search
main
0

Цели, способы и подходы Методы обучения в области прав человека

Подготовка в области прав человека должна основываться на постановке четких целей, учитывающих характер аудитории и направленных на удовлетворение потребностей слушателей. В основе таких программ должны лежать три основные цели обучения:
получение информации и углубление знаний о существующих нормах и стандартах по правам человека и об их значении для осуществления слушателями своих профессиональных обязанностей;
приобретение или развитие навыков, позволяющих обеспечить эффективное осуществление функций и обязанностей соответствующей профессиональной группы при надлежащем уважении и учете прав человека. Простое знание нормативной базы является недостаточным, для того чтобы слушатели могли адекватно определять свое поведение в сфере своей деятельности в соответствии с этими нормами. Приобретение навыков следует рассматривать в качестве непрерывного процесса, в ходе которого эти навыки совершенствуются за счет их применения на практике;
приобретение навыков тактичного обращения, т.е. изменение негативных взглядов или развитие позитивных подходов и поведения, с тем чтобы слушатели признавали необходимость поощрения и защиты прав человека в своей профессиональной деятельности и делали это на практике при выполнении своих обязанностей.
Чтобы подготовка являлась эффективной, она должна преследовать цель углубления знаний, совершенствования навыков и изменения взглядов, с тем чтобы способствовать формированию надлежащего профессиональному поведения.

Организация курсов с учетом потребностей аудитории
При разработке учебных программ необходимо, чтобы организаторы учитывали специфику аудитории и потребности слушателей и руководствовались следующими основными правилами: курсы и программы следует предварить консультативным совещанием с теми, кто будет проходить обучение, чтобы оценить степень их подготовленности и потребность знаний.
В процессе подготовки следует учитывать следующие аспекты:
аспекты, касающиеся определения стратегий и разработки политики, интересующие руководителей;
педагогические аспекты для преподавателей;
оперативные аспекты применительно к остальным лицам;
аспекты, имеющие особое значение для специалистов, выполняющих конкретные специфические функции;
базовую подготовку лишь по самым основным вопросам и ключевым концепциям для вспомогательного персонала.
В значительной степени практическая и прагматическая ориентация взрослых слушателей, являющихся специалистами в соответствующих областях, должна отражаться в используемых методах обучения и подготовки. Это означает: создание возможностей для осуществления на практике идей и концепций; предоставление участникам возможности делать акцент на реальных проблемах, возникающих в их профессиональной деятельности; ответы на вопросы, задаваемые участниками в ходе программы обучения и представляющие для них непосредственный интерес.

Метод, предусматривающий обеспечение участия
Для достижения максимальных результатов при использовании описываемого ниже метода подготовки, предусматривающего обеспечение участия, следует помнить о ряде основных принципов. В этой связи следует напомнить о 13 элементах, на которых основывается подход, рекомендуемый специалистами Управления Верховного комиссара ООН по правам человека к подготовке:
занятия в форме общения коллег;
подготовка преподавателей;
интерактивные методы преподавания;
специфика аудитории;
практический подход;
комплексное преподавание международных норм;
обучение с целью самоанализа;
гибкость процесса разработки и осуществления;
ориентация на повышение компетентности;
средства оценки;
значение самоуважения;
связь с институциональной политикой;
запланированные последующие меры.

Для этого метода требуется:
Интерактивность – предполагает использование методов подготовки, предполагающих обеспечение участия и вовлеченности слушателей. Любая аудитория лучше всего усваивает материал о правах человека, когда процесс обучения не напоминает “кормление с ложечки”. Конкретных результатов можно достичь лишь при обеспечении активного вовлечения слушателей в процесс обучения. Будучи специалистами в конкретных областях, слушатели имеют возможность рассказать в процессе обучения о своем богатом опыте, что повышает информативность и эффективность процесса обучения.
Гибкость – вопреки ряду мифов, существующих в области обучения взрослых, не рекомендуется использовать “военный” метод с целью принуждения слушателей к участию. Зачастую в этом случае у слушателей появляется чувство недовольства, которое впоследствии препятствует эффективному общению между преподавателями и слушателями и восприятию материала. Преподавателям следует приветствовать любые вопросы слушателей, включая самые каверзные. Аналогичным образом следует избегать слишком жестких временных рамок.
Применимость – на протяжении всего курса слушатель будет задавать самому себе следующий вопрос: “Какое отношение это имеет к моей повседневной жизни и работе?” Именно то, в какой степени преподаватель сможет постоянно отвечать на этот ключевой вопрос, будет в значительной мере определять результативность усилий. Поэтому следует максимально стремиться к тому, чтобы весь учебный материал имел отношение к профессиональной деятельности слушателей и реальным ситуациям и чтобы в тех случаях, когда у них возникают на этот счет сомнения, преподаватель мог доказать практическое значение курса.
Разнообразие – для обеспечения и поддержания активного участия слушателей следует варьировать методы преподавания в течение всего курса. Для большинства взрослых длительные занятия в аудитории являются непривычными, а если учебный материал излагается в скучной и монотонной манере, то они будут помнить не столько о пройденном материале, сколько о факте пребывания в аудитории, вот почему нужно менять методы обучения, перемежая обсуждение с ролевыми играми, рассмотрением конкретных случаев с использованием “мозговой атаки”.
Другими словами, в процессе обучения следует использовать следующие подходы:
изложение норм: краткое изложение норм в области прав человека, имеющих отношение к конкретному аспекту соответствующей профессиональной деятельности, и объяснение того, каким образом такие нормы могут эффективно применяться слушателями;
применение методов, обеспечивающих участие: позволяет участникам использовать их знания и опыт для последующей реализации на практике излагаемых идей и концепций, а также позволяет им оценить практическое значение норм в области прав человека для их повседневной жизни и работы;
определение приоритетов и обеспечение гибкости: позволяется участникам сосредоточить внимание на вопросах, имеющих практическое значение, а также учитывать потребности слушателей на протяжении всего курса обучения.

Способы обеспечения участия
Изложение материала и обсуждение
После изложения материала целесообразно провести неформальное обсуждение для прояснения конкретных проблем с вовлечением слушателей. Иногда целесообразно “спровоцировать” серию вопросов, которые могли бы способствовать началу обсуждения. Потом преподаватель делает обзор и свой вывод. Хорошо использовать заранее подготовленные наглядные пособия или документацию.

Обсуждение с участием группы лекторов
Важно привлечение нескольких экспертов, которые также участвуют в презентации материала. Это зачастую позволяет достичь очевидных результатов. Такой подход является особенно эффективным в том случае, когда приглашенные выступающие имеют опыт по различным аспектам рассматриваемой темы, наличие которого объясняется их профессиональной деятельностью. В идеале группа лекторов должна включать как экспертов по вопросам прав человека, так и специалистов в конкретных сферах деятельности. Этот метод предусматривает возможность дискуссии между самими выступающими, а также между ними и слушателями.

Работы в группах
Всех слушателей следует разделить на несколько небольших групп с оптимальным составом по 5-6 человек. Каждой дается тема для обсуждения, проблема для решения или определяется какая-то конкретная цель, которую необходимо достичь за короткий отрезок времени (не более 50 минут). При необходимости к каждой группе может быть прикреплен помощник. После этого все рассаживаются на свои места и результаты обсуждений каждой группы излагаются всем слушателям представителями соответствующих групп. Затем слушатели курса могут обсудить рассмотренные темы и ответ каждой группы.
Рассмотрение конкретных случаев
Помимо обсуждения общих тем, рабочие группы могут рассматривать конкретные случаи. Они должны основываться на достоверных и реалистичных сценариях, которые не должны быть слишком сложными и касаться двух или трех вопросов. Эта форма занятий требует использования профессиональных навыков и применения соответствующих норм в области прав человека.

Решение проблемы путем “мозговой атаки”
Такие занятия могут проводиться в виде интенсивных упражнений, направленных на поиск решений как теоретических, так и практических проблем. Они требуют анализа проблемы и последующего определения возможных решений. Метод “мозговой атаки” предусматривает определенную подготовку.
После изложения проблемы все идеи по ее решению записываются на доске. На этой стадии не требуется никаких разъяснений и никакие суждения не подвергаются оценке и не отклоняются. Затем преподаватель анализирует ответы, одновременно комбинируя, адаптируя или отвергая некоторые из них. На заключительном этапе участники группы представляют рекомендации и принимают решения по рассматриваемой проблеме. Процесс усвоения материала или самоанализа является результатом обсуждения каждого предложения в рамках группы.

Моделирование и ролевые игры
Эти упражнения требуют от участников выполнения одной или нескольких задач в условиях, приближенных к реальности ситуации. Моделирование или ролевые игры могут использоваться для развития необходимых навыков или предоставления участникам возможности “побывать” в ситуациях, с которыми им не приходилось сталкиваться ранее.
Среди слушателей заранее распространяются листки, в которых излагается конкретная ситуация, после чего между ними распределяются конкретные роли (полицейского, жертвы, свидетеля, судьи и т.д.). В ходе этого упражнения никто не может ни по каким причинам прекратить играть порученную роль. Этот метод является особенно ценным, для того чтобы участники могли осознать чувства и перспективы других групп, а также значение возникающих на практике вопросов.

Поездки на места
Позитивные результаты также могут быть достигнуты благодаря коллективным посещениям соответствующих учреждений или мест, каким-то образом связанных с правами человека. Цель посещения следует разъяснить заблаговременно, и следует проинструктировать участников быть внимательными и записывать свои наблюдения для проведения последующего обсуждения.

Практические занятия
Этот вид деятельности предполагает применение слушателями конкретных профессиональных навыков в ходе упражнения, осуществляемого под контролем преподавателя. Например, преподавателям может быть предложено подготовить план урока или самостоятельно провести один урок.

Обсуждение за “круглым столом”
Для проведения “круглого стола” и обсуждений с участием группы лекторов требуется присутствие ряда экспертов, отражающих различные взгляды по рассматриваемой теме. Для того чтобы такая дискуссия носила оживленный характер, важно иметь опытного и динамичного ведущего, хорошо представляющего рассматриваемую тему и умеющего задавать провокационные вопросы, а также использовать гипотетические ситуации. Ведущему следует сознательно провоцировать обсуждение между различными приглашенными специалистами, а также между ними и аудиторией и направлять ход обсуждения.

Наглядные пособия
Процесс обучения взрослых можно активизировать путем использования учебных досок, диапроекторов, постеров, конкретных экспонатов, крупноформатных перекидных блокнотов, фотографий, слайдов и видеофильмов. Как правило, информация, представляемая с помощью диапроекторов и перекидных блокнотов, должна быть краткой и излагаться в конспективном или тезисном виде. Если текст является длинным, его следует размножить и распространить среди участников.

Юрий БОЙЧЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте