Книжный рынок пополняется каждый день, и ориентироваться в нем становится все труднее. Одной из целей создания интернет-ресурса «Чтение.ру» было поделиться опытом, знаниями и находками лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ о современной детской и подростковой литературе.
Выбор книг детьми и взрослыми может отличаться, а может совпадать, и то и другое представляет интерес для учителей, потому что отображает реальную картину, что читают и советуют сами подростки, а что рекомендуют авторитетные взрослые. На сайте Чтение.ру публикуются оба вида списков, их можно найти по тегу «подборки». Подростковые «коллекции» появились в результате международной читательской олимпиады «Книжья нора», которая проводится ежегодно в онлайн-формате (на сайте читательская.рф) с 2016 года. Например, можно посмотреть книги, которые участники хотели бы увидеть на театральной сцене в формате камерного спектакля «Книги для камерного театра», список художественных и научно-популярных произведений, «Съешь меня. Книги, в которых важную роль играют еда и застолья», список любимых книг подростков, список по теме «Свободный человек в условиях несвободы» и др. Данные подборки можно найти на сайте Чтение.ру по хештегу «Книжья нора».
Второй блок подборок на Чтение.ру состоит из рекомендаций взрослых. Одни из них составлены сотрудниками лаборатории МГПУ, другие – участниками сообщества «Детские книги в круге чтения взрослых». Темы для списков появляются благодаря учителям или родителям, которые обращаются с просьбой посоветовать что-то почитать их детям или им самим. Так появился, например, список книг на тему «Про себя» для младших школьников в ответ на запрос педагогов одной из лучших московских школ «Какую книгу для начальной школы можно выбрать для чтения «про себя»?». На запрос посоветовать книги, которые могли бы поддержать ребенка в сложной жизненной ситуации, например при разводе или потере близкого, сотрудниками лаборатории социокультурных образовательных практик был составлен список «Книги, которые помогут в диалоге с собой и близкими», в котором затрагивается 19 тем: аутизм, синдром дефицита внимания и гиперреактивности, развод, взросление, изменение тела, буллинг, религия, права человека и др. Художественные книги не дают рецепта счастья и решения проблемы, но становятся поддерживающим ресурсом. В помощь родителям были сделаны подборки «Книги-выручалочки для родителей дошкольников», «Книжный календарь. 10 книг для родителей», «Книжный календарь. 6 книг для учителей» и др.
Список «Библиотека для детского сада» появился благодаря сотрудничеству лаборатории социокультурных образовательных практик со школой №1450 «Олимп». Так, например, был составлен список научно-популярных изданий об экологии, которые можно использовать в качестве дополнительной литературы на занятиях в детском саду, например в кружке «Экотропа», для чтения детям вслух. По запросу одного руководителя театральной студии для школьников начальных классов был составлен список стихотворных сказок, который был собран усилиями участников сообщества «Детские книги в круге чтения взрослых» в одной из социальных сетей.
Книги в подборках предназначены стать «точкой входа» в тему, источником идей для обсуждения, составления выставки, библиотеки, поиска похожих текстов. Это не обязательные и не исчерпывающие списки, а просветительские, они призваны показать разнообразие и наполненность литературного рынка, учитывая, безусловно, субъективность выбора и оставляя поле для собственных поисков.
На ресурсе Чтение.ру учитель может найти идеи для урока, если обратится к разделу «Гид по книге». На сайте они есть по художественной литературе и нон-фикшен (non-fiction). Каждый гид посвящен одному произведению, где кратко раскрывается содержание, приведены сведения об авторе, переводчике и художнике, собраны отзывы о книге, автором гида сформулировано обоснование, почему он или она считает, что произведение стоит прочитать, приводится в пример несколько цитат из произведения. Самой ценной для учителей будет информация, в которой содержатся предложения возможных способов работы с текстом, а именно: какие вопросы можно обсудить в связи с прочитанным, что сделать после прочтения, что послушать во время чтения книги и после и раздел «Что еще», содержащий список отсылок на другие произведения в тексте, библиографию книг на сходную тематику и др. Это только приблизительная модель гида, которую можно расширять и дополнять своими разделами. Такая форма представления книг может стать одним из вариантов сотрудничества школы и библиотеки. Таким образом библиотеки могут рекомендовать учителям современную детскую литературу и знакомить с новыми произведениями. Благодаря этому учителям будет легче в ней ориентироваться и делать выбор для своих уроков, чтобы проводить параллели и сравнения между классическими и современными текстами, советовать в качестве дополнительной литературы. Гиды на Чтение.ру были составлены учителями, магистрантами и сотрудником лаборатории МГПУ Ксенией Сергеевной Киктевой по следующим произведениям: «Когда я вернусь» Йессика Баб Бунде, «Полынная елка» Ольги Колпаковой, «Шедевр» Элис Броуч, «Погода – это мы» Джонатана Сафрана Фоера и др.
Полезным источником информации и идей о современной детской литературе являются материалы научно-практического семинара «Детские книги в круге чтения взрослых», автором и модератором которого является Екатерина Андреевна Асонова. По тегу «семинар» на сайте Чтение.ру можно найти не только приглашения на ближайшие мероприятия, которые проводятся ежемесячно, но и видеозаписи, стенограммы прошедших встреч. С 2011 года проведено много семинаров на самые разные темы, в которых принимали участие филологи, педагоги, методисты, социологи, психологи, антропологи, библиотекари, издатели и родители абсолютно разных профессий. Семинары не являются готовыми и неоспоримыми данными, на них ставятся проблемные вопросы, которые пытаются решать участники, они делятся своим опытом, наблюдениями, опробованными практиками и их результатами. Это всегда пища для размышлений и дальнейшего изучения темы. Были проведены, например, такие встречи: «Комикс: библиотечная стратегия и читательские практики», «Учебный день по книге», «Современные книги для дошкольников, способные изменить мир взрослых», «Роль современной детской литературы в становлении будущего педагога», «Культовые тексты детской литературы», «Читать об особых: печально, интересно, важно?» и многие другие.
Помимо книжных подборок, гидов по книгам и материалов семинара «Детские книги в круге чтения взрослых» на сайте Чтение.ру можно посмотреть анонсы современных научных изданий про библиотеки, чтение, описания проектов, которые делают учителя, приглашения на курсы и конференции авторов ресурса и другое.
Чтение.ру – один из ресурсов, с помощью которого можно узнать о современной детской литературе на русском языке. Опубликованные материалы могут стать поводом для обсуждения, составления собственных подборок, гидов, проведения семинаров. Главное, что качественная современная литература есть, она развивается, причем и отечественная, и переводная. Как показывают исследования сотрудников лаборатории социокультурных образовательных практик, обращение к детской и подростковой литературе, написанной современными авторами, обладает большим потенциалом и полезно не только для подростков – в такой литературе зачастую говорится простым языком о сложных вещах, – но и для учителей, которым важно настроиться на новое поколение, поддерживать в форме свое умение говорить с ним на одном языке. И если школьная программа закладывает основы чтения художественной литературы, то разговоры о современной литературе, встречи с авторами – это возможность показать бескрайний мир интересного чтения, которое только начинается.
Елена КОТОВА, специалист лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Комментарии