search
main
0

«Чтобы оставаться на месте, нужно бежать быстро…»

Марк Кондратьев об оркестре «Титаника», съемках в лесу с таежным волком и роковой дуэли

Яркий, самобытный, талантливый Марк КОНДРАТЬЕВ – молодой артист и композитор. Он не побоялся уверенно пойти по своей стезе и теперь целеустремленно покоряет публику сразу в нескольких столичных театрах, будучи замечен крупнейшими российскими режиссерами. Мы побеседовали с актером о чуде перевоплощения, специфике искусства в тяжелые времена и об отрицании философии.

Марк КОНДРАТЬЕВ

 

– Марк, расскажите, кто повлиял на формирование вас как творческой личности? Как вы пришли в актерскую профессию? В одном интервью вы упомянули о Евгении Писареве…

– С раннего детства благодаря родителям я имел возможность пробовать себя в разно­об­раз­ных направлениях, но нашел себя именно в творческой деятельности. Причем самой разной: с трех лет учился играть на фортепиано у невероятной пианистки и педагога Ирины Васильчиковой… Как можно увлечь ребенка в таком возрасте, понять трудно, но ей удалось, и вот спустя 20 лет мы все еще встречаемся, вместе музицируем.

Также с раннего возраста я попал в труппу детского музыкального театра «Отражение» под руководством Ольги Матвеевой. Энергия этого места поменяла мою жизнь. Мне привили любовь к театру и невероятный творческий азарт. Сейчас у студии сложности с помещением, очень надеемся, что благодаря общественной поддержке, в том числе СТД, нам удастся его отстоять, ведь худрук студии Ольга Михайловна изменила жизни сотни подростков.

Она подсказала мне, когда я поступал на актерское отделение «золотой пятерки», метить не только туда, куда я хотел, в ГИТИС, в мастерскую Сергея Васильевича Женовача. Предложила поставить себе цель – поступить во все театральные вузы на бюджет. Сначала меня пригласили в мастерские Щепки и Щуки, затем в РАТИ, на факультет эстрады. Далее был МХАТ. На третьем туре, когда Евгений Александрович Писарев предложил мне учиться именно у него, я передумал идти на режиссерский факультет в ГИТИС и понял, что провести рядом с ним ближайшие четыре года – то, о чем я мечтаю.

Много раз думал, что зря учусь на актера, мне даже казалось, что меня отчислят за неуспеваемость, однако ни разу не пожалел о своем выборе.

– Традиционный вопрос о работе в кино и театре: какая ваша самая любимая и самая нелюбимая роль? Какие наиболее яркие случаи происходили во время репетиций, сьемок?

– Роль может быть ярче или бледнее, больше по объему текста или меньше, но она моя, часть моей личности. Нелюбимых ролей нет. Чтобы герой смог обрести плоть и кровь, долго готовишь свой актерский аппарат, особенно в начале карьеры. После такого опыта сложно не любить с таким трудом добытые проявления.

В минувшем сезоне (2022-2023 годов) самыми значимыми стали роли Меркуцио («Ромео и Джульетта», театр «У Никитских ворот»), Раскольникова («Убивец», театр «У Никитских ворот»), Ивана (к/ф «Пять сыновей Марии», режиссер Павел Игнатов).

Особенность первых двух работ заключается в том, что в спектакли я вводился, а значит, осваивал роли нахрапом. Это заставляло особенно волноваться перед выходом, но, несмотря на сложности, оно того стоило – приключение на всю жизнь.

Как друга Ромео меня в роковой дуэли чуть не закололи по-настоящему – в спектакле фехтуем на реальных шпагах в металлических декорациях.

Как Раскольникова меня едва признал художественный руководитель Марк Розовский, когда впервые увидел на репетиции в гриме и костюме. Надеюсь, это было чудо перевоплощения, хотя не обошлось и без тонкой работы художников.

В фильме снимался в лесу с настоящим таежным волком. Правда, съемки проходили в Подмосковье, но замерз изрядно.

– Как вы любите отдыхать: путешествия, чтение книг, просмотры фильмов, дача, ночные клубы?

– Какое прекрасное слово «отдых»! На прошлый день рождения сделал себе шикарный подарок – лег спать в 9 вечера. Вот тебе и путешествия по ночным клубам. Что касается книг, так у меня вообще новое хобби: покупаешь себе несколько штук, дома кладешь на полку и больше никогда не открываешь. Раньше так не было. Но сейчас отпуск приходится использовать как возможность успеть все, что не сделал в рабочее время. Бегаешь от зубного к остеопату, по дороге созваниваясь с психологом. Нужно быть готовым к следующему сезону!

– Театр Наций и МХТ имени А.П.Чехова расположены почти рядом, а театры Пушкина, на Малой Бронной, «У Никитских ворот» вообще в минутах ходьбы друг от друга. Но у каждого из них свой стиль, свой характер! Как сложилось, что в этих театрах вы играете? Вам приходилось идти на компромиссы, играя в этих театрах?

– Силами командной работы моих друзей Кирилла Вытоптова и Нанны Абдрашитовой в МХТ имени А.П.Чехова в апреле состоялась премьера спектакля-бенефиса «Третий звонок, господа!», приуроченного к 90‑летнему юбилею Станислава Андреевича Любшина. Для меня это особая постановка, так как я впервые выступил в роли композитора на сцене федерального театра, да еще и такого родного и любимого. Евгений Киндинов, Владимир Краснов, Александр Семчев – и это даже не половина блестящего актерского состава заслуженных и народных. Также чувствовал огромную поддержку со стороны сотрудников театра и работников Школы-студии МХАТ – в нашем «Третьем звонке…» участвуют и студенты моего института.

Что касается работы в Театре Наций, там я играю в спектакле своего мастера Евгения Александровича Писарева «Кабаре». Это первый опыт работы в мюзикле такого масштаба. Работаю с удовольствием, тем более такой знакомый режиссерский почерк.

В Театр на Малой Бронной я попал в качестве руководителя музыкального ансамбля под предводительством композитора Игоря Горского. Он стал моим проводником в мир профессиональной музыки, за что ему очень благодарен. Именно Игорь помог мне с запуском сольной карьеры, уже самостоятельно я занимался музыкой в «Гамлет in Moscow» Константина Богомолова, «Незнайке» Елены Лабутиной и… «Богатых невестах» Кириллла Вытоптова.

Последняя премьера прошедшего сезона с блестящим актерским составом артистов труппы и Сергеем Чонишвили. Слышал мнение, что из моих музыкальных работ эта постановка на Бронной самая значимая. Что ж, может быть, это и правда, приходите!

В Театре Пушкина играю со студенческих лет: на двери гримерки №12 впервые появилась моя фамилия, еще когда я учился на втором курсе, был дебют на профессиональной сцене. Сейчас театр на ремонте, так что попасть на спектакль будет сложнее. Жду не дождусь возвращения в историческое здание после ремонта, зайти в родную 12‑ю. Уже скучаю по спектаклю «Заповедник» Игоря Теплова, в котором играю с 4‑го курса. Вообще Театр Пушкина – мой второй театральный дом. Второй после театра «У Никитских ворот», в труппе которого состою. Карамзин, Шекспир, Достоевский, Розовский, Мрожек, еще и еще Розовский – столько прекрасных авторов и целый пантеон ролей! Спасибо лидеру и пассионарию Марку Григорьевичу.

– Кем вы себя видите лет через 5-10? Актером, режиссером, может быть… философом?

– Надеюсь, что не философом. С моей точки зрения, сложная и безрезультативная работа в наше время. А философия в прикладном значении, то есть демагогия, – это еще хуже, эссенция русской неизбывной точки и невыплаканности, алкоголизм одним словом.

К режиссуре пока не тянет. Как дальше, предположить сложно. Надеюсь, мои разносторонние навыки наконец будут востребованы в единой среде. Пока что это звучит как соединение несоединимого: актерский труд в рамках театра и кино, композиторская деятельность, музыкально-исполнительская, работа в качестве музыкального директора, учеба в аспирантуре на экономическом факультете. И это еще не все… Хотелось бы не выбирать одно направление, а развиваться в разных, чтобы лет через 10 стать… почему бы не худруком.

Интервью же для того и дают, чтобы вместе помечтать…

– Расскажите о своих школьных годах, шалостях и своем отношении к школе, ЕГЭ. С чем у вас ассоциируется школа и как надо себя вести, чтобы, обучаясь в ней, не стать человеком-роботом, бездушной куклой?

– Я окончил, по моему мнению, лучшую школу Москвы – №91. Там детей учат думать, а не запоминать и воспроизводить. Там не дают формул, но правильно задают вопросы, иногда разрешают хулиганить. Я, правда, был довольно невыносим в своих шалостях, например устраивал фортепианные концерты в школьной столовой. Играл так громко, что мешал учителям разговаривать, а школьникам – покупать еду. На информатике вместо разработки программ смотрел фильмы с Чарли Чаплиным. А на географии с одноклассниками договорились без остановки мычать, намеренно выводя педагога на эмоции… Но она оказалась крепким орешком.

– Ваше отношение к гаджетам, компьютерным играм?

– Компьютерные игры – произведения искусства. У меня на изучение и практику времени не хватает, но направление невероятно перспективное. Что касается гаджетов, мне кажется, «в будущее пустят не всех» – кто-то сам себе ставит палки в колеса предубеждениями против электроники. Есть мнение, что население тупеет, не нужно же больше помнить формулы и исторические даты, все же можно загуглить. У меня иные выводы: больше не нужно тратить время на зубрежку. Теперь намного важнее думать и сопоставлять, чем просто запоминать. Мир меняется стремительно, и, чтобы оставаться на месте, нужно бежать быстро, а чтобы быть в авангарде – в два раза быстрее!

– Есть расхожее мнение, что творческим людям жить в трудное, противоречивое время легче и интереснее, чем обывателю. Так ли это, на ваш взгляд? Можете ли привести конкретные примеры?

– Мне кажется, любой образованный человек может доказать или опровергнуть одну и ту же мысль, оба раза создав четко выстроенную систему аргументов с примерами из разных областей. В этом и сложность, и противоречивость нашего времени – каждый сам выбирает, как жить, кому верить, за какими иллюзиями прятаться. Зачастую художнику нужна четкая концепция восприятия мира, на базе которой он может заниматься творческими исследованиями. А мы живем в хаосе – «остались только иллюзия и дорога». Если рассматривать искусство как способ отражения реальности, то неудивительно, что в тяжелые времена певцы становятся громогласнее, краски – ярче. Иногда кажется, что мы все – оркестр «Титаника».

Исторические примеры следующие: ни в 1937 году, ни в 1941‑м, ни в любом другом не было жить интереснее. Это инфантильная, романтическая идея.

– Творческий человек работает гораздо продуктивнее, если у него есть муза. Что или кто дает вдохновение для вашего творчества?

– Я так здорово и так часто влюбляюсь! Когда слушаю любимых композиторов, когда вижу сверкающие глаза партнеров на сцене, когда чувствую запах краски, когда веду диалоги с великими произведениями искусства… А иногда достаточно лишь выпить стакан воды или открыть окно, когда душно. Ну и как тут не вдохновиться?

– Почему именно актерская профессия? Ведь в детстве у вас были увлечения: несколько видов спорта, серфинг и настольный теннис, айкидо. Может быть, вы могли стать большим спортсменом, однако не пошли по этой стезе…

– А она и не именно актерская. На данном этапе развития не позиционирую себя только как актер, хотя люблю быть в кадре, люблю сцену. Мой мастер Евгений Александрович Писарев еще на первом курсе сказал: «Марк, ты либо больше, чем артист, либо меньше. Но не артист». Смысл этих слов постигаю постепенно: играю на разных сценах в драматических спектаклях и мюзиклах, солирую в концертах, пишу музыку для самых разных проектов, параллельно получаю высшее экономическое образование.

Профессиональным спортсменом никогда быть не планировал, хотя, конечно, всегда старался заботиться не только о душе, но и о теле. Это заложено родителями.

Андрей КНЯЗЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте