В школах, которые вступили в пилотный проект с 1 апреля 2011 года, по вторникам проходят занятия для руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров образовательных учреждений в рамках стажировочных площадок по переходу образовательных учреждений на новую систему финансирования. Что изучают на этих занятиях? На первом занятии участники узнали, как составить «Государственное задание» и что в нем особенно важно.
Очень важен был разговор о штатном расписании.В трудовом законодательстве под штатным расписанием понимают утверждаемый собственником имущества предприятия, руководителем или вышестоящим органом перечень наименований должностей постоянных сотрудников с указанием количества одноименных должностей (вакансий) и размеров должностных окладов. Штатное расписание отражает структуру организации.В соответствии с п. 9 и п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения. При формировании штатного расписания и распределении должностных обязанностей следует использовать нормативный метод планирования, который опирается на учет финансовых средств по фонду оплаты труда на всех бюджетных уровнях. Для этого необходимо провести классификацию должностей по группам персонала работников в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками должностей.В своем письме [4] от 22.04.1997 №23/196 Минобразование России и ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ указали, что нормативная штатная численность финансируется из бюджетных средств. Там же, где объем работы превышает нормативы, предусмотренные типовыми штатами, следует предусматривать дополнительные средства для введения должностей работников, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ и обеспечения нормальной работы этих учреждений.Численность работников зависит от вида ОУ, режима его работы, количества обучающихся, учебных групп (классов).В штате ОУ предусматривают четыре нормативные категории работников.К административному персоналу относят руководителя образовательного учреждения, его заместителя, главного бухгалтера, заведующего библиотекой.К педагогическому персоналу относят учителя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, преподавателя, преподавателя-организатора (ОБЖ, допризывной подготовки), руководителя физического воспитания, мастера производственного обучения, концертмейстера, музыкального руководителя, классного воспитателя, социального педагога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя (включая старшего), инструктора по труду, инструктора по физической культуре.К учебно-вспомогательному персоналу относят психолога, старшего вожатого, бухгалтера, библиотекаря, организатора экскурсий, аккомпаниатора, медицинскую сестру, документоведа, техника по ремонту аппаратуры, лаборанта (включая старшего), секретаря-машинистку, кассира (включая старшего), делопроизводителя, завхоза.К категории «обслуживающий персонал» относят работников по должностям рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, водителя автомобиля, механика по ремонту швейного оборудования, рабочего по стирке и ремонту спецодежды, слесаря-сантехника, машиниста (кочегара) котельной, оператора котельной, оператора теплового пункта, гардеробщика, истопника, грузчика, дворника, садовника, сторожа, кочегара, электрика, подсобного рабочего, возчика, кладовщика, уборщика производственных и служебных помещений, шеф-повара, повара.Не допускается введение в ОУ должностей, по которым отсутствуют тарифно-квалификационные характеристики. Не допускается и применение оплаты труда, предусмотренной для профессорско-преподавательского состава вузов в ОУ и учреждениях начального и среднего профессионального образования.Расчет штатной численности работников ОУ начинается с определения количества ставок педагогического персонала: оно равно общему числу учебных часов в неделю по каждой учебной группе, деленному на установленную норму учебной нагрузки преподавателей данного ОУ. Расчет количества педагогических ставок, приходящихся на один класс, осуществляется на основе базисного учебного плана ОУ.Особенности в составлении штатного расписания обусловлены также режимом учебных занятий. Например, в образовательных учреждениях, в которых проводятся занятия обучающихся во вторую и третью смены, дополнительно устанавливаются должности уборщиков служебных помещений из расчета: норма убираемой площади на 1 ставку рабочего равна 500 кв. м. Количество таких ставок определяется как результат деления совокупной площади ОУ, подлежащей уборке (на основе технического паспорта ОУ), на норму убираемой площади на одного рабочего.Для составления тарифных списков в образовательном учреждении создаются тарифная аттестационная комиссия и экспертная комиссия для определения доплат за неблагоприятные условия работы. Все результаты деятельности комиссий оформляются приказом руководителя ОУ.Следует помнить, что Типовые штаты ОУ, утвержденные государственными органами управления образованием, носят рекомендательный характер. Поэтому требовать выполнения рекомендаций не имеют права ни образовательное учреждение, ни органы управления образованием. Закон допускает, чтобы ОУ формировало свое штатное расписание в пределах средств, выделенных ему по установленным нормам, а также вводило в штатное расписание вместо одних должностей, предусмотренных Типовыми штатами, другие. Важно и то, что ОУ может содержать некоторые должности за счет средств, полученных от юридических и физических лиц либо за счет доходов от собственной деятельности.Органы управления образованием не вправе обязывать ОУ приводить свои штатные расписания к соответствующим Типовым штатам или иным нормативам, если учреждение не выходит за пределы средств, выделенных ему по финансовым нормам.Как известно, большое значение при определении зарплаты учителя будут иметь стимулирующие выплаты. Тут необходимо знать нормативные документы. В частности, письмо министра Правительства Москвы, руководителя Департамента финансов Веры Чистовой от 1 февраля 2011 года №17-05-04/6 «О формировании стимулирующей части фонда оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы»:В рамках совершенствования системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы и подготовки к переводу указанных учреждений на новые системы оплаты труда, а также во исполнение пункта 6 постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2010 года №1088-ПП «О совершенствовании системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» (далее – постановление) Департамент финансов города Москвы разъясняет:1. С учетом пункта 2 постановления в текущем году не может быть уменьшен объем бюджетных обязательств, предусматриваемый главным распорядителям бюджетных средств на оплату труда работников государственных учреждений, а также не уменьшается объем ассигнований, предусматриваемый в бюджетных сметах подведомственных им государственных учреждений, в случае образования у них экономии по фонду оплаты труда по состоянию на 1 января 2011 года.2. В соответствии с пунктом 3 постановления направление средств на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда осуществляется руководителями государственных учреждений по согласованию с органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, на основании нижеперечисленных положений:2.1. Размер экономии по коммунальным платежам (подпункт 3.1. постановления) определяется один раз в год по итогам исполнения бюджета города Москвы за 11 месяцев с учетом ожидаемого исполнения за декабрь текущего финансового года при условии выполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и заключенных государственных энергосервисных договоров (контрактов) по обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности.2.2. Экономия по фонду оплаты труда, которая может быть направлена на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда (подпункт 3.1. постановления), определяется по результатам исполнения бюджета города Москвы за соответствующий расчетный период (квартал) после осуществления в установленном порядке всех видов выплат заработной платы.2.3. Перечень материальных затрат, экономия по которым ежеквартально рассчитывается и направляется на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда (подпункт 3.2. постановления), а также размер указанной экономии определяется государственным учреждением города Москвы и согласовывается соответствующим органом исполнительной власти города Москвы.2.4. Из объема средств, поступающих от приносящей доход деятельности и направляемых на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда (подпункт 3.3. постановления), следует исключить средства, направляемые по действующему законодательству на уплату налогов, а также доходы, имеющие строго целевое назначение и распределяемые по конкретным направлениям расходов в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.3. Экономия средств, предусмотренная подпунктами 3.1. и 3.2. постановления, направляется на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда при выполнении следующих условий:- выполнения государственными учреждениями показателей утвержденного государственного задания;- соблюдения установленных стандартов оказания государственных услуг и недопущения снижения показателей качества предоставляемых государственных услуг (выполнения работ), в том числе за счет незаполнения вакантных должностей по штатным единицам персонала, непосредственно связанного с предоставлением государственных услуг;- исполнения в полном объеме заключенных договоров и контрактов и недопущения кредиторской задолженности;- соблюдения установленных нормативов натуральных (денежных) показателей (норм питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, потребления расходных материалов и др.) при оказании государственных услуг;- отсутствия жалоб со стороны потребителей государственных услуг.4. Учитывая, что для каждого из трех типов государственных учреждений (казенные, бюджетные и автономные) предусмотрены разные способы финансового обеспечения их деятельности, экономия средств, предусмотренная подпунктами 3.1. и 3.2. постановления, может быть использована государственным учреждением с учетом особенностей финансового обеспечения соответствующего типа данного учреждения.4.1. Для государственных казенных учреждений города Москвы:4.1.1. Направление сложившейся экономии бюджетных ассигнований по коммунальным платежам и по материальным затратам на оплату труда работников государственного казенного учреждения осуществляется путем уточнения лимитов бюджетных обязательств в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном приказом Департамента финансов города Москвы от 18.01.2008г. №6 «О порядке составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города Москвы и порядке составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета города Москвы» (в ред. приказов от 12.11.2010 г. №192 и от 24.12.2010 г. №263).4.1.2. Положения, установленные пунктом 4.1.1. для казенных учреждений, распространяются и на государственные бюджетные учреждения города Москвы, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидии на выполнение государственного задания в соответствии с пунктом 1.2. постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2010 года №1051-ПП «Об особенностях финансового обеспечения деятельности бюджетных и казенных учреждений города Москвы в переходный период» и которые являются получателями бюджетных средств.4.2. Для государственных автономных учреждений и государственных бюджетных учреждений города Москвы (далее – учреждения), в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидии на выполнение государственного задания в соответствии с пунктом 1.2. вышеуказанного постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2010 года №1051-ПП:4.2.1. Субсидии на выполнение государственного задания поступают учреждениям на лицевые счета, открытые им в финансовом органе города Москвы, и используются в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.4.2.2. Документом, определяющим направления использования учреждениями субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя.4.2.3. В случае достижения экономии средств, предусмотренной подпунктами 3.1. и 3.2. постановления, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения, в том числе и на увеличение стимулирующей части фонда оплаты труда. При этом учреждению необходимо, по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, уточнить показатели плана финансово-хозяйственной деятельности.5. Обращаем внимание органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих функции и полномочия учредителя государственных учреждений, на необходимость доведения до сведений государственных учреждений города Москвы настоящих рекомендаций.Хотите знать многое? Посещайте занятия на стажировочных площадках!
Комментарии