search
main
0

Чувство взрослости

Преимущество профильных классов

Идея включения профильных классов в школьное образование на современном этапе приобретает особую значимость. На примере внедрения проекта «Кадетский класс в московской школе» в сотрудничестве с РАНХиГС можно пронаблюдать, как меняются тенденции профильного самоопределения школьников. Именно профильные проекты вузов в школах позволили перенаправить фокусную точку подготовки, внедряя в систему новые предпрофессиональные ценности, формируя новые специальные компетенции на основе углубленных академических знаний.

Не секрет, что в школьной культуре есть наиболее значимые события. Среди них, наверное, самым ярким выступает феномен ЕГЭ. Для многих учащихся, учителей и родителей итоговая аттестация превращается в знаковое событие, итоговую точку достижений в жизни. А получение заветных проходных баллов любой ценой – психологическая доминанта выпускника. Действительно, для статистики поступления важны цифры. Но есть и качественный образовательный результат. Он проявляется в стабильности образовательных достижений и мотивированности учащихся.

Все чаще с первых месяцев обучения первокурсников в вузах наблюдаются противоречивые результаты. Высокие баллы ЕГЭ не всегда коррелируют с достижениями недавних выпускников школ. Анализируя ситуацию, следует обратить внимание на социальную ситуацию развития выпускников в период старшей школы. Что является камнем преткновения?

В психологической науке процессы поиска себя и самоопределения сопровождаются важными новообразованиями в старшей школе – чувством взрослости, самостоятельности в выборе и принятии решений. Так часто мучительные вопросы подростков «Какой я?», «К чему я склонен?», «Чем я хочу заниматься?», «Чего мне хочется добиться в жизни?» постоянно нуждаются в ответах, пробах, действиях начиная со школьной скамьи. Может ли подготовка к ЕГЭ ответить на этот вопрос? В части адаптации к трудностям – да. Но процедура подготовки и сдачи в итоге не может дать смысловой поддержки. Стихийные выборы с противоречивыми комбинациями ЕГЭ приводят к панике переутомившихся бывших выпускников школ. Подача документов сразу в несколько вузов на разные специализации – тренд обычного выпускника.

Опыт последних лет показывает, что открытие профильных проектов внедрило новые возможности, открыв дополнительные ресурсы для учащихся. Произошло смещение акцентов. Ранняя профилизация породила стремление школ влиться в новые академические стандарты, которые создаются в сотрудничестве школьных и вузовских коллективов. Новый ресурс академического образования смог дать ответы на многие вопросы самоопределения, выходящие за пределы школьной программы, транслируя образцы, знакомя с традициями и ценностями высшей школы. Подготовка к ЕГЭ в данном понимании превратилась из доминанты в этап испытаний для будущей подготовки к желаемой профессии. Мы наблюдаем, как выстраивается линия системного предпрофессионального образования, приобщающего старшеклассника к стандартам жизненных требований будущей профессии.

Итоговым преимуществом такой подготовки стал конкурс межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал». Важно, что победа и призерство в нем прибавляют баллы к ЕГЭ, но самое главное, что в процессе подготовки старшеклассник не только значительно прирастает в знаниях и навыках благодаря академическим требованиям, но и знакомится с профессорско-преподавательским составом, руководителями программ, деканами факультетов. Он демонстрирует свои учебные достижения, проявляя интерес к предметам, и осуществляет профессиональные устремления и пробы, что в свою очередь способствует формированию достойного имиджа в глазах профессорско-преподавательского состава, заинтересованного в мотивированных и адаптированных к обучению в вузе абитуриентах.

Таким образом, фокус подготовки смещается благодаря складыванию новых жизненных целей и ценностей профессионального самоопределения будущего. Эта стратегическая линия уводит школьника от необдуманных поступков. А стихийность выбора ЕГЭ сменяется осознанным выбором и целенаправленной деятельностью по углубленной подготовке в интересующих областях, предпрофессиональными пробами и ошибками, творческими обсуждениями, появлением единомышленников в процессе исследовательской и проектной работы.

Президентская академия создала кластер школ с профильными кадетскими классами по направлению «Государственное и муниципальное управление». В объединении образовательных традиций и системы подготовки участвуют три института Президентской академии (ИГСУ, ИПиНБ и ИФУР). Ими созданы уникальные образовательные курсы, которые не только углубляют профильные предметы и готовят к итоговым испытаниям по истории, обществознанию, но и расширяют школьную программу в данной профессиональной области. Большое значение имеют встречи с представителями государственной службы, чиновниками, депутатами. По отзывам школьников, результатом данных встреч стало не только формирование и развитие профессионального интереса к области госуправления, но и прежде всего создание единого контента и формата взаимодействия профильного кадетского и академического образования.

В этом году конкурс межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» стартовал 1 марта, проводится он по 28 мая. Надеемся, что данным финальным преимуществом воспользуются выпускники кадетских классов, чтобы приобщиться к одной из самых сложных и важных сфер общественной жизни – государственной службе.

Елена УЛУНЯН, ведущий сотрудник центра компетенций по развитию общего образования РАНХиГС

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте