В Москве состоялся II съезд Российского общества «Знание», на котором делегаты из 71 региона страны подвели итоги минувшего трехлетия и утвердили стратегию развития организации до 2024 года. Напомним, что указ о создании общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» был подписан Президентом РФ в декабре 2015 года. Как отметила в своем выступлении председатель общества Любовь Духанина, за три года «Знание» прошло период становления в новом формате. Его отделения созданы во всех регионах России. Лекторы общества «Знание», число которых достигает 3500 человек, используют в своей деятельности современные формы просветительской работы: деловые игры, проектные сессии, web-конференции. В год число мероприятий доходит до 1000. Общество не только реализует просветительские проекты, но и преобразует рынок труда, создавая новые профессии. Так, по инициативе «Знания» и при его непосредственном участии был разработан профессиональный стандарт «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)». До 2024 года планируется создать тысячу центров цифровой грамотности во всех регионах страны.
Чем интересен этот проект для школ и насколько ими востребованы инициативы общества «Знание»?
Любовь ДУХАНИНА, председатель Российского общества «Знание», заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:
– Цифровой куратор – это профессия нового поколения, необходимая для достижения прорыва в цифровой грамотности наших граждан. Получить ее не мешают ни возраст, ни уровень образования, ни профессиональный стаж. В этом ее большое преимущество. Чем интересен и полезен цифровой куратор школе? Для старшеклассников цифровой куратор – это и одно из направлений профориентационной работы, и возможность получить первую профессию. Сегодня каждый пятый подросток говорит о том, что школа никак не помогает определиться с направлением будущей трудовой деятельности. А начальный уровень профессии «цифровой куратор» – это квалификация «консультант-стажер», освоить который могут даже ученики 10‑11‑х классов, пройдя курсы профессионального обучения. Ребята, выбирающие это направление подготовки, смогут понять, подходит ли им сфера работы с людьми, с цифровыми продуктами, почувствовать свои сильные и слабые стороны в профессиональном общении. Более продвинутый квалификационный уровень цифрового куратора – консультант. И в условиях набирающей темпы цифровизации образования профессиональные знания и умения таких консультантов могут, как никогда, быть востребованы в школе. Работают школьные серверы и сайты, функционируют электронные дневники и классные журналы, социальные сети и группы в Telegram. Нагрузка по жизнеобеспечению школьных информационных систем сегодня в основном лежит на плечах учителей информатики. А с появлением цифрового куратора соответствующую консультационную поддержку могут оказывать обученные специалисты. Они также могут помогать и в подготовке новых учебных инструментов. Цифровой куратор – профессия, обращенная в будущее. У нее большие перспективы. Поэтому общество «Знание» ставит перед собой глобальные цели – подготовить в ближайшие пять лет 10 тысяч цифровых кураторов и обучить по программам цифровой грамотности 2 миллиона граждан нашей страны.
Лариса КЛИМОВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора Гимназии имени Андрея Платонова, Воронеж:
– Все, что касается цифровых технологий, сегодня очень востребовано школами. Поэтому проект «Цифровой куратор» общества «Знание» наверняка будет интересен многим. Популяризация цифровых технологий сегодня воспринимается как новое направление работы. Например, наша гимназия сейчас рассматривает участие в конкурсе на получение грантов по программе «Цифровая экономика». Нас заинтересовало направление, в котором можно представить свою работу по развитию и распространению лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков по таким предметам, как математика, информатика и технология. Надо представить положительные результаты в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики». Как мне кажется, просветительская работа общества «Знание» во многом перекликается с этой программой.
Наталья КАРМАЗИНА, и. о. первого заместителя министра образования Карелии, Петрозаводск:
– О работе общества «Знание» пока в Карелии знают на уровне Министерства образования, а учителя и директора карельских школ осведомлены недостаточно. По моим прогнозам, работа общества будет активно продвигаться и в столице, и в регионах. Для Карелии, например, это шанс обучить молодежь и людей предпенсионного возраста цифровой грамотности, о которой говорят сейчас на уровне Правительства России. Что для жителей мегаполисов само собой разумеющееся, то для регионов пока представляет сложность. Для многих жителей сельской местности знакомство с Интернетом уже сложность. Важно научить людей не только переходить с сайта на сайт, но и вести себя в социальных сетях, оплачивать счета, записываться к врачам через портал госуслуг. Все это разработано в стандарте для новой профессии «цифровой куратор». Чем больше будет грамотных людей, тем лучше. Министерству предстоит контролировать качество обучения. Человек, который получит профессию цифрового куратора, должен быть порядочным, ответственным. Для людей одиноких, у кого, например, нет рядом родственников, это еще и шанс на работу, общение, социализацию. В Москве уже подготовили тех, кто будет учить цифровых кураторов в регионах. Карелия инициативу общества «Знание» готова поддержать!
Валентина КРАСНОСЕЛЬСКИХ, директор средней школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля, Пермь:
– В нашей школе принята и реализуется программа по созданию системы профессиональных проб «Ориентир». Главной целью создания такой системы является профессиональное самоопределение учащихся и помощь им в выборе стратегии дальнейшего развития как будущих профессионалов. Поэтому мы с особенным интересом восприняли информацию о профессии «цифровой куратор». Думаю, в ближайшем будущем у нас появится еще одна профессиональная проба, связанная с квалификацией «консультант-стажер» Убеждена, что этот проект будет полезен и интересен многим российским школам.
Татьяна П., учитель физики, Нижний Новгород:
– Советское общество «Знание» активно работало в нашем городе до 90‑х годов прошлого века. Я и сама ходила на их лекции, и учеников водила. Потом был долгий перерыв, а лет 6‑7 назад я с радостью увидела афишу о возобновлении их публичных лекций. Но ренессанс был недолгим. Всего лекций пять или шесть. С тех пор про общество «Знание» я не слышала, а жаль. Нам очень нужен такой ресурс. И наука, и просветительство, и ликвидация цифровой безграмотности – все это очень важно сейчас. Я думаю, что многие школьники с удовольствием приобрели бы профессию «цифровой куратор».
Комментарии