В российских школах по понедельникам продолжается серия внеурочных занятий «Разговоры о важном». Ближайшее занятие 14 ноября посвящено теме «Мы разные, мы вместе». Рассказываем, о чем пойдет речь на занятиях у школьников разных классов.
Как отмечается на сайте проекта, занятие призвано показать детям многообразие и единство народов нашей страны, сформировать интерес к особенностями разных регионов, подвести к осознанию, что изучать историю Родины и путешествовать по России – увлекательно. Предполагается также, что урок сформирует историческую память и преемственность поколений, патриотизм.
1–2 классы
Урок пройдет в форме эвристической беседы. Школьников ждет путешествие по стране с 10 остановками. Они узнают об особенностях природы и погоды, условиях жизни, разнообразии в одежде, кухне и т.д. С детьми обсудят национальные праздники и традиции, познакомят с национальными блюдами разных регионов, покажут языковое многообразие страны. Ученикам предложат произнести, например, слова вежливого обращения или названия одного предмета на разных языках народов России.
Учащимся также предложат выбрать и выполнить творческое задание: познакомиться с порталом фильмов Русского географического общества, выбрать фильмы для просмотра и обсуждения, приготовить вместе с родителями или одноклассниками какое-то национальное блюдо, сфотографировать его и поделиться рецептом, придумать и сделать открытку о заинтересовавшем месте нашей страны.
3–4 классы
Перед началом занятия учитель запускает интерактивное задание – мультимедийную карту России. Интерактив используется на протяжении всего занятия. Детям напомнят, что Россия – самая большая страна на планете: если полететь на самом быстром самолете с запада на восток, то путешествие будет длиться 10 часов. В нашей стране живут представители почти 200 разных народов, и у каждого из них своя культура, обычаи и традиции. Учеников попросят рассказать о своем регионе и о тех местах, где они побывали.
Далее состоится путешествие по разным регионам страны по интерактивной карте, следом за ней – гастрономическая экскурсия. Так, ребята узнают, что талкыш калеве – это тающие во рту конусы из сахарных нитей. Этот десерт можно попробовать в Республике Татарстан. Чтобы попробовать чыкыт, нужно отправиться в Чувашскую Республику. Чыкыт – это сыр из печи, похожий по вкусу на творожную запеканку, только без сахара. Кроме того, дети узнают, как в разных регионах могут называться одни и те же предметы. Например, клубнику в ряде регионов называют викторией, свеклу – буряком, подъезд – парадной, бордюр – поребриком.
5–7 классы
На занятии ребят ждет просмотр видеофильма, его обсуждение, выполнение интерактивных заданий или работа в группах. Детям расскажут об объединяющем значении русского языка, о том, что бережное отношение к нему и к языкам народов России закреплено в Конституции. Во 2 пункте 68-й статьи Конституции написано: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации». Так, наравне с русским языком в Республике Башкортостан используется башкирский язык, в Чеченской Республике – чеченский. Республика Татарстан наравне с русским языком, как государственным, использует татарский язык, а Республика Саха (Якутия) – якутский. И это важно – знать государственный язык своей республики, своего края.
Первое интерактивное задание будет дано в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» – ребятам предстоит выполнить задания с выбором ответа. Пример одного из заданий таков:
«С пустыми руками в гости не ходят» — говорит русская пословица, ей вторит крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар принято брать с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?
А. Сварить для гостя кофе
Б. Убрать этот кофе подальше
В. Погадать на кофейных зернах
Г. Угостить гостя чаем»
Правильный ответ – сварить для гостя кофе.
Во втором интерактивном задании детям предложат установить соответствие достопримечательностей и региона, в котором они находятся (Мамаев курган, Казанский кремль и др.). Учеников ждет также групповая работа и творческое задание. Один из вариантов – рассказать о памятнике архитектуры своего региона, подобрать фотографию и несколько интересных фактов.
8–9 классы
Старшеклассникам напомнят, что на территории России проживают представители свыше 190 национальностей. Большинство народов на протяжении веков формировалось на территории современного Российского государства и внесло свой вклад в развитие государственности и культуры. Детям продемонстрируют фильм о роли языка в жизни человека. Ученикам расскажут о возможности исчезновения языков в случае, если люди перестанут говорить, писать и читать на родном для них языке. Такая проблема существует во всех странах, сужается языковая карта мира. Лингвисты полагают, что набирает обороты так называемый планетарный языковой сдвиг – явление, когда предпочтение отдается не родному языку, а языку социально более значимому, более востребованному средству коммуникации.
Таким образом мир оказывается перед выбором – отказаться от языкового разнообразия, как от «груза прошлого», или сохранить культурный багаж. В России понимают, что с потерей языков общество беднеет, поскольку каждый язык – уникальное явление человеческой мысли и культуры. Поэтому так много делается в нашей стране для сохранения языков народов Российской Федерации.
Интерактивное задание пройдет в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» – дети узнают о национальных костюмах, традициях и обычаях разных народов. Завершится занятие групповой работой и творческим заданием.
10–11 классы
Школьникам покажут видеофильм. Также их ждет выполнение интерактивных заданий и работа в группах, дискуссия и творческое задание. Ребятам расскажут, что Россия сохраняет языки народов РФ, родные языки изучаются в школах и вузах, выпускаются газеты и журналы на родных языках, на них проходят конкурсы и фестивали, в театрах идут постановки.
Школьникам предстоят размышления об интересных особенностях, существующих в родном языке, о том, как народы нашей многоязычной страны понимают друг друга, какова роль русского языка в нашей стране. Ежегодно в России в ноябре проходит уже традиционная Международная акция «Большой этнографический диктант». Это просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет каждому оценить общий уровень этнокультурной грамотности. Девиз этого диктанта: «Народов много — страна одна!». Школьникам предложат ответить на вопросы диктанта прошлого года.
Интерактивное задание запланировано в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» – в ходе состязаний школьники узнают о традициях и обычаях разных народов России. Среди заданий есть, например, такое:
«Согласно адыгейским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:
А. Шашка;
Б. Черкеска;
В. Папаха;
Г. Пояс.
Правильный ответ – шашка.
Детям в игровой форме также представят лексическое разнообразие русского языка в разных регионах. Так, они узнают, что в Новгородской области высокие резиновые сапоги называют заколенниками, а в Свердловской области и Удмуртии догонялки (салки) – ляпками.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» информировало о содержании внеурочных занятий «Разговоры о важном», посвященных «Дню музыки», российской атомной отрасли и другим темам.
Комментарии