search
main
0

Что такое «дети»?

Ответ оказался прост

На курсах повышения квалификации, которые я вела много лет для учителей области, на семинарах и просто в разговорах с коллегами мне часто приходилось напоминать им простую истину: дети не взрослые. Обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, что в любом языке есть отдельные существительные для обозначения невзрослых людей? Именно так, ведь мы не пользуемся определением в духе «маленькие люди», но употребляем слова «дети», «ребенок», «ребята», «мальчик», «девочка»…

В школе существует более четкое обозначение, ясно показывающее различие между взаимодействующими группами: учителя и ученики. Прибавим к ним родителей и получим нашу привычную триаду, где между двумя зачастую совершенно несхожими взрослыми находится один ребенок. Первоклассники приходят в учебное заведение с уже сформировавшимся в семье, пусть и небольшим, мировоззрением, со своей системой ценностей. И в течение 9-11 лет мы, педагоги, будем играть огромную роль в их росте. Если их родители целыми днями на работе, то может оказаться, что именно учителя ежедневно проводят с детьми больше времени. От того, что мы сумеем в них вложить, каким образом мы на них повлияем, зависят вся их дальнейшая жизнь и деятельность.

«Почему все ученики не могут вести себя так, как твои дети?!» – громко восклицает молодая учительница, вой­дя в учительскую. Я воздерживаюсь от очевидных ответов. Во-первых, основное воспитание ребенка в первые 6-7 лет его жизни приходится на семью, детский сад. Во-вторых, дети учителей, работающих в том же учебном заведении, – особая категория. В моей семье, да и во многих других, есть специальное определение о взаимосвязи поведения учащихся на уроках и нашей деятельности. Я чихну, им скажут: «Будь здоров», и наоборот. С одной стороны, существует неписаная традиция подтягивать, не заваливать детей коллег. С другой стороны, если кто-то завидует мне, то снизить оценку моему ребенку легко! «Никому не говори, что читаешь Шекспира в подлиннике, – наставляла подруга мою дочь перед экзаменами. – Вряд ли кто из экзаменаторов на такое способен! А вот поставить тебе оценку на балл ниже за какую-нибудь грамматику для них не составит труда».

Так получалось, что в субботу в учительской собирались почти исключительно мамы. Мне сразу приватно посоветовали не заикаться о том, что у меня трое детей, что по закону без моего согласия мне не имеют права ставить уроки в две смены и занимать выходной день. Про «окна» вовсе молчу. Завуч, диспетчер разводили руками: ну никак не могут изменить расписание. Но мы, как все семейные женщины, быстро приспособились и в целом ценили возможность спокойно пообщаться во время переменок.

Одна из постоянных тем – как помочь, объяснить и молодым коллегам, еще не имеющим своих семей, и одиноким учителям постарше простую истину. Вот в первый класс пришли 25-30 детей. Они все разные, и каждый из них личность. Если нет собственного опыта, сразу определить трудно. Один смотрит в окно, другой болтает, третья входит в класс рыдая… Удивительно, но факт: любой из них может оказаться отличником, победителем олимпиад, равно как и любой может стать тяжким грузом для предметника. В связи с введением инклюзии обычному педагогу, не прошедшему специальных курсов подготовки к работе с такими детьми, будет неимоверно сложно.

Я всегда внимательно читала новости в сфере образования, и не только в нашей стране. Что остается неизменным в статистике согласно ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), да и по нашим отечественным цифрам? 15-20% учащихся страдают какими-либо умственными или физическими отклонениями. На Западе также постоянно выделяют подростков в особую группу и уверяют, что все без исключения старшеклассники имеют черты социопатов. С этим я не согласна, но понимаю, чем обусловлен такой подход. Мне кажется, не стоит так резко разделять учеников на возрастные группы. Помните фильм Карена Шахназарова «Курьер»? Герой фильма, юноша, вступающий в жизнь, говорит собравшимся за столом взрослым: «Да вы не волнуйтесь, скоро мы вырастем и станем такими же, как вы». Об этом нужно помнить, постоянно работая с детьми.

«Кто тебе позвонил?» – «Никто». – «Чем ты занята?» – «Ничем». И так далее. Подобные разговоры знакомы любой матери, мы знаем, что это всего лишь стадия в развитии личности. Знают ли об этом учителя, не имеющие собственного семейного опыта? Да, многие знают или учатся по ходу дела, часто спрашивают совета у старших коллег. Впрочем, отношение к детям не зависит от возраста взрослого. Пришедшая в школу выпускница пединститута любит свою профессию, благожелательно настроена к своим классам, и это сразу передается юной аудитории.

А другая, проработавшая пару десятков лет и так и не нашедшая своего счастья, злится на весь мир и вымещает свое отношение на учащихся. Репутация педагога складывается быстро, и от нее зависит и поведение школьников. Кому-то ученики скрашивают отсутствие своих детей, кому-то, напротив, оказываются постоянным напоминанием о том, что в жизни не удалось. По моим наблюдениям, в каждом случае взрослые остаются искренними в своих убеждениях. Одни считают, что им достались сплошь неспособные классы, и так из года в год. Другие приходят с открытой душой, и все ученики у них хорошие.

Если вам нужно, чтобы в течение 45 минут весь класс сидел по стойке «смирно», никто не шумел, не выкрикивал с места ответы, не кидался записками, поднимал руку и терпеливо ждал, пока вы их заметите, возможно, вы просто не туда попали. Или вам стоит поработать над собой, над своим отношением к людям. Был у меня такой случай во время городского этапа конкурса «Учитель года», где я заняла призовое место. На открытом уроке в выпускном классе чужой для меня школы я объяснила по-английски смысл задания и спросила, кто хотел бы выйти к доске, как я делала на своих занятиях.

К всеобщему изумлению, весь класс сорвался с места и кинулся к доске, ребята наперебой старались выполнить задание. Конечно, я быстро ликвидировала возникшую ситуацию, оставив у доски четверых ребят, остальным же пообещала дать шанс выступить следующими. Секрет оказался прост. Ведущая учительница ошеломленно повторяла на обсуждении, что никогда не разрешает подросткам выходить к доске, всегда сама строго распределяет вопросы, устанавливает порядок ответов. И они сидят за столами, томятся в неподвижности весь сдвоенный урок…

Каждый из нас приходит на работу в школу со своими воззрениями, со своей методикой, своими ожиданиями. А действительность всегда оказывается куда богаче всех наших представлений о ней.

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте