Пожалуй, сравнить его можно только с калейдоскопом. Яркое, выпуклое, узорчатое. Где страсть – до умопомрачения, любовь – до гроба, а ссора – на всю жизнь. И все это сдобрено неповторимыми, наивными, но безумно красивыми танцами. Такое вот оно – индийское кино.
Когда-то, чтобы посмотреть на большом экране продукцию Болливуда, люди стояли в очередях. На фильмы «Месть и закон», «Любимый Раджа», «Зита и Гита» ходили по 3-4 раза. Сегодня Болливуду твердо противостоит Голливуд, но в свете последних политических событий все может измениться. Хотя, как рассказала профессор кафедры драматургии и киноведения Санкт-Петербургского института кино и телевидения Полина Степанова, индийского кино сейчас нет на рынке не только России, но и других стран. Дело в том, что в Индии кино просто обожают, и фильмы там создают для собственного благодарного зрителя, который не пропускает ни одной премьеры. Ежегодно в стране выпускают от 600 до 1000 картин, а зрительская аудитория насчитывает порядка 3 миллиардов человек!
Любопытно, что те версии фильмов, которые доступны европейскому зрителю, существенно… сокращены. Индийские фильмы длятся от 5 до 7 часов. Даже знаменитый «Танцор диско» в оригинале идет не 3, а 6 часов. Как пояснила Полина Степанова, это связано с особенностями сценарных поворотов индийского кино, а они требуют больших временных затрат. Но ведь и зрители в Индии не торопятся, а ходят в кино, чтобы получить удовольствие, наслаждение оттого, что можешь чувствовать. Буквально вкушают искусство.
Объяснить это киногурманство может положение о девяти «раса», которые заложены в основе индийского классического танца. Если упрощенно, то «раса» – это эмоции, что испытывает зритель, наблюдая за исполнителем танца. Эти эмоции – любовь, веселье, печаль, гнев, отвага, страх, отвращение, удивление, умиротворение. Однако если в индийском классическом танце выбирается одна доминирующая «раса», то в кино они постоянно сменяют друг друга. За те часы, что зритель проводит в кинотеатре, он должен пережить как можно больше эмоций. На переживание каждого чувства отводится 5‑ 8 минут. Перед премьерным показом фильм смотрит особая фокус-группа. Зрители отмечают, где и что они почувствовали, и если режиссеру кажется, что сцена слишком эмоциональна, он может ее сократить и наоборот.
По словам Полины Степановой, в Индии работают прекрасные сценаристы. Основу сценарных конструкций в индийском кино можно обозначить так: «все в жизни не случайно». «Петельки» и «крючочки» сюжета так соединяются и цепляются друг за друга, что на выходе получается заковыристая, но легко запоминающаяся история.
Но главное, за что зритель, в том числе российский, любит индийское кино, – это иллюзия счастья. Болливуд утверждает: добро всегда побеждает зло, и все, что вам дает жизнь, нужно принимать с благодарностью. И пусть в индийском кино нет развития характера героя, как в европейском или американском кинематографе, но зато, как сказал в интервью журналу «Афиша» режиссер Дэнни Бойл («Миллионер из трущоб»), после просмотра картины Аамира Кхана «Звездочки на земле» он просто себя не помнил.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии