Ольга МИХАЙЛОВА, заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения: – Москва готова к тому, чтобы сформировать качественно новую политику по отношению к детям-инвалидам. Раньше каждый департамент работал сам по себе: Департамент образования – учил, Департамент здравоохранения – лечил, Департамент социальной защиты – занимался трудными ситуациями, компенсациями, выплатами, четкой системы реабилитационной помощи не было.
Сейчас мы можем говорить, что Москва имеет общую систему, которая помогает семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывает им грамотную, качественную, квалифицированную помощь. Позиция городских властей, и прежде всего мэра, ставшего инициатором объявления Года равных возможностей, дорогого стоит. Это как бы лакмусовая бумажка, которая демонстрирует, как чиновник самого высокого уровня настолько понимает проблемы общества, причем не только семей, имеющих инвалидов, что считает: чтобы качественно изменить жизнь москвичей с проблемами здоровья, нужно заниматься и здоровым населением, которое должно правильно понимать вопросы и проблемы инвалидов. Все мероприятия программы Года равных возможностей дают шанс для постепенного решения вопросов по разным направлениям, которые, так или иначе, встают перед всеми, имеющими детей-инвалидов. Учитывая то, что это проблема долговременная, мы не имеем возможности решить ее сразу, к тому же только на приспособление города и создание инфраструктуры нужно не менее 300 миллиардов рублей. Даже в случае, если случится чудо и мы сможем найти на это нужные деньги, все равно проблему инвалидов нельзя решить за год-два-три, это процесс, который в течение длительного времени мы должны проходить все вместе. Поэтому на заседании Правительства Москвы и рассмотрена долговременная стратегия до 2020 года, в которой четко поставлены ориентиры и направления, задачи для всех органов государственной власти Москвы для того, чтобы к 2020 году столица действительно стала городом равных возможностей, городом для всех.
2009 год станет годом, в рамках которого мы отработаем стартовые мероприятия. Если у нас получится, в 2009 году мы отработаем более эффективную и простую систему обеспечения инвалидов, и прежде всего детей-инвалидов, техническими средствами реабилитации (а мы говорим о другом качестве реабилитационной техники, потому что хотим организовать и отработать такую систему индивидуального подбора технических средств реабилитации и услуг в Москве, исходя из того дефекта, который есть у ребенка, из состояния его здоровья, из его потенциальных реабилитационных возможностей, от его социальных притязаний), то, наверное, это пойдет на пользу всем. Москва реализует уже пятую комплексную целевую программу по отношению к инвалидам. В дополнение к Году молодежи, который объявлен президентом в Российской Федерации, мэр Москвы объявил 2009 год Годом равных возможностей. Мы хотим пересмотреть какие-то концептуальные подходы для того, чтобы наши инвалиды-москвичи имели равный доступ к тем услугам в самом широком плане: не только реабилитационным, а услугам и потребления, и общего здравоохранения с точки зрения приближения к месту их жительства. Уже разработанная и принятая Правительством Москвы очень серьезная программа, стратегия улучшения качества жизни инвалидов в Москве, включая детей-инвалидов, до 2020 года, дает нам ориентиры, которые город сейчас анализирует, ведь Москва – огромный мегаполис, и мы хотим точно знать, что можем сделать по каким этапам и по каким объектам.
Огромная проблема для Москвы – создание комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и адаптация объектов социальной, городской, транспортной инфраструктуры. Вся компетенция в сфере градостроительства, регламентации эксплуатации технических средств, в том числе и стационарного подъемного оборудования, – это компетенция федеральных законов. Нет ни одного федерального технического регламента, ни один субъект Российской Федерации не имеет права вмешиваться в эту деятельность. Я знаю, что в недрах федеральных структур есть такой проект технического регламента, который регламентирует все эти вопросы, и нужно ускорить принятие этого документа, создать рабочую группу по разработке или доработке этого документа для того, чтобы использовать опыт субъектов Российской Федерации.
Что касается единой системы учета, в Москве работает единая система учета инвалидов, включая детей-инвалидов, банк данных «Инвалиды». Мы набираем эту информацию с 2000 года, а сейчас уже имеем полную информацию в системе on-line. В настоящее время разработан регистр по такой информационной технологии, которая позволяет учитывать не только инвалидов и детей-инвалидов, но также и потребности в их реабилитации на основании индивидуальных программ реабилитации.
Комментарии