search
main
0

Чтение – вот главное учение

Нет сегодня человека, который бы не считал книгу все еще основным источником знаний. Не источником информации, а именно источником знаний. Вот только как приохотить детей к чтению, как помочь им припасть к этому живительному источнику знаний? На этот вопрос вот уже довольно длительное время ищут ответ городской Совет родительской общественности, Департамент образования и городской Совет ученического самоуправления.

Городской конкурс «Читаем вместе в классе и семье» проходит ежегодно для того, чтобы включить ученическую, учительскую и родительскую общественность в активную деятельность по развитию детского чтения.

Конкурс проводится Департаментом образования с участием городского Совета родительской общественности и городского Совета ученического самоуправления в рамках выполнения Программы мероприятий по поддержке и пропаганде чтения, утвержденной Правительством Москвы 18.09.2007 года.

В ходе конкурса учитывается то, что в век быстрых изменений непрерывно увеличиваются объемы знаний в системе образования, с которыми без специальной подготовки справиться одному ребенку становится все труднее и труднее. В связи с этим большое значение приобретает развитие коллективно-групповых форм организации чтения, обсуждения книг и повышения читательского мастерства.

Ключ повышения интереса к чтению – чтение увлекательных историй в классе и семье, для взрослых и детей любого возраста, в удовольствие, «просто так». Поэтому цель конкурса – содействие формированию интереса к чтению и читательского мастерства у школьников на основе совместного чтения в классах и семьях, активного сотрудничества учащихся, учителей и родителей в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Информация к сведению

Вместе с этим решаются задачи:

– стимулирования интереса у детей к чтению путем совместного чтения в течение короткого времени в классах и семьях;

– поддержки ведущих проектных групп, которые лучше развиваются тогда, когда распространяют свой опыт и методы повышения читательского мастерства;

– внедрения практики в классах: «Прочитал интересную историю, расскажи одноклассникам», «Прочитал книгу, дай прочитать другому»;

– увеличения роли и значения школьной библиотеки как методического центра развития читательской культуры;

– улучшения организации деятельности детско-взрослых проектно-читательских объединений (пресс-центров, клубов) в образовательных учреждениях.

Конкурс включает три этапа: школьный, окружной и городской. Участники – читающие классы и читающие семьи учащихся начальных и 5-9-х классов образовательных учреждений.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

Читающий класс: проект в области чтения.

Читающий класс: исследование в области чтения.

Читающая семья: проект в области чтения.

Читающая семья: исследование в области чтения.

Руководит конкурсом городской оргкомитет.

Предварительные итоги 2008 года

В период проведения конкурса в 2008 году отмечалась высокая активность коллективов классов и семей. На окружной этап было представлено свыше 600 проектных и исследовательских работ. Значительная часть проектов и исследований были посвящены библиотечной теме, развитию библиотечной грамотности, освоению умений находить нужные книги. Заслуживают внимания работы, в которых исследуются отношение учащихся к чтению, их круг чтения, наличие любимых литературных тем и книг.

У многих участников конкурса возникали вопросы, на которые они самостоятельно искали ответы. Книги читали и обсуждали в коллективах и семьях с участием учителей-филологов, психологов и других специалистов. Нередко происходила реконструкция событий в местах их происхождения, восстанавливался исторический контекст, применялись литературоведческие методы, позволяющие глубже изучить содержание произведений, понять авторские позиции.

Углубление учащихся в проектную или исследовательскую тему способствовало выявлению своих предпочтений и чувств, анализу собственных взглядов, пониманию прошлых и современных норм поведения. Во многих работах приводились примеры чувств и впечатлений, которые запоминаются на всю жизнь.

В классах и семьях стало чаще культивироваться в течение короткого времени совместное «дарственное чтение», чтение для удовольствия, когда детям не предъявляются требования быть внимательными, оценивать события и позицию автора, не задаются вопросы «Как вы поняли?», «Что было интересно?», «Как вы относитесь к героям?» и многие другие.

Большинство проектов и исследований завершались созданием конечных продуктов – текстов, выступлений, фотопрезентаций, экскурсий, конкурсов, созданием классных и домашних библиотек, конференций, сценариев, спектаклей, видеофильмов, выставок рисунков.

Наряду с материальными результатами конкурса имеются и значительные нематериальные достижения: повышаются проектная и исследовательская грамотность учителей, учащихся и родителей, добываются новые знания и представления, развивается множество способностей, умений и навыков, растет читательское мастерство.

В то же время, несмотря на реальные положительные результаты, на эти моменты еще мало обращалось внимания. Вопросам целенаправленного развития способностей участников не придавалось должного значения. Очень редко делались описания процесса и примеров формирования новых общеучебных навыков, связанных с работой над учебными и художественными текстами.

О новом опыте

С оригинальным проектом «Путешествие в Чукокколу» выступает 2-й «Б» класс школы №549. Учитель Т. Бобко привлекла к работе весь коллектив класса и родителей учащихся. Особенно много делают мамы Е. Катруш и О. Шмелькова. Большое внимание взрослые уделяют тому, чтобы ребята овладели читательским мастерством, приобрели библиотечную грамотность. В классе проходят конкурсы словотворчества, детских высказываний, экскурсия в Переделкино, «Осенний бал у Мухи-цокотухи», просмотр мультфильмов, чтение сказок и стихотворений К. Чуковского, выставка детских работ «Чудо-дерево «От 2 до 5» и рисунков «В гостях у дедушки Корнея», разрабатывается сценарий праздника-проекта. В итоге создается портфолио проекта и альманах класса, а защита проектной работы проходит в форме интерактивной игры.

В 6-м «А» классе школы №735 (учителя Е. Будаева, Т. Нестерова) в ходе разработки и реализации проекта на тему «Наши любимые произведения» создается читательский клуб. Программа включает регулярные письменные и устные опросы учащихся, встречи с интересными людьми, читателями, обсуждения, презентации любимых произведений, творческие выставки, литературные игры и конкурсы, выпуск газеты и репортажей, работу с младшими школьниками. В классе работают группы по интересам и творческие объединения с родителями, уже появились группы поклонников А. Дюма и его «Трех мушкетеров», А.С. Пушкина и его «Евгения Онегина», Р. Толкиена и фэнтези «Властелин колец». Дети обмениваются книгами, в их жизнь входит совместное чтение на уроках и после них. У ребят появилось больше любимых книг и авторов. В полную силу работает «Театральная кухня», где учащиеся проходят профессиональные пробы в качестве режиссера, помощника режиссера, гримера, костюмера, звукорежиссера, светооператора, а при выпуске газеты и видеосюжетов – журналиста, фотокорреспондента, видеооператора. Если в начале реализации проекта в библиотеку приходило только 20% учащихся, то в последующем их число выросло в несколько раз. Полная разработка проекта передана в фонд школьной библиотеки для дальнейшего использования.

В проектной работе на тему «Моя любимая книга» ученики

4-го «Б» класса школы №45 (консультанты: классный руководитель Г. Бордик и мама Е. Канаева) учатся выделять главные идеи любимых книжек, размышляют над вопросами, адресованными детскому писателю, пробуют сочинять стихи, собирают мудрые мысли о книгах, пословицы и поговорки, интересные загадки. Дети просят написать книги о животных и природе; о добрых людях и их образе жизни, о том, что люди делают в трудных ситуациях и о помощи друзей; о стихиях природы; о дружбе и героях; о смешном; о приключениях со счастливым концом. Им не нравятся злые и ужасные сказки; они хотят прочитать о новых школьных приключениях, смелости и находчивости; не про войну, детективы и боевики, а о хорошем, веселом и забавном; о динозаврах; об уважении и помощи; о путешествиях; о том, как детям вести себя в разных ситуациях.

Для 7-го «А» класса центра образования «Гармония» №644 (консультант: библиотекарь Е. Ханачевская) главным становится создание традиции проведения литературных вечеров, на которых обсуждаются темы художественного оформления книг, работы художников, демонстрируются детские иллюстрации к прочитанным сказкам.

Коллектив 3-го «Б» класса школы №888 (учитель-эксперт

Д. Шутов, член родительского комитета Г. Олейник) сосредоточился на освоении методов поиска информации по энциклопедическим и справочным источникам, приобретении навыков самостоятельной работы с книгой.

8-й класс школы №1204 (консультанты: учителя О. Дроздова, И. Грановская, директор магазина М. Катушова) изучает книжные маршруты. Из 350 учащихся 5-11-х классов более 70% заходят в книжные магазины, при этом 41% учащихся покупают учебники и справочники, а 35% – художественные книги. Нужную книгу 37% покупают в магазине, 21% берут в библиотеке, 17% ищут в Интернете, а для 21% ее достают родители. Из классиков прошлого особый интерес проявляется к произведениям Ф. Достоевского, И. Тургенева, А. Островского, Н. Гоголя,

М. Булгакова. Из современных классиков пользуются успехом книги В. Распутина. Подростки часто спрашивают книги «Гарри Поттер», Б. Акунина «Ф.М.», Т. Устиновой и А. Марининой. Очень востребована серия «Азбука-классика» и другие, старшеклассницы стали больше покупать стихи Асадова.

В 9-м «И» классе гимназии №1538 (консультант – учитель

Л. Гнып) для учеников все началось с сочинения одноклассника Максима. Он пишет: «В жизни всех больше преуспевают убежденные нечитатели. Если бы книги что-то смогли, мир давно бы изменился полностью, не было бы ни насилия, ни лжи, ни жадности, ни жестокости. Угрозы войны тоже не было бы. И значит, книги не могут ничего… Так для чего она вообще нужна, эта литература?». Его поддержали некоторые одноклассники. Они приводили такие примеры из литературы:

«На этажерках… лежали две-три развернутые книги, но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели, видно, что их бросили давно…» (Обломов из романа И.А. Гончарова);

«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й странице, которую он постоянно читал уже два года» (Манилов из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя).

Учащиеся-организаторы задумались над возникшей проблемой и решили провести выставку старинной книги и книг-реликвий. Книгу всегда хранили бережно, передавали из поколения в поколение как бесценный дар, содержащий мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством. Оказалось, что в большинстве семейных библиотек есть книги-долгожители с удивительной судьбой, а также книги, которые сыграли определенную роль в жизни детей и взрослых. Это и стало главным доказательством необходимости чтения.

Опираясь на 17 рекомендаций Шведской академии детской книги, учащиеся 8-го «Б» класса гимназии №1516 увлеклись исследованием отношения детей к чтению. Оказалось, что ребята с удовольствием читают произведения классических писателей – Д. Дефо, Р. Стивенсона, Д. Свифта, Ж. Верна, Л. Кэрролл, Л. Кассиля, Л. Лагина, С. Алексеева, И. Рака, А. Беляева, а также книги современных авторов – Т. Крюковой, Т. Семеновой. К сожалению, книг современных писателей и научно-познавательной литературы не хватает. Выпускается мало книг для молодежи. Литература прошлых веков не очень интересна для значительной части учащихся. В ходе опроса выяснилось, что 78,2% из числа опрошенных охотно читают книги, но 21,8% чтением не увлекаются.

Дети разных возрастных категорий любят, когда им читают вслух. Поэтому в школьной библиотеке принято читать вслух отрывки из разных произведений. Нередко после этого в группах происходит обсуждение этих книг.

17 причин читать книги

– Книга – это развлечение и приключение. Она способна заставить нас плакать и смеяться. Книга может утешить и подсказать выход из трудной ситуации.

– Книга развивает нашу речь, расширяет наш словарный запас.

– Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.

– Книга развивает наше мышление. Из нее мы узнаем понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи. Она расширяет горизонты нашего мира.

– Из книг мы узнаем о других странах, кто, где и как живет, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нас интересует.

– Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.

– Книга побуждает нас задуматься о том, что верно, а что ошибочно, что хорошо, а что плохо.

– Книга объясняет нам, как устроен мир и как все в нем взаимосвязано.

– Книга открывает нам, что на один вопрос может быть несколько ответов и что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон.

– Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в себе, когда знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как и ты.

– Книга открывает нам, что все люди разные. Читая книги, написанные в разные эпохи и в разных культурах, ты становишься терпимее и учишься преодолевать предрассудки.

– Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать где угодно. Книги можно бесплатно взять в библиотеке.

– Книга – часть культурного наследия. Она дарит нам общность впечатлений и знаний.

– Хорошую детскую книжку хочется читать вслух. Такое чтение приносит радость и детям, и взрослым. Книга – это мост между поколениями.

– Детская книга – результат труда многих людей: писателя, художника, редактора, печатника, дизайнера, корректора, фотографа, библиотекаря, издателя, продавца книжного магазина и др.

– Книга – важный предмет культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом

– Детская книга – это первая встреча с литературой – бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.

(Шведская академия детской книги)

Работа с произведением Б. Заходера «Кит и кот» в 1-м «А» классе школы № 243 (учитель Л. Кохель, библиотекарь Н. Скрицкая) возникла как импровизация. В один из октябрьских дней в классе читали отрывок из этой книги – просто так, для удовольствия. Сюжет вызвал восторженную реакцию у детей. Многие из них захотели найти и прочитать книгу целиком. На следующий день четверо ребят принесли разные издания этой книги. Одна из них оказалась очень старой, зачитанной, издания 1982 года, из популярной в то время серии «Читаем сами». Дарственное чтение книг на уроках продолжается. После этого учащиеся с желанием делают иллюстрации, описывают свои впечатления, связанные с темами уроков, придумывают продолжение. Так создается проект «Новая книга класса».

Участвуя в конкурсе, 9-й класс школы №1058 (консультант: учитель А. Соколова) разрабатывает экскурсионные маршруты, связанные с именем А.С. Пушкина. Многие адреса открываются в стихотворениях «Птичка», «Друзьям», «Дорожные жалобы», поэмах «Монарх», «Руслан и Людмила», «Повести Белкина» и других произведениях. В результате был проложен маршрут путешествия Татьяны Лариной по Москве, найдены московские адреса, которые ранее не были указаны в путеводителях обнаружена ошибка с пушкинскими «львами на воротах», составлена карта мест, знакомых А.С. Пушкину, создан слайдовый фильм.

Для участия в конкурсе школа надомного обучения №542 предложила проект «С книгой весело шагать!». Дети с ограниченными возможностями придумывают сказки «Волшебная сказка из ЛЕГО», «Как мыши научились воду беречь», «Цветное путешествие», «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина». В сказках рассказывается об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадают дети. При этом осваиваются методы работы с книгами, правила пользования библиотекой. Результатами проектирования чтения становятся олимпиады, мероприятия, «Книга мира» со стихами и сказками.

Идея организации исследовательской работы на тему «Народные сказки о животных» во 2-м «Б» классе школы №1847 (учителя Н. Малахова и Л. Киселева) имеет объективную основу. В классе учатся 26 ребят восьми национальностей. Есть русские и украинцы, молдаване и чеченцы, армяне и азербайджанцы, сирийцы и белорусы. Дети приносят в школу сказки своих народов и обмениваются ими. Таким образом, они прочитали более 250 сказок и заметили, что главные герои сказок – животные – наделены свойствами людей, у каждого животного своя главная черта характера. В ходе исследования развиваются творческие способности, растут читательское мастерство, интерес к другим культурам через народные сказки и чтение. Тема увлекает и сплачивает ребят. Вместе с этим осваивается библиотечная грамотность.

В работе семьи Поповых «Библиотека семейного чтения» (дети Ирина и Анна, мама и папа, учитель К. Антипова, школа №407) анализируются проблемы формирования читающей семьи и ребенка в ней. Семья перегружена жизненными проблемами, и поэтому все меньше отводит времени совместному досугу, общению и особенно чтению. На ситуации не лучшим образом сказывается то, что в первую часть советского периода государство относилось к семье как к институту, препятствующему революционным социальным преобразованиям, господствовала «теория отмирания семьи». Поэтому семейное чтение как народная традиция постепенно начало исчезать. После войны в связи с демографическим кризисом укреплению семьи, в том числе и чтению, стали уделять больше внимания. В дальнейшем повысилась роль библиотек, в большом количестве издавались книги. Сегодня много говорится о взрослом и детском чтении, растет педагогическая грамотность родителей, появляется идея «библиотеки семейного чтения». Но до сих пор семейное чтение не может восстановиться в полной мере. Чтением в основном занимаются матери, да и то только с детьми младшего возраста. Активной группой, привлекающей ребенка к чтению, становятся бабушки и дедушки. Но по мере взросления ребенка участие в чтении как отцов, так бабушек и дедушек становится менее значительным. Вообще в целом курс взят на прагматичное отношение к чтению. Чтение для удовольствия в семьях с детьми среднего и старшего подросткового возраста не культивируется. Система библиотеки семейного чтения включает: домашнее чтение, создание семейной библиотеки и постоянную связь со школьной и районной библиотеками. При этом имеет значение обсуждение прочитанного, перечитывание, использование игровых форм (лепка, рисование, сочинение сказок и стихов и так далее).

Принципы семейного чтения:

– начинать читать надо с раннего возраста;

– собирать не только взрослую, но и детскую библиотеку;

– знакомить детей с разными жанрами литературы;

– формировать привычку семейного чтения, читать как можно чаще, особенно перед сном, в т. ч. маме или папе;

– разрешать сыну, дочке выбирать самим книги в магазине или библиотеке;

– после просмотра кинофильма или мультфильма предложить прочесть книгу, по которой он снят;

– обязательно слушать, как читает ребенок;

– дарить книги ребенку.

Уникальной книгой для семьи Ермоловых-Македонских (школа №1702) стал сборник «День рожденья Гнома», который взрослые стали создавать по инициативе первоклассника Вадима. Другие члены семьи, а также друзья стали соавторами и оформителями. В стихи складывались подлинные истории, сказки-фантазии, описания семейных путешествий, некоторые из них превращались в песни. Дети и взрослые создали творческую группу «Нотный зонтик». В результате семейный проект завершился созданием музыкального альбома «День рожденья Гнома» и одноименного сборника стихов и песен. В семье теперь принято создавать фотоколлажи о детских историях и событиях из реальной жизни, например, «Завтрак Вадима», «Если бы не я», «Пиратские проказы», которые сопровождаются стихотворчеством и созданием песен, что развивает живое творческое мышление и усиливает интерес к чтению. Другой метод, культивируемый в семье, – сочинение продолжения книжных сюжетов, сочетаемых с детской жизнью, – «От прочитанного к увиденному». Такими фантазиями становятся «Обыкновенное чудо» после наблюдения за бабочками и стрекозами на даче; «Песенка глухого кота Кшишу», во время путешествия по Польше; «Санаторный Домовой», после поездки в санаторий; «В поисках Карлсона» в период путешествия по Западной Польше с колоритными крышами, где, по предположениям, мог бы жить Карлсон. Стихи и песни с удовольствием превращаются в сценки и сказки с движениями. Это позволяет легко осваивать сложные слова и выражения. Проживая и проигрывая «книжные ситуации», погружаясь в сказку, дети в домашних условиях выполняют множество любимых ролей, человеческих и животных.

Раньше в семье не подозревали о существовании системы обучения чтению (системе Кушнира) путем заучивания трудных текстов наизусть со слуха, но взрослые интуитивно поняли, что с музыкой читается намного легче и так намного интереснее. Ведь терпения у детей не хватает. Сочинение новых страниц для общесемейной книжки нередко помогает преодолевать и нежелание читать. Таким образом, родился текст и песня «Снегурочка из книжки», в которой безграмотность, неумение читать мешают мальчику познакомиться с девочкой-Снегурочкой. После слов «ах, научите же читать, родители родные» проблема была решена, сказку нашли и прочитали вместе. А стихотворение вышло уже во второй «уникальной» книжке семьи «Чучундра и Кракозябрик». Семейные произведения стали частью детского мюзикла «Вьюгины проказы» и нередко звучат с различных сцен и на радиостанциях «Народное радио» и «Радио Звезда». Но самое главное, они нравятся детям и могут помочь родителям.

Семья Кулевых (школа №1354) создала оригинальную библиотеку семьи, которая стала стержнем общения детей и родителей и теперь играет важную роль при формировании читательской культуры. Домашняя библиотека в немалой степени способствует развитию, самовоспитанию и самообразованию членов семьи. Все, и дети и взрослые, ощущают себя учениками. План развития совместного чтения включает: изучение собрания книг; описание домашней библиотеки; опросы членов семьи; создание альбома; проведение презентации; представление результатов работы на уроке внеклассного чтения и на родительском собрании; совместное обсуждение проблемы чтения и роли книг в жизни учащихся.

В семье Лихобабиных (прогимназия №1644) совместное чтение дало, во-первых, редкую возможность собрать всю семью вместе, во-вторых, помогает создать атмосферу единения и спокойствия. По наследству от прабабушки семье досталась целая библиотека. Истинной находкой стал «Час совместного чтения» в выходные дни. В остальные дни каждый вечер дети читают самостоятельно или с кем-то из родителей. Избранным поэтом в этой семье стал Александр Сергеевич Пушкин. Сын Никита любит готовить для уроков по литературе кроссворды.

Памятка от семьи Лихобабиных

Хорошее чтение – залог успешной учебы ребенка по всем предметам.

Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ребенок полюбил книгу.

Выбирать книги следует в соответствии с возрастом ребенка.

Зная рекомендательный список литературы, можно помочь ребенку подобрать нужную книгу.

Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.

Своя собственная библиотека, пусть небольшая, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызывает большой интерес к чтению.

Необходимо соблюдать правила гигиены чтения, приучать ребенка бережно обращаться с книгой, иметь красочные закладки, обложки для библиотечных книг.

Тема «Создание книжки семьи Пучининых» (школа №1703) захватила всех домашних. В семье и раньше была традиция – читать детям вслух. Для усиления эффекта родители покупают аудиокниги и видеокассеты, после чтения всем нравится придумывать продолжение. В игре «Придумай сказку» есть правило: каждый участник придумывает и говорит продолжение по очереди. Дети делают рисунки к книгам, иллюстрируют интересные сюжеты. Это помогает думать, расширяет кругозор, развивает мышление, речь, чувство юмора, позволяет каждый день совершать открытия, становиться творческой личностью. Самое главное – это общение, близость, укрепление семьи.

В семье Юрьевых (школа №59) книги и журналы передаются по наследству. От прапрародителей – к прародителям, нынешним родителям и, видимо, будут передаваться дальше. Совсем не случайно прадедушка оставил книжку «Что такое хорошо…» в своем архиве, словно предвидел, что ее будут читать и читать. Отсюда и появилась идея провести исследование детских изданий. До революции 1917 года в России выпускалось около 300 детских журналов: «Всходы», «Галчонок», «Детский друг», «Детский сад», «Доброе утро», «Для детей», «Для малюток», «Детский мир», «Детский отдых», «Жаворонок», «Золотое детство», «Игрушечка», «Подснежник», «Светлячок», «Солнышко», «Тропинка». В семье особенно полюбились репринтные издания трех старых детских журналов «Проталинка», «Мирок» и «Задушевное слово». Ничего подобного в современных детских журналах нет. В семье постоянно сравнивают также новые и старые детские книжки. В новых книжках художники, гоняясь за новыми формами, рисуют подчас очень абстрактных персонажей или нагромождают их на картинке в таком количестве, что порой трудно выделить главного. Очень нужно, чтобы медведь был похож на медведя, а Колобок – на Колобка. Детям нравятся старые книжки с нормальными рисунками. В семье ежедневно заучиваются стихи, особенно во время прогулок. Двенадцатистрочный ямб легко ложится на шаги при ходьбе. Тут получается двойная выгода: и память улучшается, и духовный мир обогащается. Верится, что любовь к старинным семейным книгам сохранится у детей и они не выбросят их, не сдадут в макулатуру, как это делают сейчас многие, а будут читать своим детям, приговаривая: «Это одна из любимых в детстве книг, прочитанных мамой и папой».

Дети и родители семьи Жадан (Центр образования №556) взяли на вооружение выражение Г. Лихтенберга «Человека ничему нельзя научить, он всему должен научиться сам». Проект семьи заключается в организации первой десятидневной выставки, а затем и второй выставки старых периодических изданий из семейного архива в школьной библиотеке, в которую вошли самый старый журнал «ЧИЖ» (1940 год), журналы «Семья и школа», «Веселые картинки», «Пионер», «Трамвай», «Юный натуралист», ежегодник «Звездочка», «Календарь школьника». На выставке учащиеся интересуются ежегодником «Звездочка», ищут материалы о природе, приносят свои старые журналы «Веселые картинки», «Мурзилка», комиксы. В это время делаются фотографии и видеоматериалы, проводятся дискуссии, обсуждения, воспоминания, проводятся занятия по теме «Ума палата».

Рекомендации семьи Жадан

– Читайте вместе интересные рассказы для удовольствия.

– Рассказывайте детям о своих любимых журналах.

– Вспоминайте с ребенком самые интересные рассказы.

– Создавайте библиотеку – архив любимых журналов детства.

– Выписывайте детские журналы, очень интересно заглядывать в почтовый ящик в ожидании собственной прессы.

– Пишите короткие заметки с описанием мест, где побывали.

– Сочиняйте вместе стихи, рассказы, сказки, анекдоты. Собирайте рисунки.

– Выпускайте домашний журнал, допускайте вырезание и склеивание новых журналов из старых журналов.

– Читайте вместе журналы с кроссвордами, загадками, ребусами.

Проект «Семейная библиотека» в семье Бумагиных (школа №933) создавался с 1911 года. Это своеобразный книжный музей, где накапливаются и хранятся духовные сокровища семьи, информационное пространство, где можно получить нужные сведения, знания, впечатления. В собрании библиотеки принимали участие 4 поколения семьи. Прадедушка собрал ядро библиотеки из 200 книг. Дедушка и мама были страстными библиофилами и увеличили книжный фонд до 600 томов. Теперь продолжается собирательство.

Но на определенном этапе появляется проблема организации семейной библиотеки, которая включает – создание истории семейной библиотеки, описание структуры библиотеки, каталогизацию библиотечного фонда, определение путей совершенствования библиотеки. Под библиотеку отведена отдельная комната. В ней три отделения: художественное, учебно-тематическое и особое, всего – тридцать разделов. Есть такие разделы, как «Биографии», «Мемуары», «Серийные издания», «Периодика». Самым крупным является раздел «Справочные издания». В разделе «Неопубликованные материалы» хранятся статьи, рассказы, сказки членов нашей семьи.

В настоящее время создаются электронный каталог и электронная библиотека. Электронная карточка после запроса пользователя включает: название книги, издательскую информацию, год приобретения, краткое изложение содержания. Имеется локальная домашняя сеть, состоящая из четырех компьютеров, доступная для каждого члена семьи.

Улучшение организации семейной библиотеки видится в установке электронного каталога для поиска не только по фамилии автора, но и по ключевым словам или тематике. Таким образом, в семье создается информационное пространство, в котором есть возможность за короткое время получать, систематизировать и анализировать материалы, формировать разные модели читательской деятельности.

Из положения о новом этапе конкурса

В 2009 году при проведении очередного конкурса больше внимания будет уделено развитию совместного чтения и читательского мастерства, освоению учащимися методов работы с учебной и художественной литературой, формированию определенных способностей, компетенций, общеучебных и жизненных умений и навыков, выполнению профессиональных ролей и проб, повышению библиотечной грамотности. Большое внимание будет уделено тому, как организован процесс проектирования или исследования, как он продумывается, улучшается и делается более интересным на каждом этапе, каким образом осуществляется коллективно-групповая и семейная деятельность, какие осваиваются методы, умения и навыки работы с книгой.

Особое значение будут иметь детальное описание ситуаций и образцов взаимодействия в коллективе класса или семье, взгляды учащихся на развитие своих способностей, рассказы детей о том, что и как происходило в процессе чтения, как росло мастерство читателя, делались открытия, искались ответы на острые детские проблемы, связанные с чтением в ходе образовательного процесса.

При рассмотрении конкурсных работ в первую очередь учитываются:

– наличие образовательного содержания деятельности читающих классов и семей;

– описание практики совместного чтения для удовольствия, коллективно-групповой деятельности и профориентации.

Проект (исследование) может по своему содержанию быть связан с:

– книжным делом, деятельностью книжных магазинов и маршрутами учащихся, книжным обозрением, распространением знаний о книге, новой идеей в области литературы, аудиокнигами, книгами в Интернете;

– библиотечным делом в школе и в семье, библиографической грамотностью, книжными тайнами, коллекционированием книг, библиографическим и краеведческим поиском, судьбами книг, ролью книги в жизни семьи, планированием чтения на всю жизнь или на каждый день;

– описанием и реализацией технологий – обзорного чтения, поискового чтения, чтения-просмотра;

– разработкой и внедрением методов изучающего чтения, планирования, понимания, воображения, преодоления непонимания, усвоения, продумывания, операций деления и выделения главного, задавания вопросов, диалог-чтения, запоминания, конспектирования, углубленного чтения;

– организацией чтения-исследования, характеристикой текста, разработкой методов и приемов чтения-исследования;

– описанием деятельности читательского объединения, клуба;

– организацией совместного чтения в классе или семье;

– разработкой элемента урока, урока, учебной темы по вопросам чтения;

– описанием упражнений, тренингов, курсов, рекомендаций по вопросам повышения читательского мастерства и результатов их применения.

Проект или исследование должны быть новыми оригинальными самостоятельными работами учащихся при консультативной поддержке учителей и родителей, не повторяющими другие разработки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте