В заседании Исполкома профсоюза, прошедшем в конце сентября в Ставропольском крае, принял участие генеральный секретарь Интернационала образования Фред ван Люэн. На сегодняшний день Интернационал объединяет почти 32 миллиона работников образования – членов 400 учительских профсоюзов 171 страны мира. Важной частью этого международного сообщества является Общероссийский Профсоюз образования. Фред ван Люэн говорил о тенденциях развития образования в современном обществе, о тех опасностях, которых следует избегать, чтобы образование продолжало оставаться общечеловеческой ценностью и доступной возможностью для каждого.
– Сегодня мы живем в глобальном обществе, и организации, осуществляющие международное сотрудничество, приобретают все большее влияние, – отметил, открывая свое выступление, генеральный секретарь Интернационала образования. – Нет необходимости объяснять, что глобализация экономики, решающая роль образования в успешной конкуренции на международном рынке подняли вопросы образования на самый высокий международный уровень. Конечно, приятно чувствовать интерес к нашей профессии, но если инвестиции в образование объясняются прежде всего желанием подстегнуть экономику и удовлетворить потребности рынка, то нам надо быть осторожнее. Образование – не товар. Общественное образование это одна из основных ценностей демократии и основа процветания.Фред ван Люэн напомнил о знаменитом докладе президента Международной комиссии по проблемам образования в XXI веке Жака Делора «Образование: сокрытое сокровище», опубликованном ЮНЕСКО в 1996 году.- В докладе дается ответ на вопрос: в чем же смысл получения знаний? Его выводы важны и сегодня. Он выделяет четыре столпа, на которых основывается образование на протяжении всей жизни: научиться познавать; научиться делать; научиться быть, научиться жить вместе. Эти четыре столпа являются основой успешной учебы в быстро меняющемся мире. Помимо обучения знаниям и навыкам огромная важность образования состоит в передаче демократических ценностей, на которых базируются наши культуры и общества. Оглядываясь вокруг и видя ненависть, нетерпимость и дискриминацию, я думаю, что два принципа Жака Делора – научиться быть и научиться жить вместе – должны получить дополнительную поддержку.Во многих странах независимо от политических режимов существует угроза введения мер жесткой экономии, сокращения государственных расходов на образование. Мы, представители Интернационала образования, противостоим этой политике на всех уровнях: в международных финансовых организациях, в Организации экономического сотрудничества и развития, на встречах Большой восьмерки и Большой двадцатки. Интернационал образования заявляет – пришло время инвестировать в людей! Мы должны довести до понимания правительств, что инвестиции в образование, инвестиции в человека посредством образования и профессиональной подготовки – путь к будущей справедливой и честной экономике.Интернационал образования выступает за равные возможности. Мы верим в то, что образование является общественным благом и правом каждого человека; в то, что сильные профсоюзы являются гарантом высокого качества образования.Мы постоянно слышим о том, что образование должно быть качественным, нам постоянно говорят об этом представители власти, наши правительства. Но никто из них ни разу не сказал, в чем же состоит качество образования. Что имеется в виду? Это качество преподавания, качественные инструменты образования или благоприятные условия для преподавания и учебы? Все эти факторы важны: если один из них нарушается, мы не получим качественного образования. Плохая окружающая среда, голод даже при наличии замечательных учителей препятствуют получению достойного образования.Ваши коллеги во многих странах ведут борьбу в двух направлениях – политическом и профессиональном. Это касается будущего нашей профессии, права молодежи получать качественное образование, возможностей, которые она получит и на рынке труда, и в повседневной жизни.Профсоюзы должны постоянно подчеркивать важность государственного общественного образования. Образование не может быть отдано на волю рынка и частного бизнеса. В России коммерциализация уже значительно влияет на высшее образование, во многих других странах этот процесс зашел еще дальше – среднее, даже начальное образование постепенно отдаются в частные руки.Приведу один факт, свидетелем которого я был в Республике Гана (Западная Африка) и который меня потряс. Маленькая девочка стояла на перекрестке дорог и продавала воду. Я подошел и спросил: «Почему же ты стоишь здесь, разве ты не ходишь в школу?» «В школу я хожу во вторник, четверг и в субботу, а в понедельник, среду и пятницу продаю воду, чтобы заплатить за свое образование», – ответила девочка. В Гане очень много частных школ, там даже придумали неплохой лозунг – «Пока учишься, плати». И эта тенденция будет распространяться, если мы ее не остановим. Мы должны четко заявить свою позицию: перенос правил игры, которые существуют в корпоративном мире, на сферу образования может погубить общественное образование.Понятно, что государство и общество ждут от образования определенных результатов, и мы признаем, что отчетность должна существовать. Но представителям власти и образования требуются долгие переговоры, чтобы найти общую позицию по этому вопросу. И отправной точкой всех переговоров должно быть общепринятое понимание того, что каждый учитель является экспертом своего дела.Я убежден, что любые профессиональные и квалификационные стандарты должны определяться представителями профессии. Врачи, юристы, архитекторы имеют свои профессиональные стандарты, и это закреплено законодательно. Но создается такое впечатление, что мы, учителя, теряем свою инициативу в этом вопросе. Возникает вопрос: не хотят ли нас, учителей, превратить в какую-то управляемую силу, которая подчиняется исходящим извне указаниям?Мы должны вновь и вновь объяснять, почему государственное общественное образование играет такую важную роль в нашем обществе и почему оно не может быть отдано на откуп частному сектору. Мы должны убедить наших политических лидеров, что приватизация и коммерциализация образования неприемлемы.Мы не должны дожидаться, когда, воспользовавшись недофинансированием системы образования, различные финансовые и коммерческие структуры примутся за управление школами ради получения прибыли и будут диктовать учителю, чему и как учить. Перенос правил корпоративного мира в сферу образования не улучшит его качества. Так же как и внедрение стандартизированного тестирования, оплата по результатам, ранжирование школ и даже преподавателей.Четыре года назад газета «Лос-Анджелес таймс» опубликовала рейтинг учителей, в самом конце списка оказался 26‑летний преподаватель. Его со страниц газеты объявили самым плохим учителем Лос-Анджелеса, потому что его ученики показывали плохие результаты. Но никто не написал о том, что школа, в которой он преподает, находится в самом бедном районе города. Потом оказалось, что и родители, и ученики горой стояли за этого педагога, но когда такой список был опубликован, учитель покончил с собой.В мире конкуренции создается опасность, что директора школ превратятся в менеджеров, а учителя займутся погоней за высокими результатами в тестировании ради хорошей отчетности. Чтобы ответить на вызовы XXI века, учителям требуется непрерывное профессиональное развитие (НПР). Современные технологии должны быть интегрированы в современный процесс обучения, а учителя должны получать НПР за счет государства.Иллюстрируя положение учителей в мире, генеральный секретарь Интернационала образования привел результаты исследования условий труда педагогов, которое было проведено в 123 странах:- 60% учителей считают, что с ними не считаются при осуществлении реформ в образовании;- 68% написали о том, что нагрузка постоянно растет;- 50% заявляют, что заработной платы хватает лишь на самое необходимое;- 20% заявляют, что для обеспечения жизни необходима вторая работа;- 45% хотят сменить профессию.- Если намерения правительств улучшить образование искренни, они должны услышать учителей и их представителей – профсоюзы – на всех уровнях, где определяется образовательная политика. Но во многих странах реальный диалог, касающийся профессиональных проблем учителей, отсутствует, – сделал вывод генеральный секретарь Интернационала образования. – На мой взгляд, депрофессионализация является главным вызовом в сфере образования. Существует семь признаков, которые представляют серьезную опасность для нашей профессии и качественного преподавания. Это приток неквалифицированных учителей, ограничение трудовых прав учителя, растущий разрыв в заработной плате учителя и представителей других отраслей, ограничение автономии учителя, резкий рост стандартизированного тестирования, механическая, формальная оценка учителя, внедрение форм управления бизнеса в образование и управление школьной системой. Все это говорит лишь об одном подходе: образование слишком важная сфера, чтобы его оставлять в руках учителей.Эта система распространяется все в большем количестве стран. Но в России она еще не пустила корни, поэтому то, что я сказал, должно служить серьезным предупреждением. Профсоюзы образования могут добиться позитивных изменений, и эта уверенность должна вести нас вперед. Мы должны повысить свою активность и спасти профессию.У меня была возможность задать зарубежному гостю несколько вопросов.- Фред, в каких странах, на ваш взгляд, образование приближено к эталону, если помнить о принципах, провозглашенных Жаком Делором?- Думаю, это страны Северной Европы. Но, к сожалению, сегодня все больше и больше стран отходят от четырех столпов образования, о которых я говорил. Общие тенденции, существующие в мире, сводятся к тому, что образование должно готовить молодого человека к взрослой жизни в рыночных условиях.Если взглянуть на мир сегодня, думаю, все согласятся: что касается столпа, или критерия, «научиться жить вместе», образование в этом смысле очень проигрывает. Конечно, не только вина образования в том, что мы не можем жить вместе в мире. Но как могли случиться эти ужасные казни, которые совершают представители ИГИЛ? В прошлом году был казнен молодой американец, который находился с гуманитарной миссией в Сирии. Эту казнь, как потом выяснилось, произвел молодой человек, гражданин Франции, то есть он прошел через нашу школьную систему. Так как же произошло, что один человек, который прошел европейскую систему образования, смог убить другого молодого человека, который тоже представлял нашу общую систему образования?- В 2004 году вы написали письмо, адресованное Владимиру Путину, где выражали обеспокоенность по поводу уровня зарплаты и условий труда преподавателей. Если бы вы сегодня писали письмо российскому президенту, о чем бы оно было?- Конечно, по сравнению с 2004 годом в России произошли очень большие изменения, но сейчас из-за экономического кризиса и инфляции многие работники образования теряют покупательную способность, я бы поднял этот вопрос.Еще одну проблему, которая касается не только России, я бы назвал сокращением профессионального пространства работников образования. То, чем занимается учитель, концентрируется на достижениях его учеников. Главная цель – подготовить ученика к рынку труда, это хорошее дело, но это лишь часть задач образования. Образовательные программы не должны быть сфокусированы только на одной задаче. Учителям необходимо предоставить возможность (я называю это пространством) давать широкое, объемное образование. Я бы обратил внимание Президента России на это.И третья проблема, которую я бы затронул, касается социального диалога. Необходим постоянный, непрекращающийся диалог между учительскими организациями и властью. Образование – это такая сфера, которая требует постоянных консультаций между представителями педагогических профессий, профсоюзами, родителями, учащимися и государственной властью. Необходимо, чтобы существовал какой-то конкретный механизм, для того чтобы этот диалог не прерывался.
Комментарии