Окончание. Начало в «МП» №34, 36, 37, 39-41.
Об актуальных вопросах развития системы профессионального образования с учетом реализации национального проекта «Образование», защиты трудовых прав и профессиональных интересов работников, стипендиального обеспечения обучающихся1. Основные тенденции развития системы высшего образования1.4. Общая характеристика системы высшего образованияВ последние годы государственная политика в сфере высшего образования была направлена на оптимизацию сети вузов и сокращение сегмента низкокачественного образования. На сайте Минобрнауки России размещены данные по форме федерального статистического наблюдения вузов в обобщенном виде. Профсоюз на основании этих данных изучил динамику количества образовательных организаций высшего образования, численности студентов и работников за период действия Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».Динамика численности вузовВ таблице №1.4.1 приведена статистика организаций, реализующих образовательные программы высшего образования начиная с 2013 года (сведения за 2014 и 2015 гг. отсутствуют на сайте Минобрнауки России по всем организациям, а за 2016 и 2019 гг. отсутствуют сведения по филиалам).Наиболее активно процесс реорганизации и оптимизации численности государственных (муниципальных) вузов реализовался в период с 2013 по 2016 год включительно. В период с 2013 по 2016 год было сокращено 40 вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России, и 39 вузов, находящихся в ведении других федеральных органов исполнительной власти. После 2016 года количество государственных вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России, стабилизировалось и на сегодняшний день остается неизменным (248 вуза); количество государственных вузов, находящихся в ведении других федеральных органов исполнительной власти, уменьшилось на 4 организации.Частные организации подверглись еще более активной реорганизации: за период с 2013 по 2016 год их количество уменьшилось на 18%, а с 2016 года по настоящее время – на 26%. Всего было сокращено 158 частных вузов, 40% от числа имевшихся в 2013 году. Количество филиалов к 2018 году по сравнению с 2013 годом сократилось на 60%, и этот процесс, по всей видимости, еще не завершен.Динамика численности обучающихсяНа основании статистических данных по форме СПО-1 можно рассчитать, каким образом изменялось количество студентов в период с 2013 по 2018 год. Из таблицы 1.4.2 видно, что в связи со снижением уровня рождаемости в 90‑е годы в период с 2013 по 2018 год происходило планомерное снижение численности студентов. Однако количество студентов, обучающихся за счет ассигнований федерального бюджета, снижалось непропорционально снижению общей численности студентов, а в 2018 году даже слегка увеличилось (на 0,3%).В докладе Правительства Российской Федерации рассчитана численность обучающихся по образовательным программам высшего образования. Численность студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, прогнозируется со снижением ежегодным темпом 1‑2% в 2019‑2020 годах и 3‑4% к 2024 году (см. таблицу №1.4.3). Контрольные цифры приема, представленные в таблице 1.4.3, отражающие тенденцию к их серьезному сокращению при значительном росте демографической возрастной категории людей студенческого возраста, вызвали достаточно серьезный общественный резонанс.Сегодняшняя возрастная когорта населения 17‑30 лет весьма неоднородна по численности отдельных возрастных групп внутри нее. Среди абитуриентов больше всего молодых людей от 17 до 21 года. По прогнозам Росстата, именно эта группа начнет увеличиваться в ближайшее время – скажется выход из демографической ямы 1990‑х. Именно таких ребят к 2024 году станет больше на 15% (к 2034 году – на 45%). Это создаст повышенный спрос на места в вузах. Но на общий объем контрольных цифр приема это не повлияет. Снижение соотношения контрольных цифр приема на бюджетные места и численности выпускников школ приведет к снижению доступности высшего образования. С 2019 года без увеличения КЦП доля выпускников школ, поступающих в вузы, упадет, что создаст риски образовательного неравенства и социальной нестабильности.В целях обеспечения необходимой доступности высшего образования Комитет Государственной Думы РФ по образованию и науке рекомендовал Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о выделении дополнительных ассигнований федерального бюджета на увеличение общих объемов КЦП для обучения по программам высшего образования на 2021-2022 учебный год и последующие годы.Динамика численности работниковВ таблице 1.4.4 приведено распределение численности работников организаций, реализующих программы высшего образования, по основным категориям персонала за период действия Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года.Из таблицы видно, что при снижении общей численности работников, в том числе и профессорско-преподавательского состава (ППС), количество представителей руководящего персонала (проректоры, начальники управлений и отделов) начиная с 2016 года постоянно увеличивается. При этом снижение численности ППС не приводит к снижению ее доли в общей численности работников – на протяжении последних пяти лет она остается приблизительно одинаковой и даже чуть увеличивается (от 38,5% в 2014 году до 38,8% по итогам 2018 года). Следовательно, больше всего сокращается доля работников вузов из числа учебно-вспомогательного и прочего обслуживающего персонала. Происходит это как за счет фактического сокращения работников этих категорий, так и за счет их перевода на аутсорсинг. Особую обеспокоенность профсоюза вызывает сокращение квалифицированных кадров из числа учебно-вспомогательного персонала, которые в технических вузах всегда играли особую и важную роль в организации лабораторных и практических занятий, участвовали в формировании прикладных навыков у студентов, обеспечивая тем самым преподавателей достаточным временем для контроля за освоением изучаемого материала.ЦС профсоюза не раз привлекал внимание власти к этой проблеме, однако эффективного решения пока не найдено. Статус и уровень заработной платы работников из числа учебно-вспомогательного персонала в учебных структурных подразделениях вузов оставляет желать лучшего.В докладе Правительства Российской Федерации на период с 2019 года по 2024 год спрогнозирован рост численности ППС в среднем на 5,2 тыс. человек в год. Сопоставляя эти данные с данными таблицы №1.4.3, можно сделать вывод о том, что рост ППС возможен только в тех вузах, где будет увеличиваться контингент иностранных и российских студентов, обучающихся за счет внебюджетных средств и по договорам об оказании платных образовательных услуг.1.5. Стипендиальное обеспечение и социальная поддержка студентовДоступность высшего образования непосредственно связана с системой социального обеспечения и социальной поддержки студентов. Структуру стипендиального обеспечения обучающихся вузов составляют государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, именные стипендии; стипендии обучающимся, назначаемые юридическими или физическими лицами, стипендии слушателям подготовительных отделений.Участие в работе стипендиальных комиссий на всех уровнях (в группе, на курсе, на факультете) с целью контроля за распределением средств стипендиального фонда в соответствии с федеральным законодательством и локальными нормативными документами вуза – одна из первостепенных задач первичных профсоюзных организаций студентов вузов. С 2013 года при поддержке профсоюза функционирует Всероссийская школа-семинар «Стипком», в которой прошло обучение уже более 7000 студентов. В рамках обучающих мероприятий школы «Стипком» члены стипендиальных комиссий вузов знакомятся с основами стипендиального обеспечения и действующей нормативной базой.Средняя государственная академическая стипендия в 2018 году составила 2996 рублей, в повышенном размере – 9175 рублей, средняя государственная социальная стипендия – 3293 рубля.В течение нескольких лет подряд при финансовой поддержке Минобрнауки России проводился Конкурсный отбор программ развития деятельности студенческих объединений образовательных организаций высшего образования. Многие первичные профсоюзные организации студентов приняли участие в конкурсном отборе и имели возможность в случае победы реализовать свои проекты. Благодаря этому у первичных профсоюзных организаций появились новые возможности.В настоящее время с целью поддержки студенческого самоуправления, студенческих объединений, клубов и студенческих управленческих инициатив Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) также реализует Всероссийский конкурс молодежных проектов для физических лиц и для вузов. Грантовую поддержку осуществляет и Фонд президентских грантов.Первичным профсоюзным организациям необходимо наращивать участие в этих конкурсах с целью дальнейшего продвижения своих инициатив, проектов.1.6. Мониторинг повышения заработной платы педагогических работниковЗадача повышения заработной платы работников высшего образования, поставленная в Указе Президента России от 7 мая 2012 года №597, решалась в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. №722‑р.Целевое значение показателя среднемесячной заработной платы в 2018 году не достигнуто по преподавателям и мастерам производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального образования (96,4 из 100%), в 11 субъектах РФ отклонение от целевого значения превышает 5%.Целевое значение показателя среднемесячной заработной платы преподавателей организаций, реализующих программы высшего образования, по итогам 2018 года в среднем превышено и составило 220%.Среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, достигла целевого значения, равного 200% среднемесячной зарплаты в соответствующем регионе, в 83 субъектах РФ. По научным сотрудникам – в 80 субъектах РФ.Информация о размере среднемесячной зарплаты работников вузов по категориям персонала без учета внешних совместителей в период с 2015 по 2018 год включительно в целом по Российской Федерации представлена в таблице №1.6.1.Согласно федеральному статистическому отчету Росстата, задача, поставленная президентом на период до 2019 года в части обеспечения работников из числа ППС заработной платой в размере 200% от среднемесячной заработной платы в экономике, в целом по стране выполнена успешно. Однако в соответствии с предварительным рейтингом качества финансового менеджмента образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, за 2018 год в 36 вузах целевой показатель ниже 200%, но укладывается в допустимый предел отклонения. В 11 вузах у работников из числа ППС средняя заработная плата менее 195% от средней зарплаты по экономике. Несмотря на то, что в целом по стране в 2018 году средняя заработная плата ППС составила 217%, далеко не во всех вузах она достигает 200% и выше. К сожалению, выполнение Указа Президента РФ и показателей «дорожной карты» чаще всего обеспечивается путем оптимизации штатной численности работников вузов, увеличения числа студентов на одного преподавателя. Порой это соотношение достигает значений 1:20 и выше. Именно интенсификация труда и сокращение численности ППС позволяют вузам достигать средних значений заработной платы 200% и более от средней зарплаты по экономике, однако это приводит к социальной напряженности и недовольству в коллективах.При том, что в последние 4 года неуклонно растет заработная плата всех категорий работников, можно отметить ряд негативных закономерностей: Среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава, осуществляющего образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ, составляет всего 132% от среднемесячной заработной платы по экономике в Российской Федерации и на 39% ниже среднемесячной зарплаты ППС, осуществляющего образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Среднемесячная заработная плата работников из числа учебно-вспомогательного персонала составляет всего 73% от среднемесячной заработной платы в экономике Российской Федерации. В 2018 году учебно-вспомогательный персонал был самой низкооплачиваемой категорией работников в вузах, поскольку их заработная плата ниже, чем у прочего обслуживающего персонала.Задача повышения заработной платы работников из числа учебно-вспомогательного персонала и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ, находится в центре внимания профсоюза.2. Актуальные проблемы и вызовы, стоящие перед системой высшего образования, и возможные действия профсоюза в текущей ситуацииАнализ материалов рабочей группы по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций, созданной Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям; информация, предоставленная представителями педагогической общественности, а также председателями первичных профсоюзных организаций работников вузов, позволили выявить проблемы, существенно обострившиеся в системе высшего образования в 2018 и 2019 году.2.1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образованияРаботники из числа ППС постоянно переписывают образовательные программы и учебно-методические комплексы в соответствии с постоянно обновляющимися федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее – ФГОС ВО). Эта работа отнимает много времени, но в действительности не влияет на качество образовательного процесса.В новых ФГОС ВО отсутствуют требования к профессиональной составляющей подготовки преподавателя, и многие вузы, которые не относятся к ведущим университетам, пользуются этим, чтобы уменьшить количество ППС.Повышение квалификации ППС в этих вузах носит формальный характер и не обеспечивает реального повышения уровня профессионализма преподавателей. Поэтому профессиональный уровень ППС в вузах, которые не являются ведущими университетами, снижается, что в дальнейшем может реально привести к замене ППС в вузах-аутсайдерах онлайн-курсами ведущих университетов и, следовательно, к очередному снижению численности ППС.Одновременно действует несколько редакций ФГОС ВО с разными требованиями к результатам освоения образовательных программ, структуре программ, условиям их реализации.Для вузов это означает, что: подготовка разных комплектов документов должна осуществляться одновременно под требования разных редакций ФГОС; происходит формальный, а не содержательный пересмотр программ; зачастую вуз не может выпустить группу студентов по тому же ФГОС, на который происходил их набор при поступлении; поскольку эксперты Рособрнадзора требуют соблюдения всех действующих на момент аккредитации редакций ФГОС ВО, вуз претерпевает существенные, порой неразрешимые трудности при прохождении процедур лицензирования и государственной аккредитации.С точки зрения качества подготовки кадров это приводит к тому, что: происходит постоянное формальное изменение структуры программы и формулировок компетенций, что не способствует реальному изменению содержания образования в соответствии с современными требованиями; ФГОС ВО становятся все более «рамочными» с точки зрения специфики направлений подготовки, результатов обучения. Каждый вуз фактически сам формирует образовательную программу (набор дисциплин, модулей, практик), ее содержание и даже результаты освоения (профессиональные компетенции). Это приводит к разрушению единства образовательного пространства, лишает вузы ориентиров в понимании того, что является качественной подготовкой.В настоящий момент федеральные проекты национального проекта «Образование» и ряд поручений президента снова требуют актуализации ФГОС высшего образования, в том числе с учетом требований к формированию компетенций цифровой экономики, а также актуализации правил разработки ФГОС и примерных программ с целью обеспечения учета приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.Учитывая, что Минобрнауки России после реорганизации не завершило актуализацию ФГОС ВО 3++, а исполнение указанных поручений предполагает сжатые сроки, рассматривается вариант разработки ФГОС по уровням высшего образования (по одному для бакалавриата, магистратуры, специалитета).Такой вариант имеет целый ряд существенных недостатков: перенос многих важных требований и условий в примерные основные образовательные программы (формы обучения, профессиональные компетенции, перечень направленностей (профилей) и т. д.), что приведет к еще большей дестабилизации ситуации в условиях отсутствия примерных программ и их рекомендательного статуса; укрупнение направлений подготовки. Уже сейчас вне зависимости от направлений выпускникам выдается диплом с квалификацией «бакалавр», «магистр». При отсутствии стандартов по направлениям подготовки, которые будут отражать отраслевую специфику, будет трудно определить, чем выпускники разных направлений отличаются друг от друга. Особенно остро эта проблема будет стоять для инженерных направлений, где много узкоспецифических стандартов; учитывая, что стандарты не будут включать каких-либо требований к содержанию подготовки, это может привести к снижению количества ставок ППС в вузах.2.2. Регламентация требований к квалификации научно-педагогических работниковВ соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.В соответствии с частью 1 статьи 195.3 Трудового кодекса РФ, если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 г. №584 профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных ими с учетом мнения представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов, реализация которых должна завершиться не позднее 1 января 2020 года.В настоящий момент требования к квалификации научно-педагогических работников регулируются одновременно приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 г. №1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее – ЕКС) и приказом Минтруда России от 08.09.2015 №608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС «Педагог профессионального образования…»), требования которых существенно различаются.При этом из Трудового кодекса РФ и постановления Правительства №584 не следует возможность применения образовательными организациями высшего образования после 1 января 2020 года ЕКС вместо ПС «Педагог профессионального образования…».В настоящее время не ясно, смогут ли вузы выполнить требования, закрепленные в профессиональном стандарте, а также каким образом это скажется на эффективности функционирования системы высшего образования.На взгляд профсоюза, необходимо также отметить реальные риски организаций высшего образования: наличие в штате педагогических работников, не соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта, может привести к лишению образовательной организации лицензии на образовательную деятельность и к взысканию с уполномоченного должностного лица заработной платы, незаконно выплаченной такому работнику. Кроме того, в соответствии с новой концепцией федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС 3++) соблюдение требований профессионального стандарта педагога становится предметом проверок Рособрнадзора в рамках государственной аккредитации; выполнение работ персоналом, не соответствующим квалификационным требованиям, может привести к правовым последствиям не только дисциплинарного, но административного и уголовного характера.Проблемы профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: традиционный подход по предъявлению требований к опыту практической работы. В качестве основного (и подчас – единственного) критерия выбран стаж научно-педагогической работы. Такое требование является значительным препятствием для привлечения к преподаванию по программам высшего образования и ДПП высококвалифицированных практиков, научных работников, не относящихся к числу педагогических работников, и отдельных категорий педагогических работников. Например, старшему преподавателю необходимо при отсутствии ученой степени (звания) иметь стаж научно-педагогической работы не менее трех лет. Другие виды стажа не могут учитываться. Это подход, в соответствии с которым ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели не смогут принимать участие в реализации программ специалитета, магистратуры, аспирантуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки, а также ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации. Например, старший преподаватель с ученой степенью и званием не может читать в магистратуре профильные дисциплины в области своих научных и профессиональных интересов только потому, что не находится на должности доцента. При этом доценты, не обладающие необходимой специализацией, обязаны вести указанные дисциплины. Подобное искусственное ограничение существенно изменит организационно-штатную структуру организаций высшего образования и значительно скажется на качестве образования. Подчинение логики учебного процесса исключительно формально-должностному принципу не может привести к повышению его качества; статьей 47 ФЗ «Об образовании в РФ» прямо установлено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, в соответствии с которым у работодателя напрямую возникает обязанность по направлению педагога на дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в три года. В профессиональном стандарте для всех обобщенных трудовых функций ППС вопреки норме закона установлена лишь рекомендация на обучение научно-педагогических работников по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; в числе требований к образованию профессиональный стандарт не учитывает наличие успешно завершенных программ профессиональной переподготовки на базе высшего образования (специалитета, магистратуры), в том числе профессиональных переподготовок с присвоением дополнительной квалификации (МВА и других аналогичных программ). Таким образом, многие представители бизнес-элиты и высококвалифицированные специалисты-практики, имеющие как российские, так и зарубежные степени (прикладные квалификации, дополнительные квалификации) в области бизнес-образования, лишены права претендовать на должность доцента или профессора; не учтен международный опыт. Так, например, Перечень докторских степеней в системе аттестации ЮНЕСКО на базе Международной стандартной классификации образования МСКО 2011 (с изменениями в 2013 г.) включает в себя 392 позиции докторских степеней, многие из которых носят прикладной характер. Такие несовременные требования в профессиональном стандарте приведут к ускоренному вымыванию из числа работников организаций высшего образования высококвалифицированных практиков, которых удалось привлечь к преподавательской деятельности за последние два десятилетия ведущим российским университетам; часть положений ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования…» демонстрируют непоследовательность и касаются проблем только отдельных отраслей (например, на должность доцента по программам в области культуры и искусств, физической культуры могут приниматься лица без ученой степени, а у преподавателей дисциплины «физическая культура», которая является обязательной для всех программ бакалавриата и специалитета, обязательно должна быть ученая степень).Исходя из вышеизложенного, профсоюз считает, что профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» следует подвергнуть кардинальному пересмотру и актуализировать его в соответствии с ФГОС ВО.2.3. Отсутствие Совета по профессиональным квалификациям в образованииАктуальность создания Совета по профессиональным квалификациям в области образования обусловлена необходимостью координации разработки профессиональных стандартов в указанной сфере, их своевременной актуализации, обеспечения гарантий соблюдения интересов педагогических работников при проведении оценки их квалификации на основе профессиональных стандартов, а также анализа их правоприменения (в частности, в ходе экспертизы разработанных на их основе федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования).В настоящий момент отсутствует Совет по профессиональным квалификациям или иной орган, который занимался бы разработкой, сопровождением применения, актуализацией профессиональных стандартов в области образования.Основные проблемы разработки и актуализации профессиональных стандартов, обусловленные отсутствием совета по профессиональным квалификациям в области образования: нескоординированное выделение бюджетных средств на разработку и апробацию проектов профессиональных стандартов без учета позиции общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, о целесообразности (нецелесообразности) их разработки; разработка за счет бюджетных средств проектов профессиональных стандартов, устанавливающих наименования должностей (например, «старший учитель», «ведущий учитель»), не предусмотренных номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, что создает реальную угрозу лишения лиц, занявших новые должности, права на предусмотренные для учителей законодательством компенсации и льготы; описание профессиональной деятельности лиц, занимающих одни и те же должности, одновременно в нескольких профессиональных стандартах, либо отсутствие соответствующего описания ввиду бессистемного и ситуативного определения перечней разрабатываемых профессиональных стандартов (к примеру, профессиональная деятельность воспитателей описана в двух профессиональных стандартах, в то время как профессиональная деятельность лиц, занимающих производную должность – «старший воспитатель» – пока не описана ни в одном из утвержденных профессиональных стандартов); непринятие своевременных мер по актуализации профессиональных стандартов с учетом изменений в законодательстве Российской Федерации, в то время как нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить, в частности, постановлениям Правительства Российской Федерации1; безосновательное применение профессиональных стандартов при определении должностных обязанностей педагогических работников в то время, как: 1) положение о применении профессиональных стандартов при заключении трудовых договоров и разработке должностных инструкций утратило силу2 с 1 июля 2016 г.; 2) профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности3; 3) основой для разработки в образовательных организациях должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей педагогических и учебно-вспомогательных работников, служат квалификационные характеристики4); произвольное внедрение профессиональных стандартов в процедуру аттестации педагогических работников в то время, как: 1) положение о применении профессиональных стандартов при аттестации работников утратило силу с 1 июля 2016 г.; 2) порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается на федеральном уровне5 и является для работодателей нормативным правовым актом прямого действия.Кроме профессиональных стандартов, необходимо разработать и иные документы для развития профессиональных квалификаций в образовании. В частности, на сегодняшний день не сформирована отраслевая рамка квалификаций в образовании, с помощью которой можно было бы описать существующие виды деятельности, определить способы регулирования требований к квалификации по ним, потребность в создании профессиональных стандартов, оценочных средств и т. д.Задачи, связанные с развитием системы квалификаций в образовании, поставлены в национальных проектах. Так, согласно федеральному проекту «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» предусмотрены следующие мероприятия: актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с целью обеспечения получения студентами профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требованиям рынка труда (срок – 31.12.2019 г.); изменение профессионального стандарта в части реализации адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ высшего образования (срок – 01.04.2020 г.); изменение профессионального стандарта в части упрощения процедуры привлечения специалистов из реального сектора экономики в качестве со-руководителей образовательных программ высшего образования, наставников и менторов студентов, способных сопровождать и поддерживать проектные решения обучающихся и помогать в выборе профессиональных траекторий (срок – 31.05.2020 г.); актуализация на основе профессиональных стандартов и международных требований перечней профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляются профессиональное обучение и среднее профессиональное образование и реализуются федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования (срок – 31.12.2019 г.).В федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» также предусмотрены мероприятия по актуализации стандартов, в том числе по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования с учетом требований к формированию компетенций цифровой экономики (срок – до октября 2020 года).Реализация указанных задач невозможна без создания Совета по профессиональным квалификациям в образовании.Следует отметить, что в большинстве сфер, в которых велико присутствие государственных и муниципальных учреждений, уже созданы и успешно функционируют советы по профессиональным квалификациям, разрабатываются и актуализируются профессиональные стандарты, организовано сопровождение их применения. Примеры: здравоохранение, сельское хозяйство, физическая культура и спорт, социальная защита и безопасность труда.2.4. Изменение подхода к государственной аккредитации по программам высшего образованияВ настоящий момент активно обсуждается вопрос изменения подходов к государственной аккредитации программ высшего образования. В соответствии с Федеральным законом №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предметом аккредитации является проверка соответствия программ требованиям ФГОС. Государственная аккредитация дает право выдачи лицам, успешно завершившим обучение, дипломов государственного образца, предполагает возможность получения вузом контрольных цифр приема, предоставления отсрочки от армии студентам-очникам.При формировании ФГОС ВО одной из задач является формирование требований к структуре, результатам и условиям освоения образовательных программ такими, чтобы их можно было проверить.Подход, реализуемый в настоящий момент Рособрнадзором, имеет ряд очевидных недостатков. Главный – формальный подход к проверке. К примеру, если на титульном листе программы указано «Основная образовательная программа», а не «Основная профессиональная образовательная программа», эксперты могут констатировать отсутствие программы.Помимо прочего, аккредитация предполагает бинарную оценку соответствия программ (соответствует/не соответствует), что позволяет, например, лишить вуз аккредитации за отсутствие ученой степени у заведующего кафедрой. В 2018 году более 5 вузов, включая Южный федеральный университет, Университет ИТМО лишились аккредитации по программам среднего профессионального образования из-за отсутствия у них в лицензии объекта с полосой препятствий для занятий физкультурой.Для совершенствования подходов к государственной аккредитации программ создана рабочая группа в Рособрнадзоре. Задача – сделать аккредитацию более прозрачной, уйти от огромного бумажного документооборота при процедуре аккредитации, сформировать показатели, реально отражающие качество подготовки.Однако обсуждается ряд инициатив, вызывающих опасения: Создание чересчур «рамочных» ФГОС с целью избежать проверок Рособрнадзора. В частности, звучат предложения об исключении положений о требованиях к материально-техническим и кадровым условиям реализации ФГОС. При реализации такого подхода возникнут проблемы массовой профанации высшего образования. Создание разных уровней государственной аккредитации: базового, продвинутого, ведущего и т. д. Реализация такого подхода может привести к дисбалансу в функционировании системы организаций высшего образования в отношении распределения контрольных цифр приема, финансирования развития вузов, реализации вузами программ высшего образования различного уровня.3. Среднее профессиональное образование3.1. Реализация государственной политики в сфере среднего профессионального образованияВ 2018-2019 учебном году реализация государственной политики в сфере среднего профессионального образования (далее – СПО) осуществлялась в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приоритетным проектом «Рабочие кадры для передовых технологий», Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015‑2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2015 г. №349‑р, и Комплексом мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016‑2020 годы, утвержденным Заместителем Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец 27 июня 2016 г. №4455п-П8.В целях подготовки кадров для региональных экономик и повышения качества СПО в рамках приоритетного проекта «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий (Рабочие кадры для передовых технологий)» разработаны и утверждены 44 ФГОС СПО по ТОП-50. В новых ФГОС федеральными учебно-методическими объединениями (ФУМО) учтены требования профессиональных и международных стандартов, указаны требования к результатам освоения образовательной программы, к педагогическим работникам, к материально-технической базе профессиональной образовательной организации.Разработана 61 примерная основная образовательная программа (ПООП), которая размещена в Федеральном реестре примерных основных образовательных программ (www.reestrspo.i-u).Продолжается пилотная апробация внедрения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, которая охватила более 30 тыс. обучающихся из более чем 600 образовательных организаций. По итогам демонстрационного экзамена формируется электронный паспорт компетенций для каждого участника (SkillsPassport). Доступ к указанной базе получают предприятия-партнеры Союза «Ворлдскиллс Россия», признающие результаты демонстрационного экзамена в качестве независимой оценки профессиональных компетенций.В субъектах Российской Федерации по стандартам Ворлдскиллс Россия аккредитован 91 специализированный центр компетенций.Проведен отбор субъектов РФ на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета на разработку и распространение в системе СПО новых образовательных технологий и формы опережающей подготовки в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» (в который интегрированы мероприятия приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий»). Победителями этого отбора стали 14 субъектов Российской Федерации: республики Северная Осетия – Алания и Татарстан, Амурская, Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Новгородская, Московская, Иркутская, Кемеровская, Свердловская, Тверская, Томская и Тюменская области.Продолжена работа созданных в рамках приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» 7 межрегиональных центров компетенций (МЦК). Это современные образовательные комплексы, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, на базе которых обеспечиваются необходимые условия для подготовки рабочих кадров, отработки технологий и проведения процедур демонстрационного экзамена, проведения чемпионатов «Молодые профессионалы». МЦК стали пилотными площадками для ФУМО СПО по разработке, апробации и распространению новых программ и технологий подготовки кадров по ТОП‑50, повышению квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.В 2018 году были предоставлены субсидии из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в объеме 682,6 млн рублей на модернизацию региональных систем СПО. Получателями субсидии определены 44 субъекта РФ, в которых создаются региональные площадки сетевого взаимодействия по продвижению новых образовательных технологий и методик обучения.Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 созданы и работают 502 многофункциональных центра прикладных квалификаций в 85 субъектах РФ – это структурные подразделения профессиональных образовательных организаций, на базе которых организуются профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по заказу работодателей.В 2018 году из резервного фонда Правительства РФ выделены бюджетные ассигнования на предоставление грантов в форме субсидий профессиональным образовательным организациям на обновление и модернизацию материально-технической базы в объеме 1,48 млрд рублей. Получателями грантов стали 62 образовательные организации из 41 субъекта Российской Федерации.Реализация мероприятий приоритетного проекта «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» будет продолжена в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» (направление «Модернизация среднего профессионального образования»). При реализации этого федерального проекта предусмотрено в том числе создание к концу 2024 года сети из 100 центров опережающей профессиональной подготовки, в которых с использованием кадровых и материально-технических ресурсов всех профессиональных организаций в первую очередь реализуются программы в формате индивидуальных учебных планов, и 5000 мастерских, оснащенных в соответствии с современными требованиями. Общий объем финансирования федерального проекта «Молодые профессионалы» за счет средств федерального бюджета составляет почти 14,6 млрд рублей, в том числе 8,9 млрд рублей – субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации.С целью совершенствования региональных моделей подготовки кадров для предприятий промышленности Минпросвещения России совместно с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов реализует с 2016 года проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (далее – региональный стандарт), в пилотной апробации которого приняли участие 20 субъектов Российской Федерации. С учетом опыта реализации проекта в пилотных регионах разработаны обновленная версия регионального стандарта и типовая «дорожная карта». Внедрение регионального стандарта позволит обеспечить наряду с другими мерами государственной политики в сфере СПО формирование единого образовательного пространства подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.В части дополнительного профессионального образования педагогических работников Минпросвещения России при участии Союза «Ворлдскиллс Россия» совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ обеспечило условия для ежегодного повышения квалификации не менее чем 5 тыс. преподавателей (мастеров производственного обучения), реализующих образовательные программы СПО, в том числе по 50 наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям, с учетом стандартов «Ворлдскиллс».В целях совершенствования системы профессионального обучения издан приказ Минпросвещения России от 12 ноября 2018 г. №201 «О внесении изменений в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. №513». В приказ №513 внесены новые профессии рабочих, должности служащих в соответствии с утвержденными Минтрудом России профессиональными стандартами.В рамках реализации приоритетного проекта «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» Государственным институтом новых форм обучения проведена профессиональная переподготовка управленческих команд образовательных организаций, реализующих программы СПО (далее – ООРП СПО). Обучение по программам прошли 326 руководителей ООРП СПО из 63 субъектов Российской Федерации. Управленческими командами по трем программам подготовлено 164 командных проекта. Проекты размещены в открытом доступе в сети Интернет (crowd.ginfo-edu.org).В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011‑2020 годы выделены средства федерального бюджета на создание базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов. К 2020 году планируется их создание на территории каждого субъекта РФ.25 субъектов РФ получили субсидии из федерального бюджета для создания ресурсных учебно-методических центров, целью которых является концентрация ресурсов по востребованным рынком труда профессиям и специальностям для инвалидов и лиц с ОВЗ, они призваны осуществлять координацию и методическое обеспечение реализации программ СПО по следующим направлениям: информатика, транспорт, строительство, сервис и туризм, экономика, питание.Одним из направлений конкурсного движения являются чемпионаты профессионального мастерства «Молодые профессионалы». В настоящее время в движение вступили 85 субъектов РФ. В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации Минпросвещения России обеспечивает организационную и финансовую поддержку системы чемпионатов «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Ежегодно в Российской Федерации проходит финал Национального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» среди студентов образовательных организаций в возрасте от 16 до 22 лет, а также школьников от 10 до 17 лет. Создана образовательная инфраструктура для тренировки Национальной сборной России по профессиональному мастерству во Всероссийском учебном тренировочном центре профессионального мастерства и популяризации рабочих профессий на базе Всероссийского детского центра «Смена».Одним из направлений поддержки талантливых детей и молодежи из числа людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья являются конкурсы профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», основная цель которых – обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации инвалидов и лиц с ОВЗ к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству, социокультурной инклюзии в обществе. В конкурсное движение вовлечено более 8000 человек из всех субъектов Российской Федерации. Правительством РФ принято решение о ежегодном проведении конкурсов «Абилимпикс» в Российской Федерации. Региональные конкурсы «Абилимпикс» проводятся в 84 субъектах РФ.В качестве основных, направленных на совершенствование и развитие среднего профессионального образования, Правительство Российской Федерации считает следующие задачи: реализация мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)»; обновление перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение СПО, обновление ФГОС СПО. Внедрение во всех субъектах Российской Федерации программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс (продолжительностью не более 6 месяцев); проведение национального чемпионата «Абилимпикс» и подготовка национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.Все происходящие изменения системы среднего профессионального образования непосредственным образом затрагивают трудовые права работников и интересы обучающихся. Общероссийский Профсоюз образования отмечает, что при всех положительных моментах модернизации содержания СПО существует ряд проблем, с которыми сталкиваются профессиональные образовательные организации.На семинаре-совещании председателей первичных профсоюзных организаций учреждений среднего профессионального образования, состоявшемся в апреле 2019 года, обсуждению этих проблем было уделено особое внимание, что позволило выявить ключевые вызовы, стоящие перед системой среднего профессионального образования: После передачи организаций СПО субъектам Российской Федерации усложнена модель управления: за федеральными органами власти сохранилось определение приоритетов государственной политики, региональные органы власти ставят перед системой СПО цели и задачи, исходя из собственных стратегий социально-экономического развития. Сокращены объемы подготовки для обрабатывающей промышленности, и в гораздо большей степени система СПО сориентирована на подготовку рабочих и специалистов среднего звена в области сервиса, информационных технологий, торговли, медицины. С началом экономических реформ изменилась модель финансирования профессиональных образовательных организаций. Сегодня основная масса колледжей содержится в основном за счет средств учредителей – министерств образования субъектов РФ. Они предоставляют территориально доступное среднее профессиональное образование, которое обеспечивает приобретение студентами СПО начальной, стартовой профессиональной квалификации с необходимостью последующего длительного доучивания на рабочем месте. Учредители оплачивают коммунальные расходы, частично – проведение ремонтов и закупку компьютерной техники и практически полностью сняли с себя обязательства по обеспечению «материальной составляющей» образовательного процесса (обновление лабораторной базы, машин и оборудования), возложив решение этой задачи на руководителей образовательных организаций. Расходы семей на услуги среднего профессионального образования невелики (около 10% в структуре бюджетов организаций СПО) и не могут рассматриваться в качестве фактора, существенно влияющего на экономику системы СПО. Кроме того, все федеральные проекты, связанные с закупкой оборудования для колледжей (приоритетный национальный проект «Образование», Федеральная целевая программа развития образования и др.), охватили, по самым оптимистичным оценкам, не более 25% образовательных организаций СПО. Эти точечные инвестиции не могут пока изменить общую ситуацию. Российские предприятия, как правило, не готовы платить за профессиональное образование, предоставляемое в организациях СПО. Они предоставляют колледжам базу для проведения студенческой практики, направляют своих представителей в государственные аттестационные комиссии, принимают участие в обсуждении учебных планов и программ СПО. Доля предприятий в структуре доходов системы СПО за последние 20 лет никогда не превышала 5%. Следует отдельно оговорить, что в Российской Федерации сформировалась небольшая группа из 250‑300 колледжей, ставших частью высокотехнологичных производственных кластеров. Эти образовательные организации финансируются крупными оборонными, металлургическими, нефте- и газодобывающими компаниями. В них реализуется двухканальная модель финансирования: учредители (региональные министерства образования) обеспечивают текущие расходы, а предприятия инвестируют в развитие образовательной инфраструктуры. В данном случае реализуется полноценная модель дуального обучения, когда расходы на подготовку одного рабочего распределены между государством и работодателями в отношении 50/50. В каждом субъекте Российской Федерации есть несколько подобных образцовых колледжей, но общая картина такова – ответственность за образовательную инфраструктуру СПО, ее модернизацию и долгосрочное развитие возложена на субъекты РФ, но они пока с трудом справляются даже с поддержанием текущего функционирования этой системы. Состояние региональной сети СПО в значительной степени является проекцией региональной экономики. Подготовка сварщика в одном регионе финансируется из расчета 60 тыс. руб. на человека, а в соседнем – 120 тыс. руб. Эти отличия определяются производительностью труда на тех предприятиях, где будут работать выпускники СПО, разным уровнем оснащенности рабочих мест, особенностями инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и т. д. В этих условиях встает вопрос осмысления принципа единого образовательного пространства, являющегося одним из оснований государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (ст. 3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Сегодня профессиональные образовательные организации интегрированы в национальную квалификационную систему, однако становление тех институтов, на основе которых поддерживается баланс спроса и предложения рабочей силы, обеспечивается соответствие результатов деятельности системы профессионального образования актуальному и перспективному спросу на квалификации и компетенции, еще не завершено. Квалификационные характеристики исполнителей, определенные в профессиональных стандартах, отражаются в содержании образовательных стандартов и программ, а прием на обучение по профессиям и специальностям СПО устанавливается на основе прогнозов кадровых запросов экономики регионов. Важный шаг, который предпринимается сегодня для интеграции образовательных программ СПО в национальную систему квалификаций, – это согласование (гармонизация) классификаторов и перечней, которые используют профессиональные образовательные организации, с одной стороны, и кадровые службы предприятий – с другой. Очевидны потенциальные возможности государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена (ДЭ) как инструмента, который способен помочь профессиональным образовательным организациям преодолеть сущностные различия в подходах государственного и педагогического контроля к оценке качества подготовки специалистов, является стимулом для материально-технического развития организации СПО, позволяет молодым специалистам в дальнейшем трудоустроиться в соответствии с высокими требованиями работодателей, иметь конкретные индивидуальные профессиональные достижения в своем портфолио. Однако в настоящее время педагогическим сообществом отмечен ряд объективных и субъективных препятствий для введения ДЭ в полном масштабе: противоречия между требованиями соревновательных стандартов WorldSkills Russia и требованиями ФГОС; необходимость переформатировать задания, которые должны быть в принципе выполнимы для успевающего студента СПО; финансовые затруднения образовательной организации при подготовке и проведении ДЭ (расходы возрастают в связи с оснащением площадки согласно инфраструктурному листу, обучением экспертов, оплатой труда, транспортных расходов, проживания и питания внешних экспертов, разработкой контрольно-измерительных материалов); консерватизм преподавательского состава, выраженный в нежелании перемен, связанных с дополнительной и ничем не компенсируемой нагрузкой. Эксперты, в большинстве своем преподаватели, отрываются от учебного процесса в апреле – мае, в самое «горячее» учебное время, в период подготовки дипломов, сдачи контрольных учебных работ и др. При этом экзамен в Центре проведения ДЭ может длиться несколько недель. В большинстве отечественных колледжей стипендия студентов втрое меньше стипендии студентов образовательных организаций высшего образования. При этом система обучения и уровень нагрузки по программам СПО во многом схожи с обучением в образовательной организации высшего образования: те же семестры, сессии, лекции, семинары и пр. Потребности 15‑16‑летних студентов колледжей мало чем отличаются от потребностей молодых людей, обучающихся в вузах. Вряд ли стипендия в таком размере является значимой и может мотивировать студента хорошо учиться. Контингент обучающихся составляет 2,8 млн человек, причем 20% приходится на программы подготовки рабочих. Четверть студентов СПО получают государственную социальную стипендию, то есть относятся к группе социально незащищенных слоев населения.3.2. Участие профсоюза в реализации системы аттестации педагогических кадровВ настоящее время представители Общероссийского Профсоюза образования представляют интересы членов профсоюза при установлении соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, в составе двух аттестационных комиссий: Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ.В середине прошлого года в профсоюз стали поступать обращения от преподавателей профессиональных образовательных организаций, являющихся обособленными структурными подразделениями федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего образования, по вопросу прохождения педагогическими работниками аттестации в целях установления квалификационной категории, соблюдения прав членов профсоюза на прохождение процедуры аттестации и оплату труда.В соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся.Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2018 г. №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.До момента реорганизации документы аттестуемых педагогических работников профессиональных образовательных организаций, подведомственных Минобрнауки России, направлялись для рассмотрения в Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России.После реорганизации из Министерства просвещения Российской Федерации следовали отказы в рассмотрении документов по аттестации педагогических работников, представляемых профессиональными образовательными организациями, которые являются структурными подразделениями федеральных образовательных организаций высшего образования, на основании того, что данные образовательные организации включены в перечень организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ (распоряжение Правительства РФ от 27.06.2018 г. №1293‑р).Министерством науки и высшего образования Российской Федерации не была сформирована аттестационная комиссия для проведения аттестации педагогических работников.Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок аттестации) по результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория сроком на 5 лет, срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.У обратившихся в Общероссийский Профсоюз образования педагогических работников срок действия квалификационной категории истек. Свое право на аттестацию они реализовать не могли, хотя все необходимые процедуры для ее прохождения были проведены. В связи с истечением срока действия квалификационной категории уровень оплаты труда этих педагогических работников был снижен.В целях ускорения процесса формирования аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования РФ, утверждения новым ведомством Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в адрес Минобрнауки России профсоюзом были направлены запросы с просьбой дать соответствующие разъяснения и ускорить принятие решений, обеспечивающих проведение аттестации педагогических работников СПО.В результате в декабре 2018 года в Минобрнауки России была сформирована аттестационная комиссия по аттестации педагогических работников СПО, которая незамедлительно приступила к работе.Таким образом, представители Общероссийского Профсоюза образования осуществляют общественный контроль, работая в составе аттестационной комиссии Министерства науки и высшего образования РФ для проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций, находящихся в его ведении, и организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.С января 2019 года заседания аттестационной комиссии проходят еженедельно.При работе аттестационной комиссии появилась необходимость в разработке рекомендаций, в которых бы подробно рассматривались вопросы подготовки к проведению аттестации, а также прилагались формы заявлений о проведении аттестации педагогического работника в целях установления квалификационной категории, об отказе от аттестации, согласии на обработку персональных данных и др.В ходе работы над настоящими рекомендациями выяснилось, что на рассмотрение аттестационной комиссии не поступают заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые от педагогических работников, уже имеющих (имевших) первую или высшую квалификационную категорию по другим должностям.Представители Минобрнауки ссылаются в этом вопросе на пункт 30 Порядка аттестации, в котором говорится, что заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории, не принимая во внимание договоренности между Общероссийским Профсоюзом образования и Минобрнауки России, достигнутые при заключении Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018‑2020 годы (утверждено 6 декабря 2017 г.).Согласно пункту 8.2.2 Отраслевого соглашения педагогическому работнику, имеющему (имевшему) первую или высшую квалификационную категорию по одной из должностей, не может быть отказано в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности, в том числе в случае, если на высшую квалификационную категорию педагогический работник претендует впервые, не имея первой квалификационной категории.Однако выяснилось, что заявления от этой категории педагогических работников отклоняются еще на этапе подачи. Тем самым нарушаются права педагогических работников и не соблюдается Отраслевое соглашение.Квалификационные категории педагогическим работникам устанавливаются аттестационной комиссией на основании анализа и оценки их профессиональной деятельности, но в данном случае члены аттестационной комиссии не имеют возможности ознакомиться с результатами работы педагогического работника и материалами, характеризующими его профессиональную деятельность.Департаментом государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ и Общероссийским Профсоюзом образования были подготовлены разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. №276, которые доведены до образовательных организаций, педагогических коллективов, первичных профсоюзных организаций совместным письмом Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования №08‑1933/505 от 03.12.2014 г.Разъяснения были разработаны на основе вопросов, полученных от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональных (межрегиональных) организаций профсоюза и других заинтересованных лиц.Согласно указанным разъяснениям (вопрос 37) педагогическому работнику (к примеру, учителю), имеющему высшую квалификационную категорию, нецелесообразно отказывать в приеме заявления и в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности (к примеру, педагога дополнительного образования), учитывая, что решение об установлении высшей квалификационной категории по другой должности будет приниматься аттестационной комиссией после всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника по новой должности.Данная позиция министерства также была закреплена в Отраслевом соглашении по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018‑2020 годы, а также в большинстве региональных отраслевых соглашениях.В настоящий момент ведется совместная работа Минобрнауки России и профсоюза по урегулированию данной проблемы. О случаях нарушения Порядка аттестации и Отраслевого соглашения необходимо сообщать в ЦС профсоюза.
Полная версия информационно-аналитических материалов опубликована на сайте Общероссийского Профсоюза образования www.eseur.ru.
_________________
1 Часть девятая статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации.2 Подпункт «в» пункта 5 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. №406.3 Письмо Минтруда России от 6 июня 2017 г. №14‑2/10/В-4361 [по вопросам внедрения профессиональных стандартов].4 Пункт 3 подраздела I раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н; пункт 5 подраздела I раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» ЕКС, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. №1н.5 Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 4 статьи 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В связи с этим по согласованию с Минтрудом России был принят приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В свою очередь между Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования достигнута официальная договоренность о совместном участии в совершенствовании методики проведения аттестации педагогических работников (пункт 8.5 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018‑2020 годы, зарегистрировано в Роструде 22 декабря 2017 г., регистрационный №28/18‑20).
Комментарии