search
main
0

Царица наук

Как сделать уроки математики максимально насыщенными и продуктивными

Изучение курса «Математика» на ступени начального образования играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Погружение в мир математики в начальной школе способствует тому, что школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, выстраивать логические цепочки рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, то есть закладываются основы для формирования приемов умственной деятельности.

Татьяна АНИСИМОВА

При обучении математике в начальном звене практикующие педагоги нередко отдают предпочтение учебнику «Математика» издательства «Просвещение», автором которого является М.И.Моро (УМК «Школа России»). Методический аппарат учебника и материалы к урокам позволяют не только полноценно формировать у младших школьников навыки умственной деятельности, но и помогают овладевать универсальными математическими способами познания, которые способствуют целостному восприятию мира.

Мне как учителю начальных классов важно, чтобы урок математики был насыщен разнообразным материалом, который будет максимально способствовать достижению результатов обучения.

Прекрасным помощником в этом могут стать пособия издательства «Экзамен» – «Рабочие тетради. 1-4 класс» (автор С.Ю.Кремнева) и «Контрольные работы. 1-4 класс» (автор В.Н.Рудницкая), которые разработаны к учебникам М.И.Моро. Упорядоченный комплекс разноплановых заданий является основой формирования универсальных учебных действий, а они в свою очередь составляют основу умения учиться.

Предлагаю рассмотреть рабочие тетради к учебнику. Тетрадь для 1-го класса представлена в двух частях. Задания в них расположены в соответствии с учебником «Математика. 1 класс» (авторы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова). В рабочих тетрадях находится система разнообразных тренировочных и развивающих упражнений, раскрывающих все основные вопросы первого года обучения математике в начальных классах.

Тетрадь содержит массу заданий с творческим подходом: «Продолжи узор», «Заверши штриховку», «Составь задачу по рисункам», «Раскрась фигуры так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей одним признаком», «Соедини числа в порядке уменьшения и раскрась получившееся изображение», «Засели домики», «Закончи рисунок при помощи плана». Встречаются в тетради математические раскраски и лабиринты.

Все задания сопровождаются богатым иллюстративным материалом – рисунками, схемами, таблицами. Тетради оформлены в соответствии с особенностями мышления первоклассника, которое определяется как наглядно-образное.

Основные разделы тетради для 1-го класса – «Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления», «Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация», «Сложение и вычитание», «Числа от 11 до 20», «Табличное сложение и вычитание». Предметное содержание рабочей тетради направлено на обогащение математической речи, развитие пространственного воображения, алгоритмического и логического мышления, а также на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий.

Пособие богато на разноплановые задания. Первоклассникам предлагается вставлять пропущенные числа и знаки, соединять точки по линейке, раскрашивать, дорисовывать, отмечать, подчеркивать, соединять стрелками… То есть выполнять массу графических заданий, которые позволяют детям включиться в деятельное погружение в мир математики.

Рабочая тетрадь способствует развитию речи, прослеживаются межпредметные связи. Встречаются задания «Составь предложения со словами «тоньше», «дешевле», «длиннее», «шире», «Прочитай имя героя, для этого расставь числа в порядке увеличения. В какой сказке встречается этот герой?».

Тетради могут использоваться как на уроке, так и для домашнего закрепления. Печатная основа тетрадей позволяет значительно сократить время на выполнение заданий. Тетради также создают условия для формирования навыков письма, цифр и выполнения других математических записей.

Логическим завершением каждого раздела служит рубрика «Что узнали. Чему научились», которая помимо прочих заданий на вычислительный навык, знание геометрического материала, решение текстовых задач включает нестандартные задания, позволяющие определить, смогут ли ребята использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

Единая структура всех рабочих тетрадей по данному курсу с 1-го по 4-й класс имеет свои преимущества. Степень самостоятельности младших школьников растет, а знакомая структура построения тетради и формулировки заданий обеспечивают успешность их выполнения. Различие состоит лишь в предлагаемом материале и усложняющихся год от года заданиях.

Используя две части рабочей тетради для 2-го класса, обучающиеся получают возможность научиться устным и письменным приемам сложения и вычитания чисел в пределах 100; решению текстовых задач; работать с числовой последовательностью, различными величинами; определять по часам время с точностью до минуты; решать уравнения; выполнять умножение и деление; выполнять задания творческого характера; применять знания и способы действий в измененных условиях.

В рабочих тетрадях для 2-го класса представлены задания, различные по сложности и объему, что дает учителю возможность с успехом применять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся.

На страницах тетради встречается все больше заданий на заполнение таблиц. Например, «Составь задачи по таблице. Заполни таблицу», «Выполни действия и заполни таблицы. Определи время, за которое ты выполнил работу. Сравни свой результат с результатами учеников класса», «Договорись с соседом по парте, какую таблицу будешь заполнять ты, а какую – он. Заполните таблицы, обменяйтесь тетрадями и проверьте» и т. д. Подобные формулировки заданий позволяют организовывать индивидуальную и парную работу в различных условиях обучения: дифференцированного, интегрированного, инклюзивного, дистанционного.

С целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе в тетрадях для 1-го класса и в рабочих тетрадях для 2-го (а также третьего и четвертого) класса отмечается нарастание объема сведений из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики).

В рабочих тетрадях 3-го класса отражены основные блоки: таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления, устные и письменные приемы вычислений в пределах 1000, арифметические задачи, величины, геометрические фигуры. Все задания ориентированы на повышение степени овладения учащимися общеучебными умениями наблюдать, сравнивать, делать выводы, выбирать верный ответ, распознавать математические объекты, оценивать готовые решения учебной задачи, применять полученные знания в измененных условиях.

Рабочие тетради 3-го класса содержат в себе задания «Магические круги» (работа с кругами Эйлера), «Цепочки примеров», «Дорисуй вторую половинку предмета» (рисование предметов относительно оси симметрии), «Вычислительная машина работает по данному алгоритму. Выполни алгоритм и заполни таблицу» (работа с блок-схемами), «Реши кроссворд». Есть задания, которые учат третьеклассников работать с диаграммами.

Подобные задания способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Стоит отметить, что после изучения разделов встречаются итоговые проверочные работы, которые проводятся в повседневной работе с целью проверки усвоения материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача представленных итоговых проверочных работ в рабочих тетрадях – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка.

Обратимся теперь к рабочей тетради для 4-го класса. Здесь предлагаются следующие блоки: устные и письменные приемы вычислений с многозначными числами, текстовые арифметические задачи разных видов, величины и их единицы (длина, масса, время, площадь, скорость).

В тетрадях для 4-го класса дети все чаще работают с диаграммами, блок-схемами. Встречается обилие заданий на нахождение площади и периметра фигур как в стандартной формулировке, так и в усложненной форме. Большое внимание уделяется работе с разными видами задач. Это оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Сюжетное содержание текстовых задач, как правило, связанное с жизнью семьи, школы, сказочными персонажами, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности.

Достоинство рабочих тетрадей – акцентирование внимания автора на индивидуально-творческих заданиях, требующих от обучающихся логического мышления. Например, в тетрадях для 4-го класса встречаются следующие задания: «Рассмотри сказочную числовую прямую», «Из спичек сложено верное равенство. Переложи одну спичку так, чтобы получилось другое верное равенство», «Рассмотри план кухни. Отметь на нем место холодильника, если его нужно поставить справа от двери, напротив плиты, и стол, который должен стоять около окна». Решение подобных заданий обеспечит осознание младшими школьниками связей математики с другими школьными предметами и с окружающей действительностью, универсальности математических способов познания мира, а также личностную заинтересованность в более интенсивном погружении в дисциплину «Математика».

Подводя итог, хочется отметить логику и преемственность в построении содержания рабочих тетрадей от класса к классу автором С.Ю.Кремневой к учебнику М.И.Моро «Математика». А вариабельность заданий рабочей тетради позволяет осуществить индивидуальный подход к обучению каждого ученика.

Еще одно пособие, которое хочется порекомендовать для использования при работе по учебнику М.И.Моро, – это «Контрольные работы по математике» издательства «Экзамен» автора В.Н.Рудницкой. Сразу стоит заметить, что темы контрольных работ полностью соответствуют темам учебника. Сборник контрольных работ предназначен для проверки уровня овладения предметными и общеучебными знаниями и умениями. Результаты контрольных работ, проводимых в течение всего учебного года, помогут учителю систематически изучать получаемую учащимися математическую подготовку и своевременно принимать необходимые меры для устранения в ней возможных пробелов.

Каждая контрольная работа представлена в шести вариантах трех уровней сложности. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора как числа контрольных работ, так и их содержания и объема. Оценивание контрольных работ отметками производится учителем в соответствии с существующими нормами оценки.

Считаю необходимым отметить, что в одном ключе оформлены тетради для контрольных работ и рабочие тетради. Это позитивно сказывается на восприятии заданий контрольных работ, устраняет излишнюю тревожность и психологический дискомфорт.

Все рассмотренные пособия издательства «Экзамен» помогают в усвоении знаний и способов действий в начальном курсе математики, которые необходимы не только для дальнейшего изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. А учителям в свою очередь сделать уроки математики максимально насыщенными и продуктивными.

Татьяна АНИСИМОВА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, учитель начальных классов медведевской средней общеобразовательной школы №2, Республика Марий Эл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте