Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя продолжают делиться фотографиями своих зарплатных листков в соцсетях
Оснований для отстранения от работы учителей, не сделавших прививку от COVID-19, нет
Изъято орудие преступления: в Воронеже расследуют убийство матерью своих детей
Утверждены упрощенные правила ГИА в 2021 году
Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
26 февраля – день рождения основательницы «Учительской газеты»
«Учительская газета» ушла на вынужденную удалёнку. Дело не в пандемии
Минспорта и Минпросвещения планируют проведение новых мероприятий по развитию школьного спорта
Учитель будущего должен уметь подстраиваться под постоянные изменения, считают эксперты
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя продолжают делиться фотографиями своих зарплатных листков в соцсетях Оснований для отстранения от работы учителей, не сделавших прививку от COVID-19, нет Изъято орудие преступления: в Воронеже расследуют убийство матерью своих детей Утверждены упрощенные правила ГИА в 2021 году Проблемы негородского образования обсудили в Карелии 26 февраля – день рождения основательницы «Учительской газеты» «Учительская газета» ушла на вынужденную удалёнку. Дело не в пандемии Минспорта и Минпросвещения планируют проведение новых мероприятий по развитию школьного спорта Учитель будущего должен уметь подстраиваться под постоянные изменения, считают эксперты
Обратная связь

Чтобы стало лучше

Искать подработку вне школы не выход
Учительская газета, №07 от 16 февраля 2021. Читать номер
Автор:

Уже само название статьи «Чтобы стать лучшим», вышедшей в первом номере нашей газеты 5 января, интригующее предисловие к ней вызвали мой повышенный интерес к чтению. Педагог-психолог Кирилл Карпенко вполне обоснованно и на конкретных примерах, в том числе из жизни учителей, подтверждает известное изречение о том, что умный человек всегда найдет выход из любой сложной ситуации, а мудрый человек сделает все, чтобы не попасть в нее. Для этого надо лишь объективно понимать и оценивать реальность, искать и находить в сложившейся ситуации определенные выгоды, преимущества и возможности.

Выводы и сформулированные в статье правила наверняка окажутся полезными для читателя, хотя какие-то из них многим хорошо знакомы и, как отмечает сам автор, являются базовыми, из учебника для школьников. Но меня, проработавшего много лет директором техникума и филиала университета, больше всего задели за живое размышления и действия Кирилла Карпенко в связи с невыплатой педагогическому коллективу положенных стимулирующих денежных средств. Рассчитывая на худшее, на то, что ситуация повторится снова, учитель решает отныне не тратить свое время и силы для получения стимулирующих. Он перестает стараться выполнять любую работу, подавать вовремя оценочные листы, а просто находит себе подработку вне стен школы. И что примечательно, эти доходы от неосновной работы оказываются намного больше, чем он получал бы из стимулирующих. А его нерасторопные коллеги, которые надеялись на лучшее, остались у разбитого корыта. Судя по названию статьи, поиск более надежного источника дохода позволил ее автору стать лучшим.

Нет, я вовсе не берусь осуждать такое поведение. Это выглядело бы бестактно и негуманно, когда у большинства учителей просто нищенская зарплата, фонды стимулирующих выплат расходуются неэффективно, а дополнительные нагрузки в 1,5‑2 раза больше ставки внутри школы или подработки на стороне стали нормой. К огромному сожалению, это наша давняя беда, когда «учителей, по обыкновению, обносили». Не случайно даже в МГУ с 1817 года разрешили профессорам совмещать основную работу с преподаванием в других учебных заведениях «ввиду недостаточности содержания».

Я еще помню времена, когда на подработку требовалось согласие администрации учебного заведения. А сейчас чиновники даже сами настоятельно рекомендуют учителям учиться зарабатывать, не желая понимать, что это, как правило, сильно превышает физические и психоэмоциональные возможности человека и что негоже платить гроши людям, которые призваны обучать и воспитывать народ.

Автор статьи рассматривает сложившуюся ситуацию лишь с одной стороны – как отдельному человеку выиграть в жизни и добиться большего, чем другие, и стать лучшим. Но возникает вопрос: стало ли лучше учителю, превратившемуся лишь в урокодателя, который едва успевает перебежать из одной школы в другую? Не потерял ли он больше, чем нашел? Ничего не поделаешь, такая уж у нас работа – жертвенная, требующая обладания способностью рисковать своим благополучием ради детей.

Замечательный ученый-мыслитель, талантливый педагог-практик, получивший широкую известность в нашей стране и за рубежом, который общепризнанно стал лучшим, на предложение хорошей должности и проживания в Москве ответил отказом, он остался верен себе и своей школе.

Однако в решении этой важной проблемы однозначно нельзя полагаться только на учительский энтузиазм в массовой школе. Для полной самоотдачи в работе с детьми педагогам должны быть созданы со стороны государства необходимые условия, им очень нужны помощь и поддержка, забота и внимание. Ведь униженный учитель не может воспитать счастливого человека, согреть и оживить юношескую чистую душу любовью ко всему тому, что красит жизнь.

Сильно возросшие в настоящее время социальные требования к профессии педагога и весьма невысокая оценка труда, низкий статус в обществе привели к тому, что средний возраст российского учителя составляет тревожные 62 года.

Наблюдая за сложившейся в настоящее время системой материальной мотивации учительства, понимаю, что мне как руководителю в свое время очень повезло. Резкий поворот страны в сторону рыночной модели в одночасье превратил наш техникум в коммерческую структуру, работающую в условиях самофинансирования, обучение стало платным, и у нас появилась возможность самим решать вопрос о размерах зарплат, премий и других расходов. Но со временем контингент студентов начал сокращаться, стала нарастать конкуренция за рубль в кармане абитуриента, а учредитель обложил нас приличной данью хозяйственных отчислений. Но возникшие трудности удалось в какой-то мере разрешить в связи с образованием на базе техникума филиала профильного столичного университета. Часть наиболее опытных преподавателей были приняты на доли ставок в филиал для ведения практических занятий, некоторые поступили в аспирантуру головного вуза, защитились и потом уже как преподаватели университета подрабатывали в техникуме. Возможности профессионального роста карьеры изменили и социальный статус, повысили авторитет и, конечно, обеспечили более высокий уровень жизни работающих в таком многоуровневом образовательном комплексе непрерывного профессионального обучения «техникум – вуз».

В заключение разговора о том, что необходимо делать, чтобы стало лучше, надо еще раз обратиться к тем государственным органам, которые осуществляют управление, реформирование, контроль за развитием образования в стране, по долгу службы обязаны заботиться о наращивании ресурсов, превращении образования в инвестиционную сферу, обеспечивать вложения в будущее. Здесь у нас огромное поле деятельности. Ведь если на обучение одного школьника в России расходуется 4,2 тыс. долларов, то в Европе на эти цели расходуется в 2,5 раза больше. Образование – это системный резерв для успешного развития страны, и внимание к этой сфере деятельности должно быть первостепенным.

Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt