В нашей стране, похоже, очень любят эксперименты, особенно в образовании. Хлебом не корми наших реформаторов, дай им только свободу действий. Разумеется, мир стремительно меняется, и как бы мы ни хотели отгородиться от современных технологий, сейчас это невозможно, а самое главное – во вред развитию. Однако где та тонкая грань, которая отделяет полезное от губительного для наших детей и в целом для образования? Почти три месяца дистанционного обучения во время пандемии коронавируса были восприняты родительской общественностью в большей степени отрицательно. И потому уже одно название «эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды» вызвал у российских родителей недоверие, а зачастую и возмущение. Поэтому так важны разъяснительная работа региональных министров, участвующих в проекте, и, разумеется, позиция Министерства просвещения России. От того, насколько компетентно и разумно смогут объяснить федеральные и региональные чиновники, зачем нужна цифровая образовательная среда, какие результаты она даст, а главное – то, что она ни в коей мере не заменяет и не отменяет традиционное образование, зависит в конечном итоге не только успех этого эксперимента, но и в целом доверие родительско-учительской среды к тем новшествам, которые сейчас происходят в образовании. Особенно важна в этом вопросе поддержка учительского сообщества. Ведь именно от педагогов зависит успех или неуспех любой реформы, любого эксперимента, любого, даже самого малого, начинания. Именно им работать с детьми, общаться с родителями, доносить в простой и доходчивой форме суть образовательных инноваций, которые должны способствовать повышению качества образования, стиранию различий между городом и селом, между столичными и удаленными образовательными организациями. За цифровизацией образования будущее, однако без учителя, без его личного примера, личного общения с учеником никакая самая современная цифровая образовательная среда не сможет сформировать образованного, воспитанного и высоконравственного гражданина России, патриота своей страны, готового жить в новых, быстро меняющихся условиях, умеющего применять свои знания на практике, живущего в гармонии с самим собой и окружающими его людьми.
Светлана РУДЕНКО
Будь готов
Информация об очередных нововведениях вызвала новую волну обеспокоенности россиян
В России проведут эксперимент по внедрению модели цифровой образовательной среды. Постановление правительства опубликовано на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, где до 10 июля проходит его общественное обсуждение. Документ утверждает положение об эксперименте, целевую модель цифровой образовательной среды (ЦОС) и перечень регионов-участников.
Где и когда
Эксперимент будет проводиться в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» с 1 сентября 2020 по 31 декабря 2022 года. Он охватит школы, колледжи и техникумы, а также дополнительное образование детей и взрослых.
Регионы-участники: Алтайский и Пермский края, Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области и Ямало-Ненецкий автономный округ.
После вступления в силу постановления Министерство просвещения РФ в течение 60 дней должно определить оператора федеральной государственной информационной системы «Моя школа». Также за два месяца министерство разработает, согласует с Минкомсвязи и утвердит план мероприятий по проведению эксперимента. Регионы-участники за четыре месяца должны разработать свои «дорожные карты».
Цели
Согласно пояснительной записке эксперимент проводится для создания и апробации цифровой образовательной среды и обеспечения возможности ее использования на постоянной основе на всей территории РФ.
В самом документе отмечается, что цель создания цифровой образовательной среды – «обеспечение равных условий качественного образования детей вне зависимости от места их нахождения». Для этого планируется предоставить ученикам и педагогам доступ к платформе ЦОС, а также сформировать в образовательных организациях, городах и регионах универсальные способы организации цифрового образовательного пространства.
Что предлагается
В задачи эксперимента, в частности, входит:
создание федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды и апробация ее функционала, которая включает:
– унификацию и автоматизацию образовательных процессов;
– автоматизацию проведения независимых диагностик качества образования;
– организацию обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
– организацию коммуникационной среды, в том числе с использованием мессенджеров и соцсетей;
– использование технологии анализа массивов больших данных;
оснащение образовательных организаций материально-технической базой, в том числе:
– высокоскоростным Интернетом (не менее 100 Мб/с для города и не менее 50 Мб/с для села);
– компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением;
– кабельными и локальными вычислительными сетями, системами контроля и управления доступом, видеонаблюдения;
централизованная обработка и управление информацией об участниках ЦОС и объектах образовательного процесса на базе портала госуслуг.
Так, в течение года с даты начала эксперимента Минпросвещения должно обеспечить разработку раздела «Мое образование» на портале госуслуг в качестве сервиса «одного окна», с помощью которого родители и ученики получат доступ к образовательным ресурсам и возможность использования в электронном виде образовательных услуг. Министерство будет вести реестр поставщиков контента и образовательных сервисов.
Также за первый год эксперимента будут запущены региональные информационные системы и ресурсы, предполагающие:
– электронные документооборот, дневник, журнал, расписание, библиотеки образовательных материалов, отчетность;
– планирование финансово-хозяйственной деятельности;
– учет освоения дополнительных общеобразовательных программ;
– учет достижений обучающихся по результатам их участия в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах;
– коммуникационную среду участников образовательного процесса и систему быстрого обмена сообщениями.
Реакция регионов
Информация о проведении эксперимента вызвала новую волну возмущения родителей и педагогов, особенно в регионах-участниках. Реакция эта была предсказуема, ведь еще не успели утихнуть страсти по дистанту. Несмотря на то что Минпросвещения и Рособрнадзор не раз называли фейками сообщения о планах по полному переводу школ на дистанционное образование, многие до сих пор опасаются этого. Поэтому странной и опрометчивой выглядит публикация подобного документа без предварительных подготовки и обсуждения.
Региональным министерствам образования пришлось опровергать новости о переходе на дистант. Так, в Минобрнауки Кузбасса заявили о том, что официальные документы «неверно трактуются». В министерстве пояснили, что реализация проекта началась в Кузбассе в 2019 году и завершится в 2022‑м. В рамках него планируется оснастить современным оборудованием школы, техникумы и колледжи. В школах будет проведен высокоскоростной Интернет. Также будут созданы электронные базы данных, образовательные сервисы, апробированы сервисы мгновенного обмена сообщениями.
«Цифровизация образования является одним из инструментов проекта, проект не предполагает замену учителя на робота, учебника – на планшет, школы – на Интернет и онлайн-курсы. Переход на дистанционное обучение в рамках данного проекта не планируется», – говорится в сообщении регионального ведомства.
Министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман решил прояснить ситуацию в очном порядке, проведя встречу с обеспокоенными родителями. Он рассказал, что проект по внедрению цифровой образовательной среды реализуется в регионе третий год. В рамках него новое оборудование уже закупили в 42 школы.
«Это не про дистанционное обучение, это про то, чтобы в школы пришло хорошее оборудование… Школы будут работать, как и работали, и никто закрывать их не собирается», – заявил министр.
Однако возмущенных мам не удовлетворил этот ответ.
– Кто-нибудь просил проводить над нами такие опыты, эксперименты? Я не просила, – высказалась одна из участниц встречи.
Выяснилось, что родители опасаются, что проект приведет к полному переводу образования на «удаленку» или даже «изъятию детей из семей и обучению в специальных заведениях». Взрослых смущает и сама формулировка: «Почему оснащение оборудованием – это эксперимент, а не обязательное условие для всех регионов страны?»
В результате мамы астраханских школьников перечислили все проблемы и трудности, с которыми столкнулись на дистанте, – от некачественного обучения до увеличения времени, проведенного ребенком за компьютером. Обсуждение получилось громким и еще раз подтвердило: вынужденный дистант нанес серьезный удар по семьям, у родителей накопились усталость и напряжение. И новость о введении эксперимента по цифровизации может стать той спичкой, которая вызовет социальный взрыв.
Ответ Минпросвещения
В Минпросвещения отреагировали на ситуацию лишь спустя несколько дней. Документ был опубликован 26 июня, а 30‑го в ведомстве пояснили, что внедрение целевой модели ЦОС не подразумевает ухода от традиционных занятий в школах. В министерстве добавили, что дистанционное обучение «высветило зоны, требующие существенного улучшения в техническом и материальном оснащении». Внедрение цифровой образовательной среды призвано выровнять ситуацию.
«Речь идет не о замене одного вида обучения, очного, другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ. Еще раз подчеркну: мы рассчитываем начать учебный год традиционно в сентябре, и все школьники сядут вновь за парты», – заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Однако кажется, что теперь ситуацию сможет успокоить лишь традиционная линейка 1 сентября.
Мария ДМИТРИЕВА
Всегда готов
Взгляд из регионов
Марат НЫКЫШОВ, заместитель директора Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа:
– Мы включились в этот эксперимент, так как у нас достаточно давно реализуются широкие инфраструктурные проекты. Например, с 2011 года мы реализовывали на территории округа проект «Один ученик – один компьютер», что позволило обеспечить достаточно высокую степень оснащенности школ. Если говорить в конкретных цифрах, то обучающиеся 2-8‑х классов школ региона на 100% обеспечены компьютерной техникой. Это достаточно большой показатель, и в период пандемии, когда мы были вынуждены перейти на дистанционные образовательные технологии, дополнительно было выдано 11600 ноутбуков для ребят, что позволило нам благополучно пройти эти испытания.
У ЯНАО есть одна немаловажная особенность – периоды неблагоприятных погодных условий, в которые ребята остаются дома. Важно, чтобы они имели доступ к цифровым образовательным платформам, к учителю и не прерывали образовательный процесс.
Самое важное для нас в рамках данного эксперимента – техническое переоснащение школ, увеличение скорости доступа в Интернет. Это предполагает модернизацию цифровой инфраструктуры в самих образовательных организациях.
В настоящий момент в ЯНАО высокоскоростным Интернетом (100 Мб/с в городах и 50 Мб/с в сельской местности) обеспечены 51% образовательных организаций. Мы поставили себе задачу обеспечить такие скорости доступа в Интернет в 100% образовательных организаций региона до 2021 года. За счет нашего участия в этой программе высокоскоростной доступ в Интернет получат и образовательные организации в отдаленных поселках.
Что же касается создания единого портала «Моя школа», то он позволит решить ряд проблем. Если приводить житейские примеры, то учащийся младшей или средней школы остается один дома, и сейчас для занятий ему нужно регистрироваться в различных образовательных платформах, вводить логин и пароль. Это может вызвать определенные сложности, а кроме того, встает вопрос цифровой безопасности и цифровой гигиены, так как наши персональные данные оказываются сразу на многих площадках. Наличие одного надежного механизма авторизации, безусловно, обеспечит безопасность персональных данных.
Кроме того, другой важный нюанс – весь контент, который будет попадать на этот цифровой портал, будет проходить экспертную оценку.
Я понимаю и разделяю опасения родителей, когда информация о ЦОС была преподнесена несколько однобоко и с учетом того, что четвертую четверть мы проучились с использованием дистанционных образовательных технологий. Многих родителей это серьезно напугало. Тем не менее хотелось бы, чтобы общественность понимала, что речь идет прежде всего об инфраструктурной модернизации, мы приводим ее к единым требованиям.
Александр АНИКЕЕВ, министр образования и науки Калужской области:
– Эксперимент по внедрению ЦОС в отличие от проектов, реализованных ранее, предполагает комплексное решение цифровизации школ, прежде всего модернизацию цифрового контура, инфраструктуры, увеличение скорости доступа в Интернет, оптимизацию процессов управления качеством образования. Ранее были отдельные решения по узким проблемам. Теперь процесс будет комплексным.
Каждый из нас пользуется интернет-мессенджерами, обращается к сайту «Госуслуги», имеет хотя бы один аккаунт в социальных сетях и ежедневно заходит в поисковые системы за актуальной информацией по разным темам. При этом школа, учителя, родительское сообщество до сих пор считают, что цифровые технологии наносят вред школьнику, а сам процесс цифровизации представляет опасность для граждан. Эти устойчивые мифы связаны с тем, что IT-сфера в нашей стране получила развитие и распространение только в последние годы. Да, это очень концептуальные инициативы. Например, создание центров цифрового образования «IT-куб», проведение высокоскоростного Интернета в школах. Однако нужно и дальше развивать эти инициативы.
Наше министерство вышло в правительство Калужской области с предложением о разработке и внедрении модели комплексной цифровизации образования в регионе. Это всестороннее обновление всех форм образования. Мы хотим, чтобы у школьников была возможность составления цифрового портфолио, а в школе велся индивидуальный электронный учет достижений учащихся. Учитывая опыт пандемии, планируется использование цифровых платформ для ведения видеоуроков в случае необходимости. Во многих школах уже давно пользуются электронными журналами и дневниками, но еще впереди работа по усовершенствованию этой системы и окончательному отказу от обращения к бумажным носителям. Цифровые новшества хотелось бы внедрить и в систему школьного питания, чтобы в школе у всех была возможность безналичного расчета в столовой и возможность пользоваться электронным меню. Значимость проекта цифровизации мы видим в открытии новых возможностей для учеников, которые смогут с помощью высокоскоростного Интернета работать с информацией крупнейших образовательных и научных ресурсов всего мира.
Мы знаем, что сейчас многие понимают под цифровизацией прежде всего полный переход на дистанционное обучение. Это абсолютно неверно. Такие представления связаны с очень непростым опытом дистанционного обучения в период пандемии коронавируса в апреле – мае 2020 года. Были сложности, особенно в районах, где слабое интернет-соединение. Но в итоге организация дистанционного обучения в Калужской области получила высокую оценку.
Будущее цифровых технологий уже наступило. Нам нужно не избегать этой реальности, а использовать ее для повышения качества образования наших детей.
Максим КОСТЕНКО, министр образования и науки Алтайского края:
– Перехода на дистанционное образование и обучение в новом учебном году не будет. С 1 сентября все школьники края сядут за парты, и для них начнется вполне обычный учебный процесс. Внедрение ЦОС предполагает расширение возможностей образовательного процесса, а не полный переход на удаленное обучение. И все внедренные электронные ресурсы в первую очередь нужны для дополнительного образования ребенка. Участие в проекте – это отличная возможность для детей региона получить доступ к хорошему образованию независимо от того, в какой школе они учатся. Наш край аграрный, и очень много школ находится в отдаленных селах. И во многих школах массово не обновлялись компьютеры аж с 2008-2010 годов. Не говоря уже об Интернете, не во всех школах он есть и не везде хорошо работает. Мы очень нуждаемся в обновлении парка компьютерной техники, улучшении Интернета, приобретении интерактивных досок. Поэтому этот проект – хороший подарок для школ Алтайского края, который заключается в обновлении материально-технической базы в образовательных учреждениях.
Сергей ЗЛОБИН, министр науки и образования Нижегородской области:
– Прежде всего хотелось бы отметить, что участие Нижегородской области в качестве пилота проекта ЦОС не предполагает изменения образовательного процесса, то есть мы точно так же продолжаем учиться в школах, как это было и ранее. Система образования Нижегородской области является активным участником национальных проектов, в частности нацпроектов «Образование» и «Цифровая экономика». В рамках данного проекта в этом году 195 школ получат новую цифровую инфраструктуру для внутреннего пространства. Это оборудование, начиная от входных групп и заканчивая сервисным оборудованием, локальной внутренней сетью и так далее, и так далее. Все 195 школ в полной мере будут оборудованы в соответствии с требованиями современной образовательной среды. Параллельно с этим в рамках нацпроекта «Образование» 128 образовательных организаций нашей области участвуют в работе по созданию собственной цифровой образовательной среды. В школы направляются оборудование, компьютерная техника, оргтехника, презентационная техника, мобильные комплекты обучающихся. Пилотная группа из 14 субъектов создается для синтеза тех задач, которые стоят в рамках нацпроектов «Цифровая экономика» и «Образование» в части создания ЦОС. Таким образом, работа начинается не сейчас, она идет уже последние два года в рамках нацпроектов, создан определенный задел в рамках решений нацпроектов «Цифровая экономика» и «Образование». Поскольку задача цифровизации школы является смежной задачей, создана пилотная группа по отработке данных решений. Еще раз подчеркну, что это не приводит ни к каким изменениям традиционного образовательного пространства, то есть дети продолжают учиться в школе. Говорить о том, что эти школы переходят на дистанционный режим обучения, категорически неверно.
Что ЦОС даст школам и что даст родителям? ЦОС станет единой площадкой, на которой будут собраны все образовательные ресурсы, рекомендованные родителям, которыми они смогут пользоваться либо в рамках самостоятельной работы, либо в рамках тех задач, которые ставятся в школе. Мы в условиях ускоренного перехода к дистанционному обучению в связи с коронавирусом столкнулись с проблемой, что очень часто тот контент, который присутствует на тех или иных образовательных платформах, не в полной мере соответствует стандартам обучения, не в полной мере отвечает психоэмоциональным или иным особенностям ребенка. На создающуюся в рамках пилотного проекта платформу будут загружены только тот контент, те видеотрансляции и те образовательные ресурсы, которые полностью соответствуют требованиям, которые предъявляются к образовательному продукту. Кроме того, это будет выстроенная коммуникационная система между родителями, детьми, учителями и учениками. Каждый родитель будет видеть результаты труда своего ребенка, задания, возможные вопросы или решения, которые будут ему интересны, точно так же дети и учителя будут владеть всей статистикой и всей полнотой информации по данному вопросу. Кроме того, данная система позволит нам наконец-то уйти от рутинной бумажной работы, которая сопровождает труд наших директоров и учителей. Мы говорим о создании базы больших данных – в рамках пилотного проекта будет доступна вся статистика по контингенту, по успеваемости и иным показателям, которые необходимы для подготовки различных статистических, информационных отчетов, справок или анализа ситуации для стратегического развития образования. Таким образом, ЦОС станет реальным инструментом управления отраслью. Но подчеркну еще раз: данная работа продолжается уже два года. Сейчас создание «пилотов» связано только с синтезом двух нацпроектов и разработкой единой системы в рамках этих двух проектов.
Позиция бизнес-сообщества
Алексей ПОЛОВИНКИН, основатель онлайн-школы «Фоксфорд» и CEO направления развития цифрового образования TalentTech:
– Мы постоянно взаимодействуем с Министерством просвещения и всегда открыты сотрудничеству с ведомством. Инициативы по цифровизации процесса обучения крайне важны для всей системы школьного образования. Необходимость постепенного введения цифровых инструментов в школах подтверждается активным развитием образовательных сервисов как государственными, так и частными компаниями. Они уже показали свою эффективность в период карантина, когда помогали школам обеспечить переход на дистанционное обучение. Так, команды TalentTech и «Фоксфорда» активно взаимодействовали с регионами. Там уже хорошо знакомы с нашими решениями, которые могут быть применены в инфраструктуре ЦОС.
Старт эксперимента приходится на непростой период. Учебный год 2019-2020 закончился в атмосфере повышенного стресса для учителей и родителей школьников. Их пугает перспектива продолжения обучения в дистанционном формате, переход на который дался очень тяжело. Сейчас в названии «цифровая образовательная среда» настораживает прежде всего слово «цифровая», потому что оно ассоциируется с дистанционным обучением.
Цифровая образовательная среда – это целый комплекс диджитал-инструментов, которые сделают школу современной и дадут толчок развитию среднего образования: это и материально-техническое обеспечение, и образовательные сервисы с контентом, и платформа для проведения видеоуроков. Для того чтобы ее внедрение прошло успешно, учителям необходимо обладать цифровыми компетенциями, знать модели построения уроков при смешанном обучении, применять на практике новые педагогические методики. Мы не сильно продвинемся, если технически оснастим школу, но не обучим педагогический состав работать в новой системе и не продемонстрируем реальную пользу этих технологий.
Навыки работы с цифровыми инструментами пригодятся не только регионам, в которых будет проходить эксперимент. Врио главы Рособрнадзора Анзор Музаев заявлял о том, что опыт перехода на дистанционное обучение планируют использовать во время сезонных вспышек простудных заболеваний для обеспечения непрерывности учебного процесса. Значит, освоить навыки работы с цифровыми инструментами необходимо в любом случае всем педагогам, и чем раньше, тем лучше. Так они будут увереннее чувствовать себя в случае необходимости временно работать в дистанционном формате в период сезонного карантина».
Мнение
Арслан ХАСАВОВ, главный редактор «Учительской газеты»:
– Анонсирование эксперимента по внедрению Цифровой образовательной среды, который должен начаться в полутора десятках регионов страны уже с 1 сентября 2020 г., взбудоражило многих. Аккаунты в социальных сетях бурлят, причем даже у тех, кто не связан с темой образования профессионально. И понятно, почему.
За время самоизоляционных дистанционных занятий стены образовательных организаций, образно говоря, растворились. И теперь не только учителя, но и сами школьники заодно с родителями задаются самыми разнообразными вопросами, главный из которых, пожалуй: «Не будет ли теперь так всегда?»
Высказался даже глава государства Владимир Путин, который вновь подчеркнул, что в России не планируется полностью подменить дистанционным обучением очное. Мне, к слову, тоже звонили мои коллеги-журналисты и, что называется, на полном серьезе интересовались, не станет ли дистант единственной формой получения образования детьми из малообеспеченных семей? И, напротив, не превратится ли привычная для нас школа по-своему эксклюзивную опцию для богатых?
Мы с коллегами попытались разобраться в том, что на самом деле предполагает эксперимент по внедрению ЦОС. Обещаем, «Учительская газета» обязательно продолжит следить за развитием ситуации.
Комментарии