Цель урока: формирование ценностных ориентиров средствами художественной литературы.Задачи урока:- составить характеристику П.И.Чичикова, героя поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», на основе авторской позиции и выработки собственных взглядов на героя;- дать нравственную оценку герою;- учиться видеть художественное своеобразие произведения;- продолжить выработку разнообразных универсальных учебных действий: планирование, прогнозирование, контроль и самооценка, умение работать в коллективе и др.;- использовать межпредметные связи с историей, обществознанием.
Технологии: информационные, критического мышления, метод групповой работы.Оборудование:- электронный ресурс «Образ Чичикова»;- жетоны четырех цветов для деления класса на группы и определения своей роли в группе (на жетонах – роли: ведущий, внимательный, выступающий, знаток, помощник, секретарь в зависимости от количества учеников);- цветные «шалашики» на каждую группу;- рабочие таблицы (одна на группу) (см. приложение 1).Ход урокаI. Разминка (по выбору учителя). II. Вступительное слово учителя:«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, – словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным…»Так начинается поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Уже в самом ее начале мы знакомимся с главным героем поэмы – Павлом Ивановичем Чичиковым, человеком ничем не примечательным. Как такой незначительный человек мог стать центром истории, рассказанной писателем, и почему споры об этом герое не утихают до сих пор? Почему именно о нем русский писатель Н.Г.Чернышевский сказал: «Этот характер самый трудный»?К концу урока мы должны ответить на эти вопросы, выявив авторскую позицию и выработав собственные взгляды на этого неоднозначного героя. По ходу урока вы сможете заполнять лежащие перед вами рабочие таблицы. Записи в них помогут вам сделать вывод в конце урока.III. «Наказ отца». Работа в группах. Каждая группа получает один наказ (по жребию), готовит ответы на вопросы.Учитель: Как вы думаете, кто прежде всего влияет на становление человека? А в детстве? Учителя, конечно, но в первую очередь родители. Именно из семьи человек выносит жизненные ценности и нравственные принципы, именно в семье узнает, что хорошо, а что плохо. Прочитайте наставление и подумайте, какими и кем могут стать в будущем дети, следующие этим заветам своих отцов. Вывод запишите в рабочую таблицу (1-2 предложения) и определите, кто ознакомит с ним весь класс.«Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была».(Молчалин. Угодливый, льстивый, самое главное в жизни – чины, звания, богатство, удачно жениться и получить выгодную должность.)«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду».(Петруша Гринев. Не изменил своей присяге даже в ситуации, опасной для жизни. Порядочный, честный и на войне, и в мирной жизни.)«Всего же больше бедных и больных не забывайте, но как только можете кормите их; подайте сироте и вдове.Чтите старых людей, как отцов, а юных – как братьев.Бойтесь всякой лжи и пьянства, ибо в том душа погибает и тело.Будьте всегда в делах: на войне и на охоте, ночь и день, в зной и в холод, не давая себе покоя.Смерти, дети, не бойтесь – ни в бою, ни от зверя. Леность – мать пороков: берегитесь ее. Да не застанет вас солнце на постели».(Это наказ Владимира Мономаха своим сыновьям, храбрым воинам, защищавшим Русь от врагов. Один из сыновей – Юрий Долгорукий – основатель Москвы.)«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».(Павел Чичиков. Кем и каким он стал – ответ должны получить на нашем уроке.)Ученики выполняют задание и знакомят класс со своими выводами.IV. Распределение ролей и знакомство с правилами работы в группе.Учитель: Умение работать в группе, в коллективе – важное умение, которое высоко ценится не только в школе, но и в любом профессиональном коллективе, а значит, пригодится вам в будущем. Недаром говорят: «Одна голова хорошо, а две головы лучше». Сегодня на уроке мы будем искать коллективный ответ на вопрос: Чичиков – «живая» душа или «мертвая»?Сначала распределим роли. На ваших карточках написаны эти роли: ведущий, внимательный, выступающий, знаток, помощник, секретарь. В ходе работы в группе вы уже примерно смогли увидеть, какая роль может больше подойти каждому из вас: ведущий организует всю работу, следит за временем; внимательный может просто внимательно слушать, что говорят другие, и по желанию помочь любому участнику группы; выступающий знакомит с результатом вашей работы весь класс, знаток хорошо знаком с текстом «Мертвых душ», секретарь делает записи; помощник помогает любому в группе по его просьбе.На карточке с названием роли ученики записывают свою фамилию.V. Чичиков – «живая» душа или «мертвая»? Вписываем в рабочую таблицу свои наблюдения, которые помогут нам ответить на вопрос: Чичиков – «живая» душа или «мертвая»?Работа с эпизодом. Анализ текста поэмы. Каждая группа читает и анализирует один эпизод из поэмы, делает наблюдения, которые помогут определить сущность Чичикова не только своей группе, но и всему классу. Учитель: В графе «Рабочие материалы» можете записать, о чем говорится в эпизоде, какие слова, чувства, поступки Чичикова помогут сделать вывод о том, какой он человек (2-3 предложения).- Детство Чичикова – Служба Чичикова – Чичиков читает списки умерших мужиков – Чичиков и губернаторская дочка Детство Чичикова. Читаем отрывок из главы XI со слов «Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы» до слов « …надул, сильно надул».Начало службы Чичикова. Читаем отрывок из главы XI со слов «Но при всем том трудна была его дорога» до слов «Надул, надул, чертов сын!».Чичиков читает списки умерших мужиков. Читаем отрывок из главы VII со слов «В два часа готово было все» до слов «..полез на твое место».Чичиков и губернаторская дочка. Читаем отрывок из главы VIII со слов «Но все это никак не произвело предполагаемого действия на Чичикова» до слов «…он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром».Дополнительно, если в классе формируется более 4 групп:Чичиков знакомится с чиновниками. Читаем отрывок из главы I со слов «Весь следующий день был посвящен визитам…» до слов «…кто на чашку чаю».Покупка «мертвых» душ. Зачем Чичикову нужны были «мертвые» души? Прочитайте отрывок из статьи Федосюк Ю.А. В чем суть аферы Чичикова? (М. : Дрофа, 2001) (см. приложение 2).Фрагменты могут быть распечатаны на каждого ученика, но лучше, если они заранее отмечены в книгах.1. Читаем свои наблюдения и выводы (выступающий).2. Шкатулка Чичикова (мыльница, чернильница и перо; билеты визитные, похоронные, театральные; деньги). Учитель: Особую роль в поэме Гоголя играют детали. Одна из таких замечательных художественных деталей – описание шкатулки Чичикова. Эта шкатулка упоминается уже на третьей странице произведения, сопровождает Чичикова на протяжении всего повествования. Знаменитый русский писатель Владимир Набоков считал, что шкатулка Чичикова – это его душа: «Гоголь описывает вовсе не внутренность шкатулки, а точную модель округлой чичиковской души».Мы уже многое знаем об этом герое. Попробуем определить, что означает тот или иной предмет в шкатулке Чичикова, что говорит о герое, как характеризует его душу и его занятия, какие ассоциации вызывает, и сравним наши ассоциации с теми, которые назвал Набоков. Ведь каждый предмет в этой шкатулке – метафора. Так, например, в одном из отделений шкатулки Чичикова хранилась бумага. Набоков говорит, что «бумага – главное средство общения у черта». Можно вспомнить, что именно на бумаге скреплял договор с чертом доктор Фауст, известный герой одноименного произведения Гете, продавший свою душу черту. Это намек на то, что и Чичиков продал душу дьяволу. А о чем говорят другие предметы из шкатулки Чичикова?Учитель достает из большой шкатулки мыльницу, чернильницу и перо; билеты визитные, похоронные, театральные; деньги (предметы или изображения); ученики определяют, как этот предмет характеризует Чичикова, его душу; сравниваем с текстом В.В.Набокова:«В самой средине мыльница , потом квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее ; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память . Весь верхний ящик со всеми перегородками вынимался, и под ним находилось пространство, занятое кипами бумаг в лист , потом следовал маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки . Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином , что наверно нельзя сказать, сколько было там денег ».3. Вы наверняка уже пришли к какому-то выводу, можете ответить на вопрос: Чичиков – «живая» душа или «мертвая»? Ответ сформулируйте одним-двумя предложениями. На подготовку – 1-2 минуты. Ответы учеников.4. Вывод учителя (авторское отношение к герою и каким Гоголь предполагал увидеть Чичикова во II и III томах «Мертвых душ»).Учитель: Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Главная цель его жизни – накопительство. При этом он готов на любые подлости, ведь закладывая «мертвые души» в Опекунский совет, он тем самым крадет деньги у вдов и сирот, которым Опекунский совет помогал на средства, вырученные от залоговых операций.Лишь на мгновение просыпается в Чичикове что-то человеческое: когда он знакомится с дочкой губернатора и когда он с сочувствием думает о мертвых крестьянах, представляет их живыми.При этом у него есть биография, история, о которой рассказано в XI главе. Чичикова зовут Павел, это имя апостола, пережившего духовный переворот.По мысли Гоголя, Чичиков должен был переродиться во втором и третьем томах поэмы и стать из грешника праведником, возрождающим души русских людей.5. Итоговое голосование (электронное голосование или голосование при помощи жетонов).Учитель: Мы увидели, что Чичиков – это действительно сложная фигура, подтвердили слова Чернышевского, что «этот характер самый трудный». Мы ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Тот Чичиков, с которым мы познакомились на страницах поэмы – человек без души, человек с «мертвой» душой.Представьте себе, что Чичиков – наш современник. Может быть, в современном мире и не особенно нужны люди с нравственными принципами? Может быть, такой целеустремленный, энергичный человек, как Чичиков, – это человек будущего, он был бы вполне успешным в наше время? На итоговое голосование я выношу следующий вопрос: Чичиков – мошенник, человек, не достойный уважения, или деловой человек, вызывающий уважение своими энергией, предприимчивостью и целеустремленностью? Опустите свой цветной жетон в одну из шкатулок: в черную – мошенник, в коричневую – деловой человек.VI. Самооценка. Поставьте себе оценку за урок, учитывая ту роль, которую вы себе избрали. VII. Домашнее задание на выбор:- сочинить и нарисовать (или описать) дворянский герб Чичикова;- написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Чичиков – мошенник или деловой человек?».Презентация к занятию опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/682 Приложение 2Отрывок из статьи Федосюк Ю.А. «В чем суть аферы Чичикова?» (М. : Дрофа, 2001)«Чичиков занимался скупкой мертвых душ, числящихся по переписи живыми, чтобы мошенническим образом заложить их в Опекунский совет и получить за них крупную сумму как за живых крестьян.В России было два опекунских совета – в Москве и Петербурге. Ведали они опекой над несовершеннолетними сиротами, поддерживали нетрудоспособных инвалидов и престарелых. Хотя оба воспитательных дома именовались императорскими, денег казна им не отпускала. Существовали они за счет благотворительности. Но главным источником дохода воспитательных домов были ссудно-залоговые операции.На праве дворян закладывать в Опекунский совет собственных крестьян, то есть получать ссуду под залог крепостных душ, построена и вся афера Чичикова с покупкой мертвых душ.Время от времени государство предпринимало ревизии – переписи крепостного населения страны. Сведения о крепостных крестьянах записывались в особые листы – ревизские сказки. Впредь до новой ревизии ревизские души числились существующими; повседневный учет крепостного населения организовать было немыслимо. Таким образом, умершие или беглые крестьяне официально считались в наличии.Этим обстоятельством и воспользовался Чичиков, скупая у помещиков мертвые души как живые, с целью заложить их в Опекунский совет и получить кругленькую сумму денег.Подлость Чичикова состояла и в том, что он намеревался заложить фиктивных крестьян не куда-либо, а в Опекунский совет. Ведь именно на содержание сирот шли деньги, вырученные от залоговых операций. Тем самым Чичиков рассчитывал нажиться на горе и слезах обездоленных детей, и без того полуголодных и плохо одетых. Это было понятно каждому современнику Гоголя. Это важно знать и нам, чтобы понять всю безнравственность аферы Чичикова».Марина ВДОВИНА, учитель русского языка и литературы Тунгозерской основной общеобразовательной школы, Республика Карелия
Комментарии