search
main
0

Целый мир. Университет не цех по подготовке специалистов узкого профиля, а сообщество, объединенное духовно целью обучения и воспитания личности

​Говорить о системе высшего образования даже в рамках одной страны, значит, описывать целый мир, живущий по своим законам, в соответствии с собственными ценностями и нормами.

Средоточием и микромоделью этого мира является университет, история которого уходит своими корнями в высокое Средневековье, период феодализма, крестовых походов и церковной схоластики. Внешне отлаженный механизм подготовки специалистов самых различных профилей, а внутри сложная многоуровневая организация. По отношению к социуму университет выступает в качестве социального института, выполняющего функции получения и передачи знаний об окружающей действительности из поколения в поколение. Таков «идеальный тип» университета, принимающий различные виды в прошлом, настоящем и будущем.Писать об университете в целом – пытаться объять необъятное. Как любой социальный институт, он формирует собственные установки и образцы поведения, имеет специфическую идеологию, закрепленную в устных и письменных кодексах, его структуру образует совокупность определенных статусов и ролей. Многогранность рассматриваемого явления задает множество направлений анализа, однако для меня, как социолога и специалиста, начинающего свою педагогическую деятельность, наибольший интерес представляет, с одной стороны, структура социальных связей и отношений, с другой – место преподавателя в этой структуре и в университете в целом. Если рассматривать выделенные грани, то прошлое, настоящее и будущее университета предстают в виде трех образов: сообщество – симулякр – сеть.Университет вчера: сообществоИстория университетского образования насчитывает более девятисот лет в Европе и около трехсот в России. За это время облик социального института претерпел множество изменений: трансформировались принципы устройства, содержание передаваемого знания, базовые ценности. Университет в том виде, в котором он дошел до наших дней, представляет собой наследие прошлого: эта модель соответствует этимологии слова «университет», восходящего к латинскому «universitas» – «общность». Университет – это сообщество преподавателей и студентов, занимающих определенные статусы и играющих различные роли, чья деятельность подчинена общей цели. Это сообщество элитарно (университетское образование доступно немногим), что делает передаваемое в нем знание сакральным. Университет не цех по подготовке специалистов узкого профиля, а сообщество, объединенное духовно, с целью обучения и воспитания личности. С этим связано неформальное название высших учебных заведений – альма-матер. Преподаватель в этом сообществе занимает особое место – это наставник, носитель если не уникального, то элитарного знания.Университет сегодня: симулякрОписанная выше модель вполне подходит для характеристики современного университета, с той только разницей, что сегодня воспроизводится образ, а не само сообщество. Многие практики неотличимы от классической университетской модели, однако за неимением смысла они становятся симулякрами. Так, с развитием компьютерных и интернет-технологий простая трансляция информации от преподавателя к студентам становится неактуальной, однако она продолжает осуществляться за счет сохранения системы статусов и норм, регламентирующих ролевое поведение участников. Статус преподавателя также представляет собой образ, напрямую зависящий от показателей его эффективности: количества публикаций, званий, успеваемости студентов. Симулируется фундаментальность образования путем механического расширения направлений подготовки. С учетом происходящих изменений традиционный статус преподавателя оказывается под угрозой и встает вопрос о том, какую роль будет играть преподаватель в будущем.Университет завтра: сетьПриведу простой пример: сегодня все большая часть обмена информацией между преподавателем и студентом перемещается в интернет-пространство. Это изменяет весь процесс преподавания: оно становится интерактивным. Формируются новые требования к преподавателю – это должен быть специалист, способный на примере показать практическую полезность приобретаемого студентом знания. При этом само знание не должно носить догматический характер, социализация современной молодежи протекает в условиях переизбытка информации, как результат неприятие абсолютных истин. Оптимальной структурой отношений представляется сеть, участники которой взаимодействуют как партнеры, решающие конкретную задачу. Вопрос о возможности реализации данной модели в рамках университетского образования остается открытым.Каким будет завтра университета в целом и преподавателя в частности, зависит от того, насколько оперативно данный социальный институт будет реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Необходимость адаптации очевидна, однако этот процесс должен быть контролируемым, основанным на четком разграничении устаревшего и непреходящего.Любовь МИКЛИНА, ассистент кафедры социологии и культурологии МГТУ имени Баумана, участница конкурса «Молодой преподаватель вуза»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте