В одной чудесной стране есть маленькая деревушка или поселок, тихий город или шумный мегаполис. В этом городе, поселке или деревне есть дом, который всегда тебе дорог и мил, где бы ты ни был и сколько бы лет ни прошло, как ты уехал в другие края. Чем дороги родные места?
Этот урок нужно провести так, чтобы дети почувствовали, что место, где они родились и жили в детстве, а может быть, и теперь живут, для них священно. В ходе занятия необходимо их подвести к собственному определению понятия «Родина».
Читаем вместе отрывок из трактата Лукиана «Похвала родине».
«Старая эта истина, что «нет ничего сладостнее отчизны». В самом деле, разве существует что-либо не только более приятное, но и более священное, более возвышенное, чем родина? Пусть многих восхищает могущество и великолепие чужих городов, пышность строений, зато все любят отечество».
Ученики знакомятся с понятиями: Родина, ощущение Родины.
Можно работать в группах. Каждая выписывает на листе мнение учеников из своей группы.
Мои родные – мама и папа. Родители. Родная сестренка. Дедушка родненький. Бабушка – роднуленька. Много-много родственников. Родинка на щеке. Родник в лесу. Родной дом. Родная деревня. Каждый человек когда-либо произносил эти слова. Или родственные слову «род». Очень важному слову с глубоким содержанием.
Как вы думаете, что имеют в виду, когда говорят «род человеческий»? Вспомните, что такое родовая община, родичи. Что же такое Родина?
Конечно, кое-что вы уже знаете и слышали. Есть множество стихов, посвященных Родине. Думали ли вы о таком понятии, о своем отношении к ней? Стало привычным словосочетание «Родина-мать». Хотя в английском языке слово «родина» состоит из двух слов – «мать» и «земля», а в немецком – «отец» и «земля»; «земля отцов», «отчизна».
Подумайте, что есть Родина для каждого из вас. Начните с простых слов: «Родина – это…»
После выполнения задания нужно объединить все мысли, все мнения, высказанные детьми. Объединенные вместе, они дадут более широкое толкование понятия «Родина». Поэты, конечно, сказали о Родине красивее, нежнее, возвышеннее. Но сейчас важно, чтобы каждый из вас подумал об этом сам и составил собственное мнение.
Каждый из вас знает, что человек имеет органы чувств. Именно они прежде всего связывают нас с миром. То, что мы получаем через органы чувств, называется – ощущения. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус доносят до нас цвет и свет, музыку и тишину, горечь и сладость, жар и холод. Чувства рождаются на основе ощущений. Они связаны с чем-то определенным, конкретным. Например, чувство привязанности к животному, преданности человеку, любви к Родине.
Ощущение – это отражение свойств объективной реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга; исходный пункт познания мира.
Упражнения
1. Представьте, что вы в летний знойный полдень лежите на лугу. Слышны очень знакомые звуки: шелестит трава, стрекочут кузнечики, лает собачка. А можно ли услышать мягкое, пушистое облако? Какие, по-вашему, оно может издавать звуки?
2. А теперь представьте морозную предрождественскую ночь. Вы смотрите в окно. Рядом нарядная разноцветная елка. За окном темно-фиолетовое небо проглядывает сквозь черные ветви деревьев. На небе серебристо-белый месяц и мерцающие звездочки. Вы в окружении тайны. Вдруг раздается негромкий мамин смех. Какого он цвета?
3. Вы в гостях у своей бабушки. На столе соленые душистые маслята, свежевыпеченный хрустящий ржаной хлеб. Пыхтит самовар. Вдруг на скатерти заскользил солнечный зайчик. Каков он на вкус?
4. Кто не бывал летом в прохладной темной чаще леса! Тихо и сумрачно. Но сквозь кроны деревьев пробивается солнечный луч. Как он пахнет?
5. Обращали ли вы внимание на то, как выглядит обычно пыльный и шумный город после майского дождя? Попробуйте потрогать умытый город. То, что было раньше липким, шершавым, жестким, колючим, каким стало теперь? А какова на ощупь радуга над городом? Потрогайте ее. Сравните ваши ощущения. Есть ли среди них знакомые и родные?
Если человек родился и жил долго в определенном месте, то множество ощущений постепенно откладывается в памяти, даже если он этого не осознает. Если он надолго покидает родные места, ему кажется, что он все забыл. Но обязательно наступает момент, когда человеку становится плохо без видимой причины. В действительности он страдает от недостатка, потери знакомых ему, родных с детства ощущений и чувств и, конечно, привычного ему когда-то человеческого общения. Все это вместе и составляет чувство любви к Родине. Талантливый русский писатель, музыкант, дипломат Александр Сергеевич Грибоедов так сказал о Родине: «И дым отечества нам сладок и приятен». Как вы думаете, что эти слова объясняют?
Задания
1. Подумайте и определите для себя родные, связанные с вашей Родиной: запахи, вкусы, звуки, ощущения.
2. Напишите небольшое сочинение: «Я уже 30 лет живу вдали от того места, где родился. Ко мне все чаще приходят родные воспоминания о…»
Где бы вы хотели жить?
Вопросы могут быть устные и письменные. Но необходимо обсуждать варианты ответов, обмениваться мнениями. Мнение учителя принимается как одно из многих и не должно довлеть над другими. В заключение можно свести все суждения в одно более или менее обобщенное. Учитель помогает поддерживать дискуссию и сводит ответы воедино.
Каждый заполняет плакат, посвященный самому себе. В нем одна строчка: «Вот мое любимое место». Причем совершенно не важно, какое пространство каждый определит: можно назвать страну, берег реки, двор у дома или подоконник своей комнаты. Любимые, и все тут.
Поразмышляйте пять минут и допишите фразу: «Я хотел бы жить в…, потому что…» Несомненно, вторая половина фразы заставит призадуматься. Действительно, по каким признакам человек выбирает место для жизни? Сравните ваши ответы. Возможно, среди вас есть желающие много путешествовать и постоянно менять местопребывания. Романтики и фантазеры могут высказать желание пожить в прошлом или будущем, или на другой планете, или в другом измерении. Подведите общие итоги.
Может быть, это начало ответа на вопросы: имеет ли значение для человека и его судьбы место, в котором он живет? Каково это значение?
Приведем некоторые сравнения. В отношении животных мы употребляем выражение «среда обитания». Подходит ли оно для человека? Если подходит, то в каких случаях мы эту фразу употребляем, какой в нее вкладываем смысл? Для жизнедеятельности животных важное значение имеют природа, климат, территория, на которой они живут. А для человека? Можете ли вы привести конкретные примеры такого влияния?
Пусть те знания, которые вы приобрели на предыдущих уроках, сейчас помогут. Итак, влияют ли природные условия, климат, территория на характер человека, его чувства и эмоции, формирование потребностей, мотивы поведения, жизненные ценности?
Это трудное задание, но порассуждайте в отношении самих себя.
Слышали ли вы, чтобы говорили так: «На жизнь животных влияет страна, в которой они живут»? Или выражение: «Животные разных стран…»? Что-то здесь не то. Зато вполне нормально звучит: «Народы разных стран мира…» Значит, для человека имеет значение, в какой стране он живет. Не так-то просто эту связь, это влияние ощутить, определить. А она, эта связь, есть, и очень крепкая.
Продолжим рассуждения
«Моя страна определяет во мне…»
«Люди моего родного края отличаются от других тем, что…»
Для продуманных ответов на эти вопросы нужно больше сведений и о своей стране, и о родном крае. Когда об этом вам говорят взрослые, не торопитесь отмахиваться. Помните, независимо от того, сколько вы знаете о близком вам мире, он оказывает на вас огромное влияние. Это должно вызывать ваш интерес. Старайтесь видеть, слышать, чувствовать взаимосвязь между собой и миром. Эта связующая нить не просто крепкая, но и очень сложная. В этом вопросе еще много тайн. Может быть, одна из них откроется вам.
Вот темы для маленьких сочинений:
«Я и мой котенок Барсик»;
«Если бы моя собака могла говорить, то, возможно…».
А вот другие, более сложные: «Если бы я мог понимать язык животных…», «О чем шелестела трава на лугу?», «Усталые дороги шептали мне…».
Человек не выбирает место своего рождения. Что же, получается, он должен приспосабливаться к тому, что есть? Или не должен? Может быть, ему родное место помогает в жизни?
И в конце концов сам человек влияет на окружающий мир? Как он может повлиять на природу, общество, людей, свою страну?
Зачем люди это делают? А ты сможешь повлиять на что-то из перечисленного? Очень много еще непростых вопросов вытекает из, казалось бы, простого: где бы ты хотел жить?
Марина СУББОТИНА, кандидат педагогических наук, Нижний Новгород
Комментарии