В школах и других учебных заведениях ряда западных стран педагоги используют различные (100-, 10-, 12-балльные) системы оценки знаний учащихся. Мы вроде как тоже хотим приобщиться к цивилизованному миру еще и в этом. Но жизнь и практика показывают, что нашим учителям даже балльной шкалы много. Подавляющему большинству педагогов в своей работе хватает и 4 баллов – без единиц.
В этом мне довелось убедиться, работая в школе, а также проводя научные исследования. Когда я впервые пришел работать в школу, то попытался пользоваться традиционной системой оценки знаний учеников, как учили и как положено по нормативным документам. И что же из этого вышло?
– Романов, иди к доске. Отвечай.
Романов выходит – ни бе ни ме…
– Садись, единица! Давай дневник. Выучи теорему, на следующем уроке ответишь.
Через два дня должник, пыхтя, кряхтя, сопя, что-то изображает на доске и кое-что отвечает.
– Ну вот, Романов, на сей раз лучше! Правда, ребята?
– Да! Да! Да!
– Молодец, Романов, сегодня я оцениваю твой ответ уже на один балл выше. Садись – двойка. Давай дневник. Порадуй родителей.
Как-то на педсовете завуч сказал мне: «Уважаемый Юрий Максимович, в нашем педколлективе, кроме вас, единицы ученикам никто не ставит. Конечно, вы вправе использовать 5-балльную систему на всю катушку, но скажите, в чем вы видите разницу между двойкой и единицей? Ведь в любом случае отец сыну за такие отметки ремнем всыплет по соответствующему месту!» – «За двойку, по логике вещей, он должен бы приложиться к этому самому «объекту воспитания» в два раза меньше».
Смех смехом, но в нашей школе 5-балльную шкалу во всей ее полноте никто не воспринимал – ни учителя, ни администрация, ни ученики, ни их родители. В дальнейшем, проводя массовые социологические и социально-педагогические исследования в школах, ПТУ и техникумах страны, я убедился, что ее не воспринимают чуть ли не во всех учебных заведениях.
Более того, часть особо эмоциональных, чувствительных и ранимых педагогов, стремящихся избежать фрустрирующих воздействий, вообще пользуются 2-балльной системой оценки – ставят ученикам лишь тройки и четверки.
Хотя справедливости ради надо сказать, что все же встречаются те, кто работает по 5-балльной системе. А иные даже к каждому баллу еще добавляют плюсы или минусы. Значит, они работают по 15-балльной системе, почти как их западные коллеги.
Конечно, в официальных документах (классных журналах, аттестатах и проч.) ставить знаки сложения и вычитания им не позволяют, хотя в рабочих тетрадях и дневниках – бога ради. Но все же курьезов здесь случается немало. Порой родители, листая дневник своих чад, ломают голову над тем, чем же отличается единица с плюсом от двойки с минусом или тройка с плюсом от четверки с минусом.
В общем, считаю, что нам рано расширять диапазон оценки знаний учащихся, углубляться в тонкости, детали, нюансы. Разрешающие способности психики наших людей – педагогов, учеников, родителей – пока что невелики и, по-видимому, будут оставаться таковыми еще много лет.
Конечно, идти на поводу у сложившейся практики негоже. Надо поднимать ее к большим высотам. Но приказом сверху изменить психологические свойства человека невозможно. Это процесс чрезвычайно длительный, эволюционный. Поэтому, как поется: «…давай оставим все как есть…», т.е. 5-, то бишь 4-балльную систему оценки.
Наивно полагать, что с введением, к примеру, 12-балльной шкалы педагоги развернут ее на всю катушку. Скорее всего они приспособятся к ее верхней части и в конечном итоге опять будут пользоваться 4- или 3-балльной системой. Скажем, вместо оценок «3», «4», «5» будут ставить «10», «11», «12».
Собственно, примеров из жизни немало. Если понаблюдать за тем, какие оценки ставят жюри различных конкурсов, КВНов, шоу, нетрудно заметить – в основном «4» и «5», в редких случаях – «3».
Отметка – это, конечно, существенный стимулятор активности обучающихся, но далеко не единственный. Существует масса других приемов, методов, способов воздействия на учебную активность учеников и студентов. Встречаются преподаватели, которые вообще не ставят отметки своим подопечным (имеются в виду текущие). Тем не менее добиваются от них высочайшей учебной активности.
Думаю, очередное новшество лишь внесет элементы хаоса и дезорганизации в учебный процесс школ, ссузов и вузов.э
Юрий Фисин, кандидат психологических наук, Казань
Комментарии