search
main
0

Что имеем – сохраним. Так с полным основанием могут сказать о своей работе учителя олонецкой средней школы #3, победившей в конкурсе “Школа XXI века”

Учителя здесь говорят непривычно тихо. Может, мне просто повезло, но зычного педагогического окрика за два дня я ни разу не услышала. Что это – особенность небольшой школы или сложившийся стиль общения? Скорее, и то, и другое. В школе всего 350 учеников. “Чем тише говоришь, тем лучше тебя понимают дети”, – убеждена директор Елена Андреевна Пыстина.

Осенью школа стала одним из победителей конкурса “Школа XXI века”, который проводила “Учительская газета” совместно с Российской Академией образования. Проект, представленный Е.А.Пыстиной, назывался “От родного порога в XXI век”. Суть его в том, чтобы следующее тысячелетие начать на крепком фундаменте культуры и истории своего народа, лучших школьных традиций. И знакомство со школой убеждает: все это отнюдь не воздушные замки, а сегодняшняя жизнь.

На полученную в качестве приза тысячу рублей Елена Андреевна привезла из Москвы книги, газеты, журналы – голод по методической литературе один из самых острых. По признанию Елены Андреевны, она изумилась, узнав о победе, в конкурсе:

– Наш проект не глобальный. Мы ведь обычная средняя школа, не элитная. Юго-западный район Олонца – не самый благополучный. Много ребят из детского дома, из малообеспеченных и неполных семей, из группы риска, в общем, социальному педагогу и всем нам работы хватает. Нам с самого начала нужно было учить всяких детей – сирот, трудных. И мы не делим их на умных и глупых, сильных и слабых. Все в одном классе, отбора нет.

Ни грамма формализма

Школе всего 35 лет. Собственно, общеобразовательной она стала лишь с 1995 года. Открыли ее на базе школы-интерната, когда-то знаменитого на всю страну. Долгие годы его директором был Иван Петрович Кузьмин – единственный педагог в Карелии, удостоенный звания Героя Социалистического Труда.

Об Иване Петровиче до сих пор рассказывают легенды, о нем написаны книги. В свое время он был героем очерка в “УГ”. Кузьмин дневал и ночевал в интернате. Само здание строили под его неусыпном оком.

Главное же наследие Кузьмина – живой дух. Формализма здесь не переносили. Кузьмин – из тех уникумов советской эпохи, что за годы подвижнической работы не нажили палат каменных. Имея звания, громкое имя, он ютился с большой семьей в однокомнатной квартире. Столь же беззаветно отдавала себя детям и сменившая Ивана Петровича Алла Леонидовна Шалгуева. Благодаря ей была восстановлена база отдыха в деревне. Алла Шалгуева и сейчас не расстается со школой, преподает русский язык.

– У нас сохранилось все лучшее от советской системы, – говорит Пыстина. – И прежде всего это люди с их ответственным отношением к работе, неравнодушием и любовью к детям. Потому у нас почти нет текучести кадров.

“Лучше идти в школу к детям, чем находиться дома у пустых кастрюль”, – лозунг Г.И.Кравченко, подхваченный учителями школы.

“Зовите меня бабушкой”, – попросила ребят из кружка боевой славы ветеран Великой Отечественной Евгения Павловна Седова. Она человек трудной судьбы. Была разведчицей, попала в плен, потом финскую тюрьму. Девочки записали ее воспоминания, опубликовали в местной газете. Евгения Павловна теперь – одна из их подшефных. Девочки бегают к ней, навещают, поздравляют с праздниками. С пустыми руками не ходят – к 8 Марта подарили сувениры, сделанные своими руками. Евгения Павловна каждый раз удивляется: “Какие вы молодцы!”

Школьный музей существует с 65-го года, с 69-го – Зал боевой славы. Основала его Дина Васильевна Кузьмина, а теперь всю душу в эту работу вкладывает Роза Михайловна Мошникова.

В школе не только не похоронили патриотическое воспитание, как это случилось почти повсеместно, а напротив, всячески развивают. Собирают воспоминания ветеранов-олончан, переписываются с теми, кто воевал в этих местах, ухаживают за памятниками и посещают места боев.

– Эти дети – последнее поколение, которое застанет в живых очевидцев Великой Отечественной войны, – говорит Елена Андреевна. – Тем важнее их личный контакт с ними.

“Дорогой мне человек – это моя бабушка. Зовут ее Варвара Аввакумовна. Говорит она как-то особенно выделяя слова, и они легко укрепляются в моей памяти. Когда она улыбается, ее темные, как вишни, зрачки расширяются, вспыхивая невыразимо приятным светом. Несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо кажется молодым и светлым”.

Из сочинения семиклассника Павла Антонова.

Мебель какого цвета нужна для столовой?

Такой вопрос финские друзья как-то задали по телефону Елене Андреевне. Она, не раздумывая, ответила: “Любого!” Но ответ их не устроил: нет, надо, чтобы мебель к интерьеру подходила.

– Я объехал всю Россию. И вижу, чем ближе к Москве, тем лучше живут люди. Как вы на севере держитесь? Из разговора Е.А.Пыстиной с финским гостем.

– Я попробовала сравнить эту школу с европейскими, где доводилось бывать, и ужаснулась ее нищете. Пусть не обижаются на меня олонецкие учителя – говорю о нищете чисто материальной. С фасада отваливается плитка, стены требуют покраски, но денег нет даже на косметический ремонт. Как-то гостившая в школе немка решила открыть окно, в последнюю минуту ее удержала завуч: могла отвалиться рама. О мебели, сантехнике уже и не говорю – времен очаковских… За последние 10 лет школа на развитие материальной базы не получила ничего.

Поэтому так рады здесь финнам, пришедшим на выручку. Уже 6 лет школа сотрудничает с обществом “Ревма” из Кангасниеми. Появились друзья в Миккели – трижды летом принимали на даче по 40 ребят из 3-й школы. Последние два года меценатом 3-й школы стал Вейкко Тойкконен. Благодаря ему появился здесь компьютерный класс из новейших “пентиумов”, ксерокс. А недавно, когда срочно понадобились деньги для операции на головном мозге первокласснику – опять выручили Вейкко.

Ныне с финских специалистов, желающих безвозмездно подготовить к работе компьютерный класс, российское посольство требует за гуманитарную визу по 750 марок. Все связи оказались под угрозой. Если хлопоты в инстанциях не увенчаются успехом, школа лишится помощи и просто хорошего друга.

Карельская проходочка

Одна из причин, почему адресатами гуманитарной миссии финны избрали Олонецкий район, в его уникальности: если в целом в республике карелы составляют 10 процентов всего населения, то здесь – 70! В 3-й школе среди учеников почти 70 процентов карелов, финнов, вепсов. Среди преподавателей 60 процентов карелов. И проект “От родного порога – в XXI век” предполагает глубокое изучение прежде всего культуры и истории своих народов.

В рамках проекта осенью был объявлен первый школьный конкурс творческих работ. Ребятам предложили такие темы: история, быт, обычаи и традиции Олонецкого края; литература и карельский язык; география, экология, биология; “Твои люди, Олония”, а также любые темы, посвященные юбилею города. Итоги будут подведены в сентябре нынешнего года, лучшие участники будут отмечены призами и денежными премиями. Объявили призовой фонд – 1 тысяча рублей.

Краеведческое направление выбрано не случайно. Олонец – первый город на территории Карелии, которая до революции так и именовалась – Олонецкой губернией. Он был основан в 1649 году как крепость для отпора шведам. В этом году отмечается его 350-летие.

В Петрозаводске дети не очень рвутся изучать карельский язык, предпочитая финский. В Олонце – другая картина. Здесь на уроках в 1-4-х классах вот уже семь лет как изучают язык. Потом он преподается факультативно.

Уроки карельского, где мне довелось побывать, шли почти без русских “вкраплений”. И это при том, что занимались первоклассники, которые дома практически не говорят по-карельски. Обе учительницы – Галина Дмитриевна Мануйлова и Татьяна Алексеевна Баранова – вели урок в хорошем темпе с обильным использованием наглядного материала и опорой на реалии сегодняшнего дня.

В школе изучается и финский язык. Со второго класса преподается история Карелии, с 6-го – география республики. В 9-м классе настает черед экономики Карелии и обобщающего курса “Культура Карелии”. В 10-11-х классах изучают экологию Карелии.

Искусство присутствует с первых школьных дней на уроках музыки и ритмики. Факультатив “Карельские соловушки” ведет Николай Дубалов. Он третий год в школе. Рассказал, что лет 20 безуспешно пыталася написать музыку на стихи Александра Прокофьева об Олонии. А теперь получилось – “из-за ребят, наверное”. Мне очень понравилась и сама песня, и настроение, с которым исполняют ее третьеклассники.

Поражает, с каким увлечением поют и танцуют в этой школе ребята. Секрет простой – здесь работают специалисты высокого класса. Кроме Дубалова, это заслуженный работник культуры Карелии Галина Павловна Беляева. Надо видеть, как старательно худенькие и бледные пятиклассники танцуют финскую польку современную “Морячку”. В их репертуаре есть вальс, полонез. В хоре, которым руководит Ирина Викторовна Сафонова, я не увидела ни одного скучающего лица. Вместе со всеми старательно пел и мальчик, страдающий речевым дефектом. Ирина Викторовна уже 20 лет в школе, начинала в интернате. Сама пишет музыку, дает сольные концерты в Карелии и Финляндии.

…Каюсь, прожив немало лет в Карелии, никогда не проявляла особого интереса к карельскому языку. Но что-то всколыхнулось в душе, когда я услышала песни древнего народа в проникновенном исполнении олонецких ребят: “Есть чудо-край земли…” Вспомнила вдруг, что моя прабабка была карелкой…

“Вы всех можете научить”

Эту фразу произнесла одна мама, попросив принять дочь в первый класс. Живут они в другом микрорайоне.

Последние три года, когда в школе больше стало городских детей, у нее появились новые проблемы.

– Главное – надо поднять престиж знаний, – рассказывает заместитель директора по учебно-методической работе Галина Ивановна Кравченко. – Нужно исходить из интересов учеников – что мы можем им дать дополнительно. Последнее время практикуем такую систему – один раз в месяц проводим уроки по выбору. Предлагаем познакомиться с занимательной математикой или географией, духовной музыкой, решением задач по комбинаторике, крылатыми словами и выражениями. Можно выбрать урок “Что? Где? Когда?” Перед Новым годом полный класс набрался в “Мастерскую Деда Мороза”. Нравятся ребятам биология, обслуживающий труд. Анкетирование учеников и родителей показало, что большинство хотят заниматься информатикой. Немалый интерес к иностранным языкам – английскому и финскому. Ежегодно с 1-го по 11-й класс проводим олимпиады. Пока на республиканских олимпиадах не блещем, но на математическом конкурсе в Петрозаводске один наш ученик вошел в пятерку лучших.

Ежегодно в школе проходит конкурс “Учитель года”. Многие учителя окончили в свое время художественную школу, среди педагогов начальной школы рисуют все. Здесь не редкость, когда на работу приходят к семи утра, хотя занятия начинаются в 8.15.

“Очень хочу, чтобы моя дочь обучалась в вашей школе, так как коллектив преподавателей, по оценкам моих друзей, лучший в городе. Дочери школа и интерьеры классов очень понравились”.

Из заявления о приеме в школу.

Поразил меня урок Веры Михайловны Торяник. Ее второклассники изумительно читают стихи и пишут их сами. Она рассказала:

– Я занимаюсь речевым развитием детей, чтобы сделать для них безболезненным переход из начальной школы в среднюю. Проникаем в тайны слова, его секреты. Проводим турниры ораторов и игры со словами, составляем книжки-малышки, выпускаем газеты. Ребята получают такое, например, домашнее задание: изобразить с помощью знаков-символов свое настроение.

Сочинять стихи стали и родители! Директор мечтает издать литературный альманах.

На выдумку хитры

Совершенно отдельного разговора заслуживает спортивная работа в школе. Тут опять весь секрет – в сохранении традиций. В свое время спортивный городок в зале, придуманный и сделанный собственными руками учителем Иваном Дмитриевичем Зориным, приезжали изучать из Москвы. Результатом стало присвоение педагогу звания заслуженного учителя России.

Зорин придумал компактное нестандартное оборудование, которое собирается за 30 минут. И вот уже в зале – гимнастический комплекс, где одновременно могут заниматься несколько человек, или комплекс для туристических соревнований. В зале можно даже палатку разбить! Поломать голову и приложить руки Ивану Дмитриевичу пришлось потому, что в школе очень маленький спортивный зал.

В прошлом году Иван Дмитриевич ушел на пенсию, но со школой не расстался: следит за состоянием инвентаря, допоздна ремонтирует и смазывают лыжи. Кстати, 3-й школе удалось сохранить комплект из 200 пар пластиковых лыж, которыми пользуются и другие школы. Спортинвентарь здесь вообще на редкость богатый: 30 баскетбольных мячей, 20 матов.

Каждый месяц в школе проводят 2-3 соревнования по туризму, в том числе по водному и велосипедному. Много соревнований и по другим видам спорта. Сейчас осваивают бадминтон, говорят, он скоро в моду войдет. Все необходимое для занятий бадминтоном в зале приготовил Иван Дмитриевич.

“Снимаем стресс!”

…Когда ближе к вечеру мы заглянули в этот дальний закуток, я не поверила своим глазам. Учительницы мирно сидели за… швейными машинками.

– Снимаем стрессовое состояние, – пояснила Г.И.Кравченко, трудясь над чехлом для чайника.

Сюда по четвергам приходят в швейный кружок учителя из городских школ. Шьют сумки, тапочки (“красивее магазинных и прочнее!”), сувениры, одежду. Н.М.Шишулина как раз “сочиняла” рукавичку-прихватку, стилизуя ее под карельский костюм.

Женщины здесь шьют полезные мелочи и общаются, решают семейные вопросы. Швейный кружок – один из 11 кружков филиала Коткозерского центра свободного образования, основанного известным педагогом А.З.Андрейко для образования взрослых. Существует он на спонсорские средства зарубежных друзей. В 3-ю школу вечерами приходят учителя и из других школ, родители. Здесь изучают английский и финский языки, занимаются аэробикой и баскетболом. Можно пройти психологическое консультирование, что особенно привлекает родителей. Благодаря центру удалось приобрести видеомагнитофон. Г.И.Краченко, руководитель Олонецкого филиала Центра свободного образования, думает о перспективе:

– Хотим, чтобы школа стала центром социальной и психологической работы со взрослыми.

Директор школы изучает здесь английский язык. Это ей надо для того, чтобы разобраться с компьютером и общаться с иностранцами. Одного финского недостаточно – в школе бывают гости не только из соседней страны.

Третий директор

Елена Андреевна Пыстина – третий директор за 35-летнюю историю школы. Ее стаж – менее двух лет. Прежний – Алла Леонидовна – дала три дня на раздумье, когда предложила сменить ее на посту руководителя. Елена Андреевна пришла сюда сразу после окончания института 17 лет назад. Работала воспитателем, вожатой, вела изо и черчение. Сейчас преподает черчение и культуру Карелии. Считает себя ученицей Кузьмина и всех, кто с ним работал.

По мнению заведующего Олонецким роно В.В.Лукина, 3-я школа – чуть впереди остальных городских школ. Здесь раньше начали работать над программой развития, а с приходом Елены Андреевны дело пошло быстрее.

– Человек она инициативный, а главное – все доводит до конца, несмотря на трудности, – сказал Владимир Васильевич.

Елена Андреевна – карелка. Ее мама почти не говорит по-русски. Предки поколениями жили в Туксе, где была обнаружена стоянка эпохи неолита. “Это, неверное, мои дальние предки!” – смеется Елена Андреевна.

Человек она настолько уравновешенный и энергичный, что, кажется, любые трудности ей нипочем. Хотя это, конечно, не так. Олонецкий район – один из самых проблемных в республике, здесь на 30 тысяч человек стабильно работают лишь два крупных предприятия. Зарплату не платили давно, и с января средства на нее направляют из республиканского бюджета. Теперь зарплата выплачивается день в день, но остались на совести местных властей старые долги. Правда, 1 апреля наладили наконец бесплатное питание. До этого три месяца школа была вообще без обедов и завтраков.

Самое страшное, что мешает системе образования, считает Пыстина, – социальная ситуация. Приходя из школы, ребенок окунается в другую жизнь. Есть целая улица из трудных семей.

Дикий капитализм во всем своем уродстве раскрывается прямо перед школой: в 50 метрах от нее – рынок. Дети порой сбегают труда подработать, поднесут товар – трешка в кармане. Ограды у школы нет, и новые хозяева жизни мчатся на своих авто к прилавкам, чуть не сбивая детей. Однажды директор не выдержала и, раскинув руки, встала перед иномаркой: “Не пущу!” Ответ с акцентом не замедлил: “Вали отсюда! Я здэсь дэлаю, что хочу!” И машина поехала прямо на нее. Пришлось дорогу уступить.

К счастью, в чем-то есть изменения к лучшему. Последнее время заметно активнее стали родители. Помогают в проведении праздников, рисуют декорации, шьют костюмы, пекут пироги. Проводят по собственной инициативе рейды в столовой.

А главная опора – учительский коллектив.

– Мы одна команда, – говорит Елена Андреевна. – Нет у нас ни одного человека, с которым хотелось бы расстаться.

Нужны добровольцы

По словам заместителя директора по воспитательной работе Марины Владимировны Веселковой, пока рано говорить, что в школе действует ученическое самоуправление. Есть советы коллективных дел, факультеты справедливости, дисциплины, но постоянного состава в них нет. Поэтому, когда намечается какое-то дело, бросают клич – “нужны добровольцы”. И такие обязательно находятся.

– Советы – это очень традиционно, надо что-то менять, – размышляет Марина Владимировна. – Иногда даже новое название все преображает.

У старшеклассников появилась идея: придумать школе название. “В детском саду мы были “гномиками”, “ромашками”, а здесь просто номер. Скучно!”

У этой школы, стены которой так не хотелось покидать, обязательно появится название. Наверное, к тому времени еще не удастся обновить фасад, поменять мебель, досыта накормить детей. И название просто будет напоминать всем кругом, что у этой школы есть душа, и она – живая.

…Учителя говорят: Олонецкий район держится только благодаря школам. И разве один этот район?

Наталья МЕШКОВА

Олонец,

Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте