search
main
0

Четыре волшебные буквы – ФГОС

Все говорят: «Мы вводим стандарт!» Нет, это стандарт вводит всех нас – учителей, детей, родителей, методистов, министров -в современную жизнь, в стремительно меняющийся мир.

Четыре волшебные буквы ФГОС сопровождают меня и моих коллег уже третий год. Отворив двери стандартов, мы не знали, что нас ждет, сейчас можно подвести некоторые итоги. Стандарт каждый понимает по-разному. И внедряет его по-разному. И конечно, оценивает его по-разному. Может быть, каждый видит в нем то, что хочет видеть, и не видит того, чего не хочет видеть.

Я часто слышала о синдроме выгорания учителя начальной школы. Из года в год одно и то же. Никакого развития. Так вот для меня стандарт – это лесенка в моем профессиональном развитии и переосмыслении роли учителя в современной начальной школе. Стандарт изменил педагогическую деятельность многих учителей, в том числе и мою. В чем?

Во-первых, приходится все время рефлексировать, ставить цели, осуществлять деятельность и снова рефлексировать. Постоянно проживаешь все то, чем должны овладеть дети. Учебная деятельность стала на сегодняшний день не просто научным термином, а необходимым условием введения стандарта. И собственное осознание и проживание каждого ее этапа помогает выстраивать совместную работу учеников и учителя на принципиально новой основе.

Второе изменение состоит в удивительной возможности всесторонне развиваться и повышать свое мастерство в самых разнообразных областях. Вводя стандарт, я каждый раз осваиваю новые и новые профессии: могу работать на безопасном токарном станке, неплохо делаю брошки из пластики, научилась расписывать батик, легко ориентируюсь в таких программах, как iPhoto, iMovi, GaragBand, знакома не понаслышке с операционной системой Mac Os 10 Снежный леопард, в восторге от работы режиссера-мультипликатора. Согласитесь, неплохо для учителя

начальных классов. Скажу по секрету, что совершенствоваться в этих умениях мне помогают мои ученики, потому что освоение поступившего нового оборудования им дается намного легче, чем нам.

Третье изменение моей педагогической деятельности связано с возможностью работать в пространстве nachalca.seminfo.ru.

Открылись возможности виртуального общения учителей, детей и родителей как между собой, так и с коллегами из других классов и школ, возможность самостоятельного обучения работе на новом оборудовании через курсы поддержки.

Появилась возможность систематизации мультимедийного материала и интернет-ресурсов по темам на пространстве своего класса, которое открыто для каждого учителя. Это так удобно! Можно использовать материал на уроках, дети имеют возможность поработать с ним дома. Хочешь посмотреть, что придумали коллеги, зайди на их пространство и посмотри. А как интересно детям видеть, какие проекты делают их одноклассники из других школ! И все это благодаря форумам, на которые можно выкладывать все, что мы делаем.

А возможность создания интерактивных заданий в среде Moodl и в программе Hot Potatos превратила многочасовую работу в праздник. Кроссворды, викторины, опросы… Дети в восторге. А занимает это несколько минут, и проверять не надо – все за тебя проверит компьютер. Фантастика!

Отдельной благодарности заслуживает интерактивный математический тренажер «МатРешка», выстраивающий индивидуальную траекторию развития математического уровня каждого ученика и сообщающего учителю о его достижениях и трудностях.

Благодаря позиции ученика многие учителя пересмотрели свой взгляд на оценивание и отношение к ошибке. Уверенность, что ошибка одного порождает мысль другого, научит спокойно отстаивать свое мнение и уважительно относиться к мнению одноклассников.

Учитель в изменившейся ситуации все вроде знает, понимает, а найти верное применение не может. И одному здесь не разобраться. Как здорово, что у нас существует сообщество учителей начальных классов СВАО со своим собственным пространством в Интернете, бережно опекаемое нашими методистами. В любой момент можно написать в форум и получить ответ. Нужна консультация – тебе обязательно ее окажут. А еще можно советовать друг другу, что прочитать, принять участие в профессиональных и ученических конкурсах, высказать мнение о большом количестве методических мероприятий, проводимых в округе. Как учить, чему учить, как избежать повторения? Наш методический центр проводит интернет-опросы, выявляя, что тревожит и волнует учителей при освоении стандартов, подбирает школы, в которых данная проблема уже решена, и организует в них мастер-классы. Запись на занятия проходит также в электронном виде. Вы не представляете, как это удобно, открыл пространство, выбрал тему, выбрал школу поближе, записался… Идешь на занятия с радостью, а не плетешься с желанием отметиться и уехать.

Методисты вдохновляют нас проводить мастер-классы, выступать на семинарах. В рамках постоянно действующего окружного педагогического марафона я провела 12 мастер-классов. 4 мастер-класса в один день, один за другим, кажется, ты должен упасть, нет, наоборот, вырастают крылья. Людям нужны крупицы твоего опыта, они с радостью учатся, к тебе возвращается их положительная энергия. Недаром ведь говорят, что всем, что стоит иметь, стоит также и делиться.

Так ради чего мы все это делаем? Для того, чтобы, войдя в класс, провести такой урок, который стал бы уроком радости открытий, мудрых мыслей и осознания собственного «Я» каждым ребенком. Утро. Вхожу в класс. На меня смотрят 28 пар пронзительных глаз. Они хотят все делать сами. Им не нужен образец, они готовы спорить и отстаивать свою точку зрения. А что же теперь могу я? Разжечь их интерес средствами самого предмета. Научить ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть учить самого себя. Учить не бояться ошибок, а искать пути их преодоления. Дарить радость общения друг с другом.

Так что же такое стандарт? Это сияющие глаза малышей, удивленные и благодарные глаза родителей, это стук счастливого сердца учителя: «Я смогла, у меня получилось, нам было хорошо и интересно вместе!» На пути встречаются рифы и скалы, бывает, садимся на мель, наваливается усталость, не хватает знаний, но ведь все в наших руках, в наших сердцах и мечтах.

И пусть горят глаза детей от встречи с гиперболическим параболоидом, пусть захватывает дух от поиска секретов русского языка и завораживают их сияющие улыбки при создании первых мультфильмов на компьютере!

Если дети будут мыслить и радоваться этому, стремиться к познанию, преодолевая себя, и уважать окружающих людей, значит, курс верен!

Вперед, стандарт, семь футов под килем!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте