search
main
0

Ценности культуры взаимопонимания

Школьная служба примирения

В народе принято считать:
Конфликта лучше избегать.
Перерастет потом он в ссору,
Конца не будет разговору…

Валерия Марушевская

 

Мы часто слышим выражение: «Сколько людей, столько мнений». И любой согласится, что это действительно так. У каждого из нас свои темперамент, характер, личностные особенности, поэтому каждый по-своему воспринимает ту или иную ситуацию, в которой он оказывается. Эти различия в восприятии ситуации часто приводят к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу, их интересы вступают в противоречия друг с другом. Возникает конфликт.

Восстановление человеческих взаимоотношений, способности к взаимопониманию, ценности примирения, приглашение к ответственному поведению – это все восстановительные практики, которые используют школьная служба примирения и школьные медиаторы.

Восстановительные практики, которые использует школьная служба примирения, направлены как на исцеление причиненной боли, так и на заглаживание вреда. Во время совместной общей встречи благодаря медиатору формируется атмосфера участия и заботы друг о друге, создаются переживание общности и возможность увидеть другого человека в совершенно новом свете. Также во время восстановительной работы люди делятся друг с другом очень важным для них: своим видением ситуации, своими чувствами, болью, а это в свою очередь способствует развитию позитивных человеческих отношений.

В качестве примера работы службы примирения нашей школы приведем самый обычный случай, который может произойти, наверное, в каждой школе: мальчишки, учащиеся пятого класса, поссорились, а спустя какое-то время, не решив свой спор, подрались. С помощью классного руководителя им удалось помириться и продолжить общение друг с другом.

Однако ощущение того, что один ударил чуть больнее, другой сгоряча наговорил много обидного и неприятного, никуда не ушло и не рассосалось. И даже в результате открытого столкновения конфликт между мальчиками себя не исчерпал. Наоборот, каждый раз при любом удобном случае давал о себе знать: один нечаянно зацепит, другой посмеется над допущенной ошибкой при ответе; один что-то неприятное скажет, другой без разрешения возьмет вещь. И постепенно данные взаимоотношения привели к вражде и новой драке между ребятами.

По совету классного руководителя ребята обратились в школьную службу примирения. Медиаторы службы, один взрослый человек и волонтер-старшеклассник, внимательно выслушали каждую сторону конфликта, постарались понять их чувства и прояснили, готовы ли мальчики обсудить проблему на общей примирительной встрече для решения данного конфликта. По итогам примирительной встречи, где ребята поделились друг с другом своим видением ситуации, своими ощущениями и чувствами, готовностью и возможностью изменить свое поведение, чтобы каждому было безопасно, спокойно и комфортно в классе, собственной ответственностью за свои поступки, мальчики пожали друг другу руку и довольные отправились домой. А если подросток самостоятельно принимает решение, то, как правило, он будет стараться его придерживаться и выполнять. На сегодняшний день можем отметить, что ребята спокойно общаются друг с другом, ссор между ними не возникает, даже на уроках они стали работать внимательнее и активнее.

Медиаторы не выносят решений и постановлений, никого не осуждают и не принимают чью-либо сторону. Они помогают организовать диалог, в результате которого стороны конфликта могут принять самостоятельное решение, которое будет устраивать обе стороны конфликта и которому они будут следовать.

Второй случай работы медиа­торов школьный службы примирения, которым мы хотели бы поделиться, – положительный результат в отношениях между родителем и дочкой-восьмиклас­сницей, которая потеряла мотивацию к обучению. Сейчас девочка продолжает отлично учиться, в семье выстраиваются спокойные и доверительные отношения.

Ценности культуры взаимопонимания становятся доступными все более широкому кругу людей – педагогам, учащимся, их родителям, которые готовы пробовать использовать в своей повседневной жизни элементы восстановительных практик, а это делает нашу жизнь позитивнее и приятнее.

Елена ЧЕПРАКОВА, старший педагог-психолог школы №1748 «Вертикаль», кандидат педагогических наук

 

Комментарий

Иван КОЛЕСОВ, куратор кадетских классов, руководитель школьной службы медиации и примирения школы №429 «Соколиная гора»:

– Родитель, отправляя своего ребенка в кадетский класс, надеется на то, что ребенка приучат к дисциплине. Однако среди конфликтологов существует гипотеза, что именно в кадетских классах велика доля конфликтов среди учащихся, да и проходят конфликты здесь наиболее остро. Попробуем разобрать эту гипотезу, а также специ­фику создания безопасной образовательной среды в кадетских классах.

Подростковый возраст характеризуется обострением как внутриличностных конфликтов, так и конфликтов с окружающими. А условия кадетских классов создают для подростков существенную психоэмоциональную нагрузку: более строгий режим дня и контроль, чем в обычных классах (но не такой строгий как в кадетских корпусах), соблюдение ритуалов воинской службы, строевая подготовка, ношение формы, подчинение командирам и офицерам-воспитателям. При этом ребята кадетских классов каждый день видят других учеников школы, на которых подобные нормы и требования не распространяются, а режим дня и обучения, по их мнению, значительно легче.

Кроме этого, единство особых правил и норм поведения для кадет, единство формы создает в образовательном учреждении особую группу, особую кадетскую субкультуру (особенно важно учесть, что кадеты с 7‑го по 11‑й класс участвуют в общих делах, таких как ежедневные построения, подготовка к торжественным внутри- и общешкольным мероприятиям). И даже некоторые учителя наделяют учащихся уже не только словом «ученик», а в противопоставление всем остальным учащимся – «кадет». Именно в противопоставление. И, например, при разборе какого-то происшествия нередко звучит: «У Степы Иванова был конфликт с кадетом (кадетами)». Естественно, дети это чувствуют, и постепенно происходит закрепление противопоставления кадет и учащихся «гражданских» классов.

Школьная служба примирения и медиации призвана помочь сторонам найти выход из конфликта с минимальной ценой, выровнять коммуникацию между участниками, помочь конфликтующим услышать друг друга. Главное – обратиться в службу, не замалчивать конфликтную ситуацию.

Тренинги по формированию навыков установления контакта, реагирования на агрессивное поведение, вербализация эмоций, обучение подростков технике «я-сообщения» и эхо-технике значительно снижают количество конфликтов. Техники необходимо регулярно отрабатывать на кейсах в условиях, как говорят военные, «приближенных к боевым». А переход от директивного решения конфликтных ситуаций к альтернативным методам решения споров, к восстановительной системе правосудия, как показывает практика, повышает осознанность участников конфликтов в процессе их разрешения, учит их возлагать на себя ответственность и снижает число рецидивов. На наш взгляд, переговорные и коммуникационные компетенции для будущих государственных служащих важны не менее, чем навыки надевания ОЗК на время.

Подобные мероприятия могут проводить как специалисты школьных служб примирения и медиации, так и волонтеры. При этом волонтеров для работы в кадетских классах следует привлекать из их же числа. Именно по такому пути мы и пошли в нашей школе, и кадеты, которым уже близка волонтерская деятельность, с удовольствием сами посещают занятия и оказывают посильную помощь в проведении мероприятий службы.

Действенным способом является и проведение собрания класса в виде профилактического круга сообщества, а не только в виде доведения информации по существу на построении. Практика нашей школы показывает, что учащиеся активно осваивают эту восстановительную технологию и с ее помощью разбирают многие вопросы, волнующие их. Несомненным плюсом является и то, что дети самостоятельно берут на себя ответственность при принятии решений в кругу сообщества. А вопрос личной ответственности немаловажен в воспитании будущих защитников Родины. Участие же офицера-воспитателя или классного руководителя в роли ведущего этого круга не только сплачивает коллектив, но и снижает долю психоэмоционального напряжения, возникающего в конфликтных ситуациях между детьми и взрослыми.

Немаловажным является и проведение так называемой партнерской сессии между офицерами-воспитателями, классными руководителями, учителями-предметниками для выработки единых правил работы со всеми кадетскими классами в школе, а также разделения зон ответственности участников образовательного процесса.

Школа №429 – опорная площадка школьных служб примирения в межрайонном совете директоров №12, мы всегда готовы поделиться опытом работы и оказать помощь нашим коллегам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте