Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Целевые субвенции как механизм финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений

Учительская газета, №38 от 16 сентября 2003. Читать номер
Автор:

Концепция модернизации российского образования предусматривает необходимость повышения статуса общеобразовательных учреждений, обеспечения выплаты заработной платы работникам этих учреждений из бюджетов субъектов Российской Федерации.

На решение этой проблемы направлен Федеральный закон от 07.07.2003 № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений», принятый по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина.

Действующим законодательством Российской Федерации установлены государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования, в том числе на общедоступное и бесплатное начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.

В результате передачи учреждений общего образования в собственность органов местного самоуправления финансовое обеспечение этих учреждений должно осуществляться из бюджетов муниципальных образований.

Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепил процесс муниципализации учреждений общего образования, установил прямую зависимость финансирования расходов на организацию, содержание и развитие образовательных учреждений от собственника и соответствующего бюджета. Так, статья 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что финансирование учреждений, находящихся в собственности или ведении органов местного самоуправления, осуществляется исключительно из местных бюджетов. При этом подавляющее большинство муниципалитетов не обладают достаточной налоговой базой. Доходная часть их бюджетов на 50-80% формируется за счет трансфертов, поступающих из бюджета субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления расходования средств трансфертов, и далеко не всегда приоритетом финансирования являются общеобразовательные учреждения.

Недостаточное финансирование школ и других общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении органов местного самоуправления, повлекло за собой возникновение долга перед работниками этих учреждений по выплате заработной платы.

Так, по состоянию на 07.08.2003 задолженность по заработной плате (с начислениями) и отпускным составила 5,8 млрд. рублей, в том числе только по статье «оплата труда» – более 600 млн. рублей.

Вступивший в действие Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» предусматривает разграничение компетенции федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение государственных гарантий гражданам на общедоступное и бесплатное общее образование.

Вносятся изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «Об образовании», в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации.

На федеральные органы возлагается обеспечение государственных гарантий прав граждан Российской Федерации в области образования в целом. Обеспечение гарантий предусматривается осуществлять путем установления государственных образовательных стандартов, разработки на их основе образовательных программ, а также оказания финансовой поддержки субъектам Федерации из федерального бюджета через соответствующие фонды (Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд софинансирования социальных расходов) и др. При этом порядок оказания финансовой помощи из средств федерального бюджета не изменяется, т.е. помощь будет предоставляться в установленном порядке за счет плановых трансфертов.

Федеральные гарантии подкрепляются также внесением изменений в статью 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой определены направления расходов, совместно финансируемых из бюджетов всех уровней.

В компетенцию субъектов Российской Федерации включается финансирование получения гражданами бесплатного общего образования путем установления в бюджетах субъектов Федерации субвенций муниципальным образованиям на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ).

Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению гарантий на получение гражданами общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Эти полномочия подкрепляются финансовым обеспечением за счет средств субвенций, переданных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Субвенция – это одна из форм оказания финансовой помощи из бюджета субъекта Федерации местному бюджету. Субвенция предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

В данном случае к этим расходам отнесены расходы на реализацию государственного образовательного стандарта.

В субвенцию включаются расходы на заработную плату работников общеобразовательных учреждений, приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).

Порядок предоставления и расчет субвенций определяется законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Этим же законом утверждаются нормативы расходов на реализацию государственного стандарта общего образования и размер субвенции по каждому муниципальному образованию с учетом их особенностей и ресурсных возможностей.

Органы местного самоуправления при формировании местных бюджетов распределяют средства, полученные в форме субвенций, по получателям бюджетных средств – общеобразовательным учреждениям.

Кроме того, за органами местного самоуправления сохраняется ответственность за финансирование расходов на поддержание и развитие материально-технической базы подведомственных общеобразовательных учреждений: капитальный и текущий ремонт зданий и оборудования, приобретение оборудования, коммунальные расходы.

При наличии собственных бюджетных средств в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления могут быть установлены доплаты и надбавки, увеличены нормативы финансирования расходов на реализацию государственного образовательного стандарта по сравнению с нормативами, утвержденными субъектом Федерации.

За счет средств субвенций финансируются все виды общеобразовательных учреждений, реализующие программы начального, основного и среднего (полного) общего образования.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации идет активная работа по формированию бюджета на 2004 г., что позволяет ввести новый порядок финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений с 1 января 2004 г.

Введение в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» позволит упорядочить выплату заработной платы и не допускать задолженности, а также планомерно решать вопросы обновления учебно-наглядных пособий и других учебных материалов.

Российская Федерация

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Принят Государственной Думой 20 июня 2003 года

Одобрен Советом Федерации 26 июня 2003 года

Статья 1. Внести в законодательные акты Российской Федерации следующие изменения и дополнения:

1. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163):

статью 28 дополнить подпунктом 21 следующего содержания:

«21) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;»;

в статье 29:

подпункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) осуществление федеральной политики в области образования;»;

дополнить подпунктами 51 и 61 следующего содержания:

«51) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении государственных органов управления образованием;

61) финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов);»;

в статье 31:

абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

«реализацию права граждан на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;»;

дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению в части реализации государственного стандарта общего образования государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в подведомственных им общеобразовательных учреждениях, в том числе за счет субвенций, выделяемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в соответствии с утвержденными законами субъектов Российской Федерации нормативами расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на уровне не ниже федеральных нормативов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в случае и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.».

2. В подпункте 6 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506; 1997, № 12, ст. 1378) слово «основного» исключить.

3. Пункт 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2000, № 32, ст. 3339) дополнить новым абзацем тринадцатым следующего содержания:

«обеспечение получения общего образования;».

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН

Москва, Кремль

7 июля 2003 года


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту