search
main
0

Что “свалится” на голову учителя русского языка в новом году, так это обновленные учебники. Бояться их, собственно говоря, нечего. Начальник отдела гуманитарного образования министерства Лидия Рыбченкова уверяет: тяжесть тех новшеств, с которыми столкнется преподаватель, будет не особенно велика. Обновленные учебники и учебники новые – большая разница.

В 1998 году приказом Министерства образования утверждены “Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования”. Еще в 1960-е годы был создан школьный курс русского языка (научный редактор Н.Шанский, авторский коллектив Т.Ладыженская, М.Баранов, Л.Тростенцова и др.), который должен был заложить “основы лингвистического образования и формирования сознательного и культурного человека”. В силу разных причин основные позиции в преподавании заняло традиционное грамматико-правописное направление. Теперь предпринята попытка вновь “возвыситься” над ним. Обязательный минимум ориентирует не только на знание правил орфографии, пунктуации, но и на формирование целостного взгляда на филологическую науку, повышение речевой грамотности.

Лидия Рыбченкова:

– Старые учебники нуждались в обновлении дидактического материала. Поменялись многие реалии жизни, а значит, другие тексты нужны в учебниках, интересные сегодняшнему ребенку. В обновленные учебники включены элементы риторики, новые понятия, соответствующие минимуму. Каких-то изменяющих суть преподавания нововведений нет, учителю не надо готовиться к неожиданностям…

Пока учителя ждут первого сентября, авторские коллективы трех действующих параллельных учебников русского языка приводят книги в соответствие с обязательным минимумом содержания. Коллектив под редакцией Н.Шанского уже переработал учебник для пятого класса. Вскоре он увидит свет в издательстве “Просвещение”. Завершена также переработка программы, она выйдет отдельным сборником. Одна из ее частей, предназначенная для пятого класса, будет опубликована в журнале “Русский язык в школе”.

Вопросы, которые поставил новый минимум перед школой, в повестке дня августовского педсовета одни из первых. Здесь действительно есть над чем задуматься. Учитель должен опираться на утвержденный “Обязательный минимум содержания…”, но не все действующие учебники ему соответствуют. Например, обновленная программа Т.Ладыженской, М.Баранова и др. отводит на изучение одной из грамматических категорий в седьмом классе четыре часа, но учебник еще не переработан и материала на эту тему в нем нет. Он имеется в учебно-методическом комплекте под редакцией В.Бабайцевой, упоминается в комплекте М.Разумовской и П.Леканта… Иначе говоря, учителю придется использовать не один, а несколько учебников.

Переходный период будет сложным. В шестых, восьмых, девятых классах придется в ближайшее время работать по старым учебникам и программам. Без дополнительной литературы не обойтись. Это еще один из вопросов предстоящих совещаний.

В последние годы часто используются учебники, не имеющие министерского грифа “допущено” или “рекомендовано”. Обеспокоенные родители приходят в школу жаловаться. Департамент общего среднего образования уже направил в регионы письмо, где, разъясняя ситуацию с новыми учебниками, рекомендует проявлять осторожность при выборе учебных изданий. Если есть трудности – обращаться к каталогу-справочнику “Российский учебник. 1999/2000 учебный год”.

Следующий вопрос, который будет затронут на педсовете, связан с оценкой качества знаний. Все традиционные формы: экзамены, сочинения, изложение – сохранятся. Неоднозначно отношение к тестам. Далеко не все они являются показателем знаний.

Лидия Рыбченкова:

– В прошлом году лично я не рекомендовала ни одного теста. Если заменить экзамен тестированием, потеряем все, что появилось в преподавании русского языка в последние годы. Тест не показывает развития речи. Это лишь проверка знаний по орфографии и пунктуации. Очень часто тесты “вылавливают” исключения из правил. А это, если соотнести с нашими нормами оценок, так называемые негрубые ошибки. В тестах же они оцениваются как грубые. Есть тесты, основанные на тех словах, которые в активный словарь школьника не входят и неизвестно, войдут ли… В этом году я дала “добро” только на один тест: для абитуриентов негуманитарных вузов. Там есть вопросы и по культуре речи.

С тестами ясно. Еще предстоит дискуссия, каким быть экзамену по литературе в одиннадцатом классе. Споры вокруг этого сейчас затихли. В 1998-1999 учебном году в школах Москвы и Санкт-Петербурга проходило сочинение в форме рецензии на произведения малого жанра. Давался маленький рассказ. Экзамен позволял оценить знание историко-литературного процесса, понимание художественных особенностей, умение самостоятельно размышлять, личностное отношение к прочитанному. Это действительно творческий вид работы. Учителя-практики считают плюсом рецензии то, что здесь нет “шпор”. Но… Идеальную форму проверки знаний вряд ли можно придумать. Практика выявляет противоречия, о которых не догадываешься. Учителя, с которыми мы разговаривали, отмечают, что рецензия в школьных работах часто подменяется отзывом, что влечет сложности в ее оценке. К рецензии трудно готовить: в одиннадцатых классах уплотненная программа, да к тому же многие из ребят занимаются на подготовительных курсах. То есть времени на подготовку к школьным экзаменам у них после занятий не остается. А вузовские программы оторваны от школы. “Там у них своя песня, – как сказала одна моя знакомая учительница-литератор. – На вступительных экзаменах, к примеру, можно наткнуться на тему “Роман И.Тургенева “Рудин”, в то время как в школе обязательным являются только “Отцы и дети”. Выручает лишь свободная тема…

Среди проблем, касающихся преподавания литературы, вынесен на повестку дня педсовета вопрос о таком предмете, как словесность.

Программы по курсу “Основы русской словесности” для 5-9-х классов, учебники и методические рекомендации будут опубликованы издательством “Дрофа” к началу учебного года. Словесность – это своего рода мостик от русского языка к литературе. Новый предмет – лишние часы. Одна из сложностей введения словесности в том и состоит, чтобы она не посягала на часы, отведенные для русского языка и литературы. Выход – использовать время, предназначенное на развитие речи. Словесность, собственно, тому и должна служить. Вообще это предмет философский, который учит постигать через слово нечто большее – жизнь, мир…

Участники предстоящих августовских совещаний намерены обсудить проблемы взаимосвязи начальной и основной школ – проблемы традиционные, что, однако, не делает их банальными. Начальная школа неоднородна. Обучение ведется в ней по нескольким системам, все их нужно состыковать со школой последующей ступени.

Многие вопросы учителей-практиков связаны с выпускными экзаменами, что вполне понятно – это проверка и самого учителя, да к тому же и подготовка к ним начинается с сентября. Учителя считают, что обязательно нужна корректировка школьных программ под вступительные экзамены в вуз или наоборот. Подавляющее большинство выпускников, желая продолжить образование, на вступительных экзаменах сталкиваются с непредвиденными трудностями. Но радикальных перемен в проведении школьных экзаменов сегодня не предполагается. В связи с введением “Обязательного минимума содержания…” будут несколько обновлены билеты по устному русскому языку. Но выпускники 1999-2000 года учились по старым учебникам, которые новому минимуму не совсем соответствуют – это будет учтено. Билеты являются к тому же примерными, а значит, учитель сможет внести в них свои изменения.

Виктор БОЧЕНКОВ

Курс на двуязычие

в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1999-2000 г.

Письмо Министерства общего и профессионального образования

от 12 мая 1999 г. ? 697/11-12

Основной тенденцией государственной языковой политики является создание необходимых условий для развития двуязычия и многоязычия на территориях национально-государственных образований России. Согласно статье 3 Закона “О языках народов Российской Федерации”, государство признает равные права всех языков народов России на их сохранение и развитие. При этом русский язык по-прежнему остается основным средством межнационального общения и имеет статус государственного языка Российской Федерации.

Русский язык как государственный изучается в средних, средних специальных и высших учебных заведениях. В то же время преподавание государственных и иных языков в республиках в составе Российской Федерации осуществляется в соответствии с их законодательством (статья 9, глава 11 указанного закона). В соответствии с этим образовательная область “Филология” Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ содержит образовательные компоненты “Русский язык как государственный” и “Языки и литература” (имеются в виду языки и литература титульных народов), что должно обеспечивать развитие паритетного и двустороннего двуязычия в сфере образования.

Конкретная реализация Базисного учебного плана предполагает дифференциацию в использовании часов его вариативной части в зависимости от языка обучения в том или ином общеобразовательном учреждении (см. Пояснительную записку к Базисному учебному плану).

Количество часов, отводимых на изучение русского языка в национальных школах с русским языком обучения и в национальных школах с родным (нерусским) языком обучения, примерно одинаковое (с разницей в два часа). Совершенно очевидно, что навыки русской речи учащихся школ первого типа, где обучение всем общеобразовательным предметам ведется на русском языке, оказываются значительно выше, а уровень владения родной речью – ниже, чем у учащихся школ второго типа. В школах же с родным языком обучения ситуация противоположная: более высокий уровень владения родным языком и более низкий уровень владения русской речью, что обусловлено большей учебно-языковой практикой в родном языке (на других учебных предметах) и отсутствием таковой, имея в виду русский язык.

В этой связи с целью обеспечения языковых прав обучаемых в школах с русским языком обучения из вариативной части плана необходимо выделить дополнительные часы на изучение предметов “Родной язык и литература”. Это касается прежде всего тех территорий, где сфера функционирования языка титульного этноса весьма ограничена. Соответственно в школах с родным языком обучения рекомендуется использование дополнительных часов из вариативной части Базисного учебного плана на учебный предмет “Русский язык как государственный”.

Учитывая сказанное, реализация “Обязательного минимума содержания начального образования по русскому языку как государственному”, а также “Временных требований к обязательному минимуму содержания образования по русскому языку как государственному” в школах указанных типов представляется не только возможной, но и обязательной.

Попутно следует отметить необходимость изучения титульного языка той или иной республики в школах с русским (родным) языком обучения, функционирующих в национально-государственных образованиях России, что также предусматривает использование часов из вариативной части Базисного учебного плана.

Минимальное содержание образования по русскому языку как государственному в начальной школе обеспечивается:

Программой “Русский язык”. 1-4 классы национальных школ Российской Федерации (под ред. Городиловой Г.Г.);

Едиными учебниками (для школ всех языковых групп)

1. Митюшина Л.Д. “Учимся говорить по-русски: Устный курс русского языка” 1 кл. нац.шк.(1 полугодие), “Просвещение”, СПб;

2. “Русская азбука”, 1 кл. нац. шк. (2 полугодие), под ред.А.П.Величука), “Просвещение”, СПб;

3. Козуля Л.В. “Русский язык”. 2 кл. нац. шк., “Просвещение”, СПб;

4. “Русский язык”, 3 кл. нац. шк., под ред. Г.Г.Городиловой, “Просвещение”, СПб;

5. “Русский язык”, 4 кл. нац. шк., под ред. Г.Г.Городиловой, “Просвещение”, СПб.

В настоящее время продолжают функционировать и учебники для различных языковых групп, созданные в 70-90-е годы. Однако следует отметить, что они не могут в полном объеме обеспечить реализацию минимума содержания по русскому языку как государственному в начальной национальной школе. Это:

Для школ абхазо-адыгской группы языков

1. Барагунов М.Х. и др. “Азбука”, 1 кл., “Просвещение”, СПб;

2. Барагунов М.Х. и др. “Русский язык”, 2 кл. Ч. 1, 2, “Просвещение”, СПб.

Для школ тюркской группы языков

1. Ахиярова М.З. “Азбука”, 1 кл., “Просвещение”, СПб;

2. Ахиярова М.З. “Русский язык”, 2 кл., 3 кл., 4 кл., “Просвещение”, СПб.

Для школ финно-угорской группы языков

1. Сажина М.И. “Азбука”, 1 кл., “Просвещение”, СПб;

2. Баранников И.В. и др. “Русский язык”, 2 кл., Ч.1,2, “Просвещение”, СПб;

3. Баранников И.В. и др. “Русский язык”,3 кл., Ч.1,2, “Просвещение”, СПб;

4. Сажина М.И. и др. “Русский язык”, 4 кл., Ч.1,2, “Просвещение”, СПб.

Для всех школ народов Крайнего Севера и Дальнего Востока

1. Бойцова А.Ф. и др. “Русский язык. 1 класс”, “Просвещение”, СПб;

2. Бойцова А.Ф. и др. “Русский язык. 2 класс”, “Просвещение”, СПб;

3. Бойцова А.Ф. и др. “Русский язык. 3 класс”, “Просвещение”, СПб;

4. Никольская Г.Н. “Русский язык. 4 класс”, “Просвещение”, СПб.

В настоящее время ведется работа по подготовке учебников нового поколения. В частности, в 1998 году Национальным фондом подготовки кадров был объявлен конкурс учебников по русскому языку как государственному для школ финно-угорской и тюркской групп языков. Уже разработаны новые учебники, отвечающие современным требованиям. Это:

1. Городилова Г.Г., Хамраева Е.А. “Русский язык.1 класс” для школ тюркской группы языков. М., “Мнемозина”;

2. “Букварь”, 1 класс для школ финно-угорской группы языков, под ред. Пассова Е.И.

Они рекомендованы Минобразованием России и будут изданы к новому учебному году.

Минимальное содержание образования по русскому языку как государственному в основной школе обеспечивается:

Программой “Русский язык. 5-11 классы” (авторы: Никольская Г.Н., Хасанов Н.М.), “Просвещение”, СПб.

Учебниками:

1. Ашурова С.Д. и др. “Русский язык”, 5 кл. нац. шк.

2. Ашурова С.Д. и др. “Русский язык”, 6 кл. нац. шк.

3. Ашурова С.Д. и др. “Русский язык”, 7 кл. нац. шк.

4. Бакеева Н.З. и др. “Русский язык”, 6 кл. нац. шк.

5. Бакеева Н.З и др. “Русский язык”, 7 кл. нац. шк.

6. Сабаткоев Р.Б. “Русский язык”, 8 кл. нац. шк.

7. Сабаткоев Р.Б. “Русский язык”. 9 кл. нац. шк.

8. Сабаткоев Р.Б. и др. “Русский язык”. 10-11 кл. нац. шк., “Просвещение”, СПб.

Однако проблема создания учебников нового поколения, учитывающих обязательный минимум содержания образования по русскому языку как государственному для начальной, основной и средней школы, остается по-прежнему актуальной.

Для детей, прибывающих из стран ближнего и дальнего зарубежья и испытывающих трудности в изучении русского языка как государственного, подготовлен учебник “Изучаем русский. Корректировочный курс для учащихся 5-7 кл. нац. шк.”, авторы Быстрова Е.А. и др., М., “Валент”, который поможет учащимся адаптироваться в новой для них языковой среде, подготовиться к изучению русского языка как родного по традиционным учебникам Российской Федерации.

В национальной школе традиционно используются те же словари, что и в школах с русским (родным) языком обучения, а также двуязычные словари. Список школьных словарей имеется в каталоге “Российский учебник. 1998/1999”. Для начальной национальной школы имеется “Картинный словарь русского языка” (авторы Баранников И.В. и др.), “Просвещение”, СПб.

Все указанные учебники и учебные пособия имеют гриф Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

В качестве итогового экзамена по русскому языку как государственному в 9-м классе предлагается изложение без грамматических заданий в школах с родным языком обучения и изложение с грамматическими заданиями в школах с русским языком обучения.

В 1999-2000 учебном году в школах с родным языком обучения впервые будут предложены открытые тексты итоговых изложений “Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку как государственному за курс основной школы. 9 класс”, авторы: Александрова О.М., Корнута И.В. М., Дрофа, 1999, а для школ с русским языком обучения предлагаются открытые тексты по “Сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс”, авторы: Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. М., Дрофа, 1998. Предполагается, что сборники будут обновляться для школ с родным языком обучения через 3-4 года, с русским языком – через 2 года. Уже несколько лет успешно проводится по открытым текстам письменный экзамен по математике. Такая форма проведения экзамена позволяет снять эмоциональное напряжение у учащихся на экзамене и дает возможность более тщательно к нему подготовиться. По-прежнему школьники имеют право на письменном экзамене пользоваться различными лингвистическими словарями.

Для школ с углубленным изучением русского языка в 9-м классе предлагается в качестве итогового экзамена сочинение. Чаще всего это 4 темы, три из них по пройденным литературным произведениям, а одна – свободная. В 1999-1998 годах предлагались следующие темы:

1-й вариант

1. “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (А.С.Пушкин).

2. Страницы российской истории глазами писателей первой половины ХIХ века (по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя по выбору учащихся).

3. Чиновники в комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”.

4. Мой любимый литературный герой.

2-й вариант

1. “Люблю Отчизну я…” Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова.

2. “С осторожностью птицелова я ловлю крылатое слово”. Л.Мартынов (по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”).

3. Жизнь русского крестьянства (по произведениям А.Н.Радищева, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина по выбору учащихся).

4. Я хочу рассказать вам о книге.

В 11-м классе итоговым экзаменом по русскому языку как государственному является сочинение и для школ с русским языком обучения, и для школ с родным (нерусским) языком обучения. Предлагаются 7 тем, включающих материал, изучаемый в 9-11-х классах, это произведения ХVIII, ХIХ, ХХ веков, а также свободные темы. В 1997-1998 учебном году предлагались следующие темы:

1-й вариант

1. Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.

2. Нравственные искания героев романа-эпопеи Л.Н.Толстого “Война и мир”.

3. Тема “отцов и детей” в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

4. Сочинение по творчеству М.А.Шолохова (тему формулирует учащийся).

5. Природа России в лирике поэтов ХХ века (по выбору учащихся).

6. Тема любви в поэзии серебряного века (по выбору учащихся).

7. Советую прочитать.

2-й вариант

1. Судьба русской крестьянки в творчестве Н.А.Некрасова (“Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз Красный нос”).

2. “Веселое мигом обратится в печальное, если только долго застоишься перед ним” (Н.В.Гоголь. “Мертвые души”).

3. Драматическое и комическое в пьесе А.П.Чехова “Вишневый сад”.

4. Человек на войне (на примере произведений по выбору учащегося).

5. Петербург в творчестве писателей и поэтов ХIХ века (на примере произведений по выбору учащихся).

6. Сочинение по творчеству М. Булгакова (тему формулирует учащийся).

7. Человек и природа (размышления на литературном материале и по жизненным впечатлениям).

Формой проведения экзамена по русскому языку как предмету по выбору может быть реферат, собеседование, экзамен по билетам. Обращаем внимание на то, что опубликованные билеты являются примерными, следовательно, могут быть изменены учителем с учетом специфики определенного класса, в котором работает учитель. Билеты состоят из двух вопросов, где первый – это свободный монолог ученика на определенную тему, второй – выбранный учителем текст, в котором предлагается найти орфограммы или объяснить некоторые пунктуационные или стилистические особенности текста. Примерные билеты изданы в издательстве “Дрофа” в 1998-1999 годах.

К нерешенным проблемам следует отнести:

отсутствие учебников для курса углубленного изучения русского языка как государственного;

отсутствие параллельных учебников по русскому языку как государственному. Кроме того, требуют обновления с точки зрения современных тенденций в преподавании русского языка как неродного некоторые действующие учебники.

В большем внимании нуждаются вопросы преемственности в преподавании русского языка как государственного между начальной и основной, основной и полной школой.

Требуют серьезной научной разработки проблемы тестирования и контроля качества образования выпускников 9-го и 11-го классов национальной школы.

Необходимо разработать нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку как государственному.

Все указанные проблемы будут решаться постепенно Российской академией образования, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, специалистами в области русского языка как государственного.

М.ЛЕОНТЬЕВА,

руководитель Департамента общего среднего образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте