С явлениями, происходящими в живой и неживой природе, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако самостоятельно обобщить, сделать выводы и установить простейшие закономерности ребенок пока еще не может. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Формирование предпосылок естественно-научной грамотности начинается уже в младшем возрасте, где идет познание мира в целом. В среднем и старшем возрасте начинается исследовательская деятельность, а затем исследования приобретают более углубленный характер, когда выводы делают сами дети.
Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности.
На наш взгляд, становление естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста возможно через включение в образовательный процесс детской деятельности по экспериментированию и развитие естественно-научной грамотности.
В специально организованной деятельности у детей необходимо вызвать интерес к изучаемому объекту или явлению, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В совместной деятельности необходимо создать проблемную ситуацию, при которой дети под руководством взрослого в процессе экспериментирования найдут решения проблемы. В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам самостоятельной познавательной деятельности.
Организация деятельности детей старшего дошкольного возраста по экспериментированию способствует повышению их познавательного интереса и в целом формированию предпосылок естественно-научной грамотности дошкольников.
Выполнение предложенных заданий будет способствовать развитию критического, аналитического, логического и образного мышления, умения сравнивать и делать выводы, формированию элементарных умений и навыков безопасности поведения в природе:
– определяем свойства объектов живой природы;
– называем растения по описанию;
– определяем дикорастущие и культурные растения;
– узнаем интересные факты о деревьях;
– записываем показатели термометра;
– проверяем приметы.
Ну и, конечно, эксперименты, которые позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе реализации данной программы обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Детское экспериментирование – это многомерное и сложное явление, требующее условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей интеллектуального развития дошкольников, что также является отличительной особенностью данной программы.
Детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности позволяет без напряжения усваивать сложный программный материал и способствует интеллектуальному развитию дошкольников: развивает познавательную активность, самостоятельность, умение планировать, выдвигать гипотезы и предположения, экспериментировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Тамара БОНЧЕНКОВА, старший воспитатель школы №1950
Поздравляем!
Управляющий совет и учителя школы №171:
– От души поздравляем всех с Новым годом! Желаем тепла, света и уюта в доме. Пусть эти праздничные дни пройдут с пользой. Можно всей семьей отправиться в парк, музей или на выставку (даже виртуальную).
Пусть новый год принесет новые впечатления, эмоции, счастье и радость в ваши семьи.
Соберите близких, друзей, родственников и с пользой проведите новогодние праздники. Сохраните эту связь поколений! Пусть будут в вашей жизни и счастье, и здоровье, и благополучие!
Не забывайте о том, что Новый год – это традиционно семейный праздник. Нет ничего дороже близких и родных людей рядом.
Комментарии