search
main
0

Что делать, чтобы не горели детские сады и школы? Соблюдать правила!

Совместная коллегия Департамента образования и Главного управления МЧС России по городу Москве рассмотрела вопрос «О мерах по усилению пожарной безопасности в государственных образовательных учреждениях». Эта тема стала в последние годы весьма актуальной, так как год от года увеличивается количество пожаров и возгораний в ДОУ и ОУ. Об этом в двух докладах говорили заместитель начальника Главного управления по надзорной деятельности МЧС России по городу Москве Сергей АНИКЕЕВ и начальник Управления перспективного развития содержания материально-технической базы образования и имущественных отношений Департамента образования Зоя САЛАЗКИНА.

СтатфактВ соответствии с Планами противопожарных инженерно-технических мероприятий, согласованных с отделами ГПН Управлений по административным округам, выполнены следующие виды работ:- установка систем передачи сигнала о пожаре с выводом на пульт «01» – 558 учреждений;- ремонт противопожарного водопровода – 284 учреждениях;- замена и установка дверей пожароопасных помещений и путей эвакуации на пожаростойкие – 595 учреждений;- пропитка огнезащитным составом конструкций чердачных помещений – 335 учреждений;- пропитка огнезащитным составом тканевых элементов актовых залов – 956 учреждений;- ремонт электрощитовых – 378 учреждений;- вынос электрощитовых из подвалов – 39 учреждений.Кроме этого проводятся замеры сопротивления изоляции электросети – по плану и другие противопожарные мероприятия.В 2008 году не было возгораний в образовательных учреждениях Северного окружного управления образования.Уменьшилось количество возгораний и пожаров в образовательных учреждениях Юго-Восточного (с 4 до 2), Зеленоградского (с 2 до 1) окружных управлений образования и в учреждениях городского подчинения (с 4 до 2).Случаев гибели и травмирования людей при пожарах в 2008 году допущено не было.

Слагаемые успеха – знание требований и эффективная эксплуатация оборудования

Сергей АНИКЕЕВ:

– Наиболее часто пожары происходят из-за неосторожного обращения с огнем (15 случаев), в том числе из-за шалостей детей и курения. Следует обратить внимание на то, что наблюдается рост числа пожаров по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования (с 12 до 27 случаев), нарушения правил технической эксплуатации аппаратов защиты электросетей.

Главное управление МЧС России по городу Москве в ноябре-декабре 2008 года провело внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях. Результаты проверок свидетельствуют о неудовлетворительном знании работниками образовательных учреждений требований правил пожарной безопасности, а также недостаточной эффективности проведения должностными лицами образовательных учреждений массовой пропагандистской работы среди детей по профилактике мер пожарной безопасности.

На некоторых объектах не уделяется должного внимания вопросам улучшения надзора за состоянием и безопасной эксплуатацией электросетей и электрооборудования, допускается эксплуатация ветхой электропроводки, открытых электросветильников и электрораспаячных коробок. Замеры сопротивления изоляции электропроводов с последующим устранением выявленных недостатков в установленные сроки не проводятся.

По результатам проверок руководителям дошкольных образовательных учреждений вручено 147 предписаний Государственного пожарного надзора, которыми предложено провести 970 противопожарных мероприятий. За нарушения требований пожарной безопасности к административной ответственности привлечено

7 юридических и 247 должностных лиц. В заинтересованные организации направлено 170 информационных писем по неудовлетворительному противопожарному состоянию объектов образования. По 5 объектам, на которых длительное время не выполняются противопожарные мероприятия, материалы административных дел направлены в судебные органы для принятия решения о приостановлении деятельности.

Основные виды выявленных в ходе проверки нарушений: загромождение путей эвакуации горючими материалами и хранение в подвальных этажах, неисправность световых указателей «ВЫХОД», отсутствие у дверей лестничных клеток устройств для самозакрывания и уплотнения в притворах, непроведение испытания наружных пожарных лестниц, отсутствие светового указателя пожарного гидранта, сообщение выхода из подвала с общей лестничной клеткой, отсутствие защитных колпаков на электросветильниках, планов эвакуации, защитных крышек из негорючих материалов на распаечных коробках, отделка стен путей эвакуации горючим материалом, установление на окнах глухих решеток, наличие дверей пожароопасных помещений не в противопожарном исполнении с необходимым пределом огнестойкости, непроизведение огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака и так далее.

Каждый руководитель образовательного учреждения должен определить соответствующий противопожарный режим. Значимую, если не первостепенную, роль в этом вопросе играет проведение тренировок: Минобрнауки РФ предписывает проведение таких тренировок не реже одного раза в квартал, но это требование соблюдается далеко не везде.

Мы прекрасно сознаем, что вопросы обеспечения пожарной безопасности напрямую связаны с финансированием.

Укрепление противопожарного состояния образовательных учреждений стало одним из приоритетных направлений развития материально-технической базы образовательных учреждений. Департамент образования, окружные управления образования, руководители подведомственных образовательных учреждений совместно с Главным управлением МЧС России по городу Москве постоянно проводят работу, направленную на обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений и безопасного пребывания детей и сотрудников в образовательных учреждениях. Начиная с 2007 года финансовые средства на проведение противопожарных мероприятий выделяются в полном объеме в соответствии с заявленной потребностью. Однако, несмотря на принимаемые меры, в государственных образовательных учреждениях продолжают происходить пожары и возгорания.

Зоя САЛАЗКИНА:

– В настоящее время все образовательные учреждения оснащены системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения и установками вывода сигнала о пожаре на пульт «01».

В 2008 году на проведение противопожарных мероприятий было выделено 1298,16 млн рублей, что позволило выполнить плановые работы, а также устранить замечания органов государственного пожарного надзора.

По каждому случаю возгорания в окружном управлении образования проводится расследование причин возгорания и принимаются меры по их устранению, в учреждении проводится внеплановый инструктаж с ответственными лицами, издаются приказы о привлечении к ответственности виновных лиц: приказами объявлены замечания директорам Центра детей и юношества «Россия Молодая», школ №485, 1243, 1331, 1302, гимназии №1567, заведующим детскими садами №№780 и 1435, заведующей детским садом №1590 объявлен выговор, заведующей детским садом №1479 объявлен выговор и снята персональная надбавка, объявлены выговоры заведующей детским садом №1528 и директору школы №402, директору Зеленоградского центра психолого-медико-социального сопровождения, директору межшкольного учебного комбината №19 «Гагаринский».

Проведенный краткий анализ пожаров и возгораний свидетельствует о том, что со стороны отдельных руководителей образовательных учреждений по-прежнему не уделяется должного внимания вопросам обеспечения пожарной и электробезопасности, замечания и нарушения, выявленные должностными лицами государственного противопожарного надзора, в установленные сроки не устраняются.

Некоторые нарушения были устранены в ходе проведения проверки, по некоторым объектам срок предписаний не истек. По остальным предписаниям, которые требуют материальных затрат, составлены титульные списки на выполнение противопожарных мероприятий в период подготовки образовательных учреждений к новому 2009/2010 учебному году в рамках выделенных на 2009 год финансовых средств в соответствии с Комплексной городской целевой программой профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы, утвержденной Законом города Москвы от 19 апреля 2006 года №16.

В настоящее время не решен вопрос с выводом в отдельно стоящие здания встроенных образовательных учреждений, которые расположены в жилых домах (это 280 ОУ, в том числе 167 ДОУ). Также не представляется возможным выполнить в этих учреждениях следующие предписания: отделить встроенные помещения от жилой части здания, устроить 2-й эвакуационный выход из помещений 2-го этажа, заменить газовые плиты на электрические и так далее.

Оценки строгие, но справедливые

Нина МИНЬКО, начальник Южного окружного управления образования:

– За последние два года в образовательные учреждения нашего округа вложены серьезные финансовые ресурсы, которые позволили начать решение годами накопившихся проблем и в определенной степени работу в этом направлении перевести из разряда формальных в конкретную и результативную. Только за 2008-й год ЮАО получил 130 миллионов рублей, и, с моей точки зрения, округ разумно потратил их на решение многих насущных и острых вопросов. Кроме того, префектура ЮАО на протяжении последних трех лет выделяла средства для создания во всех наших ОУ кабинетов комплексной безопасности. Основная работа по созданию этих кабинетов завершена, это позволило нам систематизировать очень многие направления нашей деятельности, сосредоточив нашу работу в этих кабинетах. Мы привели эту работу в систему и попытались в два последних года бить в одну точку. Если сегодня открыть сайт любого нашего ОУ, то можно убедиться в том, что первого числа каждого месяца на этом и других сайтах можно найти календарный план работы ОУ на предстоящий месяц. В этом плане легко увидеть, какие родительские собрания проводит школа, какие мероприятия по пожарной безопасности пройдут в ОУ, когда пройдет тренировка с детьми, связанная с отработкой действий в случае, когда нужно будет провести эвакуацию, когда пройдут занятия с персоналом ОУ в течение тех сроков, которые указаны в нормативных документах. Классные часы, которые сегодня школа имеет проводить в кабинетах комплексной безопасности, намного облегчили условия, в которых трудится классный руководитель.

Округ приступил к аттестации заместителей руководителей ОУ по административно-хозяйственной части силами окружного учебно-методического центра. Недавно у нас из печати вышла та самая книга, которая поможет всем нашим заместителям по АХЧ готовиться к этой аттестации. За 2008 год 438 наших руководителей ОУ повысили свою квалификацию в Учебно-производственном комбинате «Профессионал» и Московском институте энергосбережения и энергоэкономии. В канун новогодних праздников мы провели совещание заместителей по АХЧ во всех 16 районах округа по вопросу соблюдения правил пожарной безопасности во время новогодних каникул.

Вся наша комплексная программа – совместная. Она ведется совместно с ГО и ЧС нашего округа, контакты достаточно плодотворные и, можно сказать, уже переходящие в определенной степени в творческие отношения. Тем не менее статистика остается статистикой, это вещь упрямая: на территории нашего округа 514 зданий, и за 2008 год у нас произошло 6 возгораний. Каждый факт возгорания был проанализирован, но у меня в 2008 году был такой период, когда загоралась веранда детского сада вечером, точно так же горели веранды в Восточном округе. В Южном округе подряд три веранды в течение двух недель загорались чуть ли не каждый вечер. Причину мы установили: поджигали те дети, которые ходили мимо. Тушили мы эти возгорания своими силами, УВД нам старалось помочь, но веранды все равно горели.

На 2009 год нам выделяется 115 миллионов рублей для решения всех этих проблем, и те вопросы, которые мы не можем поправить финансово (организационно все, что нам было указано, уже сделано), мы заложили в программу на 2009 год.

Информация к сведению

Одновременно с укреплением материально-технической базы Департаментом образования и окружными управлениями образования проводится работа по противопожарной пропаганде и агитации. С руководителями образовательных учреждений проводятся семинары, совещания по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Ежегодно в сентябре для усиления пожарной безопасности образовательных учреждений, совершенствования воспитательной работы с детьми, обучения их мерам пожарной безопасности и привития навыков пожаробезопасного поведения Департамент образования совместно с Главным управлением МЧС России по городу Москве проводит месячник безопасности детей. В рамках реализации мероприятий месячника с учащимися общеобразовательных учреждений проводятся занятия на противопожарную тематику. В каждом образовательном учреждении разработан План проведения эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и согласован с органами Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по городу Москве. В каждом административном округе проводятся занятия с заместителями директоров школ по безопасности, педагогическим составом и персоналом образовательных учреждений по подготовке и проведению тренировок по эвакуации и инструктажей с учащимися по действиям в случае возникновения пожаров, а также противопожарной пропаганде как эффективному способу профилактики пожаров. На базе одной из школ в каждом административном округе проводятся показательные пожарно-тактические занятия по обеспечению пожарной безопасности и отработке безопасной и быстрой эвакуации в случае пожара. Кроме этого во всех образовательных учреждениях ежеквартально проводятся тренировки по эвакуации обучающихся и персонала в соответствии с «Планами проведения эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций» с привлечением сотрудников органов Госпожнадзора и служб оперативного реагирования.

Обучение мерам пожарной безопасности работников образовательных учреждений проводится на базе Московского городского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (МГО ВДПО), Московского института открытого образования, учебно-методических центров Главного управления МЧС России по городу Москве.

«Уголки пожарной безопасности» оформлены во всех образовательных учреждениях, работа по обновлению стендов по мере необходимости продолжается.

Окружные управления образования на окружном и городском уровнях на противопожарную тематику проводят смотры-конкурсы детского и юношеского творчества «Таланты и поклонники», игры «Клуб веселых и находчивых», викторины учащихся, слеты, юношеские соревнования по пожарно-прикладным видам спорта «Школа безопасности», «День защиты детей» и так далее.

Во всех образовательных учреждениях назначены ответственные за пожарную безопасность в целом по учреждению и за каждое помещение в отдельности, проводятся ежедневные осмотры всех помещений по окончании работы в них. В окружных управлениях образования созданы комиссии по проверке противопожарного состояния помещений и территорий образовательных учреждений. По результатам проверок составляются акты обследования и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Причина пожаров – человеческий фактор

Сергей НЕКРАСОВ, начальник отдела ГПН Управления по Восточному округу Главного управления МЧС России по городу Москве:

– На территории ВАО расположены 457 образовательных учреждений, за противопожарным состоянием которых органы Госпожнадзора осуществляют свой надзор. За 11 месяцев 2008 года на территории округа в ОУ произошли 5 пожаров (в 2007 году – 3). В двух детских садах загорелись веранды на площади один и десять квадратных метров, соответственно. Причиной пожаров было неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц. Три пожара, которые заслуживают внимания, произошли: в прачечной детского сада (пожар случился из-за утюга, оставленного без присмотра, на площади один квадратный метр); в помещении другого детского сада произошло возгорание вещей и игрушек, сложенных на время проведения ремонтных работ на лестничной клетке первого этажа (площадь пожара 4 квадратных метра, пожар возник в результате неосторожного обращения с огнем рабочих при проведении ремонтных работ), а также в подсобном помещении спортивного зала одной из школ, где обгорел спортивный инвентарь на площади пять квадратных метров (причина – пожароопасный режим работы электросети). В перечисленных трех пожарах причиной стал человеческий фактор, а также нарушение правил устройства и эксплуатации электроустановок. К счастью, во всех трех случаях только благодаря наличию исправных систем пожарной автоматики пожары были вовремя обнаружены, о них автоматически были оповещены пожарные подразделения, и пожары были ликвидированы на минимальной площади.

Анализ пожаров и их последствий, а также проведение проверок противопожарного состояния учебных заведений в течение учебного года, при предъявлении учебных заведений к началу нового учебного 2008-2009 года, проверок в ноябре-декабре 2008 года позволили установить, что здания ОУ в ВАО на сто процентов оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей. Все системы выведены на пульт «01», заключены договора на их техническое обслуживание. Помещения полностью обеспечены первичными средствами пожаротушения, демонтированы решетки, на окнах помещений с материальными ценностями установлены распашные решетки. При наличии внутреннего противопожарного водопровода в ОУ все шкафы укомплектованы пожарными рукавами и стволами.

Вместе с тем все проверки в течение года показывают, что периодически в ОУ выявляются нарушения правил и норм пожарной безопасности. Это хранение горючих материалов в подвалах, загромождение путей пожарной эвакуации, неприкрепление ковров и ковровых дорожек к полу и так далее. Новое нарушение – с приобретением снегоуборочной мототехники наблюдается ее хранение с баками, заполненными бензином, под лестничными клетками. Более 200 руководителей ОУ и других должностных лиц Восточного округа были привлечены к административной ответственности.

Мы сделали вывод, что отдельные руководители ОУ не соблюдают в полном объеме правила пожарной безопасности, так как не имеют элементарных знаний в этой области и, соответственно, не могут спросить с заместителей директоров по безопасности, персонала школ и детских садов. В то же время заместители директоров по безопасности и по административно-хозяйственной работе исполняют свои функции, имея только общее представление о пожарной безопасности, и не контролируют ситуации в ОУ, не становятся помощниками руководителей ОУ, в результате сотрудники Госпожнадзора вынуждены привлекать к ответственности значительное число этих руководителей.

Кроме того, в ОУ увеличивается энергопотребление за счет нового оборудования, новых компьютерных и других специализированных классов, применения технических средств обучения. Это приводит к прокладыванию различного рода удлинителей, а порой и временных сетей, что ведет к перегрузке энергосетей.

За два последних года Восточное окружное управление образования провело значительную работу по выполнению требований пожарной безопасности. Необходимо не снижать усилия в этом направлении, так как дорогостоящие системы противопожарной защиты требуют постоянного обслуживания. Ежегодно Восточное окружное управление образования согласовывает с нашим управлением и представляет в Департамент образования планы мероприятий на будущий год по работам в области обеспечения пожаробезопасности. По инициативе Восточного окружного управления образования в декабре 2008 года было проведено расширенное совещание директоров ОУ, обсуждены насущные проблемы противопожарной профилактической работы. Управление образования стало инициатором проведения единого дня отработки планов эвакуации одновременно по всем образовательным учреждениях округа. Такое мероприятие мы проводим уже на протяжении последних трех лет и не менее двух раз в год. Проводится и другая работа, в частности, посещение детьми школ округа пожарных частей, выставки на улице Дурова.

Мнение по поводу

Вызывает немалое удивление тот факт, что в списки «неблагонадежных» в пожарном отношении попадают детские сады-новостройки. Казалось бы, этот странный факт должен обратить на себя внимание руководителей городского хозяйства и МЧС. Но этого почему-то до сих пор не происходит. Между тем есть причина того, что новенькие детские сады оказываются беззащитными перед пожарами и возгораниями из-за некачественно выполненной работы по установке электрооборудования и выполнения электропроводки.

Дело в том, что, по словам Сергея Аникеева, до 1 января 2007 года органы Госпожнадзора осуществляли надзор за объектами строительства на всех стадиях: проектирования, строительства и приемки объектов в эксплуатацию. В этой работе принимали участие тысячи сотрудников МЧС, из них около 300 сотрудников занимались нормативными вопросами, в том числе вели объекты строительства от начальной стадии до завершения, а затем передавали их в Госпожнадзор. Что происходит сегодня? С учетом 232-го ФЗ, который изменил 54-ю статью Градостроительного кодекса РФ и отменил надзор Госпожнадзора в области строительства, сейчас рассмотрение проектной документации ведет Мосгорэкспертиза, а прием в эксплуатацию – Комитет по стройнадзору. Число сотрудников в одном и другом случаях – 15 и 17. Можно себе представить, какой вал строительства идет в столице, какие объекты сдаются в эксплуатацию и в каком количестве. Как же могут 15-17 сотрудников проконтролировать в целом градостроительный комплекс Москвы?! Поэтому на детские сады и школы они приходят в лучшем случае только когда, когда их здания уже построены. Недостатки, которые заложены на стадии проектирования: ширина маршей и лестничных клеток, различные уровни ступеней, отсутствие всевозможных видов пропитки и обработки огнезащитным составом деревянных конструкций, замеров сопротивления изоляции и так далее. Недостатки всех этих строительных работ обнаруживаются тогда, когда приходят госкомиссии и нужно подписывать акт о сдаче (ничего не поделаешь, подписывать приходится, ведь объекты нужно принимать в эксплуатацию и размещать детей). В конечном итоге, результаты недоработки строителей и невнимания госкомиссий пожинают те, кто приходит в эти новые детсадовские и школьные здания. Поэтому те просчеты, которые в новых зданиях обнаруживает Госпожнадзор, зачисляются на счет образовательных учреждений, их руководителей, а в целом – на Департамент образования.

В 2007 году Главное управление МЧС России по городу Москве обратилось в Правительство Москвы и к мэру. Юрий Лужков, поддерживая позицию ведомства, вышел с инициативой в Правительство России: на имя вице-премьеров Зубкова и Козака было написано письмо с предложением вернуть функции надзора за строительными работами Госпожнадзору. Пока решение не принято, поэтому и приходится Департаменту образования, Госпожнадзору в полной мере страдать из-за недостатков законодательства.

(Продолжение материала о коллегии МДО в следующем номере.)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте