реставрации были представлены гипсовые слепки из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина. Этот совместный проект с самого начала задумывался как образовательный, рассчитанный как на студентов РГГУ, так и на московских школьников, учащихся художественных школ и вузов.Открытый для широкой публики, Учебный художественный музей в то же время служит базой для школьных и студенческих занятий, возрождая цветаевскую традицию непосредственной связи музея с учебным процессом и образовании средствами искусства. Его тематика и хронологически выстроенная экспозиция позволяет согласовывать посещения музея со школьной программой. Этот уникальный образовательный ресурс также может быть использован учителями, которые сами формируют задания для школьников с учетом их «семейного» посещения музея, так и групповых «школьных» посещений экспозиции, где в процессе занятия ученики осваивают новую тему с учителем или научным сотрудником музея.В год 870-летия Москвы Учебный художественный музей отмечает свой двадцатилетний юбилей и 170-летие И.В.Цветаева различными выставочными мероприятиями и тематическими экскурсиями. С нетерпением ждем школьников.Ника ЛАВРЕНТЬЕВА, заведующая отделом «Учебный художественный музей имени И.В.Цветаева» Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, кандидат искусствоведения
Комментарии