search
main
0

Четвертая заповедь. Литературная композиция на тему «Звезда под названием «Мама»

Цель: формирование нравственных устоев в семье через особое отношение к женщине как Матери.

Задачи: раскрыть содержание некоторых нравственных аспектов семейного поведения; на основе конкретных примеров жизни известных русских писателей, литературного материала, лучших работ художников-портретистов учить культуре отношений в семье; выразить свое отношение к величайшей роли Матери в жизни общества.Материалы и идеи для проведения мероприятияЗвезды первые. Ранние-ранние.Между звездами мама идет.Ее волосы белые спутаны.Белый бинт на ногах ее сбит.Рядом с нею идут ее спутницыПо высоким ступенькам орбит.Ее туфли широкие стоптаны,Темной ниткой очки скреплены.Всех светил оборотные стороныСквозь очки моей маме видны.Она хлеб от себя отрываетИ, шагая по той крутизне,Море Ясности мне открывает,Дарит море Спокойствия мне…Юрий Левитанский«Мама» – особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни. Мать создает новые жизни и тем самым передает эстафету рода человеческого, выступает связующим звеном между поколениями.Материнство – это жизнетворчество, это миссия, от рождения данная женщине. Мать посвящает себя детям. А дети отвечают ей – должны отвечать! – любовью, вниманием, заботой. Это идеал, истинная «норма», в которой воплощается замысел природы и общества, их гармония.Но в реальной жизни все намного сложнее, порой отношения матерей и детей носят прямо-таки драматический характер. Послушаем, что говорят дети: «…Дома нет никакой свободы. Сами родители хотят распределять мое время, сами хотят определять, с кем мне дружить, как мне отдыхать… Дома с утра до вечера только и слышу: «Надо!», «Надо!», «Надо!». Меня все это раздражает. Всегда с тяжелым усилием иду домой. Мать всегда встречает меня печальными глазами, испуганным, вопрошающим взглядом…»Сын выступает как обвинитель. У него есть на это основание. Ему надоели докучливые нравоучения, мелочная опека, не нравится, что стесняют его свободу. Да и кому может понравиться?! Но, читая строки «…Мать всегда встречает меня с печальными глазами…», чувствуешь, как сжимается сердце, это у нас, а как же сын?В последние годы много и тревожно говорят и пишут о неблагополучии семейных отношений, об одиночестве, разобщенности родителей и детей. Как помочь этим детям не разочароваться в жизни, не угасить веру в родителей? Как достучаться до сердец моих учеников? Как помочь им уверовать в то, что все мы – до седых волос, до конца, что бы с нами ни случилось, – остаемся детьми своих матерей? Эти вопросы тревожат меня как учителя, тревожат как мать.Есть ли средство для решения этой проблемы? Мне думается, что есть. Наша родная литература, так много сказавшая миру о Матери. Никто не выразил роль Матери в жизни общества и отдельной личности поэтически сильнее и задушевнее, чем русские писатели – Некрасов, Толстой, Есенин, Блок… У кого же спрашивать совета, у кого учиться культуре отношений, как не у наших писателей!С этими мыслями я прихожу в школу, где ждут встречи со мной маленькие люди, мои ученики, у каждого из которых свои проблемы, своя радость и своя боль. И только искренность в разговоре с ними помогает найти ключик к их детским сердцам. Я рассказываю, читаю, пою…«Путеводной звездой» назвал свою мать поэт Николай Некрасов: «путевой звездой в самые темные и роковые мгновения судьбы».Огромный поэтический мир Некрасова вбирает в себя множество тем: величие Родины, красота и неповторимость родной природы, проблема народного счастья – все это нашло отражение в произведениях поэта. Но все же образ русской женщины – ведущий образ его поэзии, Мать – главная героиня его произведений.Свою умершую мать поэт просит: «Повидайся со мною, родимая! Появись легкой тенью на миг!»Как горько порой слышать такие откровения матерей: «…У дочери появился молодой человек, у сына – девушка. Все это естественно, и я рада, только не понимаю, почему я перестала существовать для моих детей? Переживаю мучительнейшее одиночество…»Да, безусловно, пора любви не только прекрасное, но и трудное время, особенно в отрочестве и юности. Трудное и для самих любящих, и для тех, кто рядом. Для матери – в первую очередь. Она начинает чувствовать себя вытесняемой из жизни сына или дочери и остро переживает эту несправедливость.Поэтесса Лариса Васильева написала об этом так:Люблю!И все на свете смею.Люблю!И больше нет меня.Ты есть!Скажи, в огонь сумею,Живая выйду из огня.Мир отступает суетливо,Под каблуком земля горит…А мама смотрит сиротливоИ ничего не говорит.Это предельно искреннее, по-видимому, очень личное стихотворение. Между тем заключенные в нем мысль и чувство характеризуют весьма распространенное явление.Широкой известностью также пользуется стихотворение Дмитрия Кедрина «Сердце».Дивчину пытает казак у плетня:«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?Я саблей добуду для крали своейИ светлых цехинов, и звонких рублей».Дивчина в ответ, заплетая косу:«Про то мне ворожка сказала в лесу.Пророчит она: мне полюбится тот,Кто матери сердце мне в дар принесет».Просьба настолько дико нечеловеческая, что казак должен был бы взорваться. Но не взорвался. Он только «замолчал, захмурел». Но решение зрело. И вот:Клинком разрубил он у матери грудьИ с ношей заветной отправился в путь.В пути у него помутилось в глазах,Всходя на крылечко, споткнулся казак.И матери сердце, упав на порог,Спросило его: «Не ушибся, сынок?»Стихотворение говорит о многом: о том, что не все способны к бескорыстию в любви и есть люди, которые не полюбят, не потребовав какой-нибудь жертвы. О том, что ради любви человек совершает не только подвиги, но может пойти и на преступление. О том, что наверняка «споткнется» на дороге жизни тот, кто предал свою мать. Но главное – о безграничном великодушии матери. Всего лишь одним штрихом, точнее, короткой репликой представлен в стихотворении ее образ. Но зато какой: «Не ушибся, сынок?»10 марта 1906 года Лев Толстой сделал такую запись на отдельном листке бумаги: «Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление – желание ласки, любви. Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и умиленно плакать и быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей – ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да, маменька… Да, она высшее мое представление о чистой любви, – но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К ней тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, приласкай меня. Все это безумие, но все это правда».В любви и ласке со стороны матери, конечно, нуждается каждый ребенок. Малышу всего несколько дней от рождения, а он уже ценит тепло материнского прикосновения, ласковые интонации голоса. И важно, став взрослым, вовремя сказать маме спасибо, сказать о своей ответной любви.Какими дорогими кажутся строки из письма моего 18-летнего сына Александра: «…Как мне не хватает тебя… Когда-то я сердился на тебя за то, что пыталась мне что-то навязать, но прошло время, и знаешь, как мне сейчас не хватает твоих советов… Мне приходится все решать самому…»Каждая мать ждет теплых слов, она их заслужила. Особенно дороги они в страшные годы войны.Сколько горя принесла война в наши семьи! Сколько матерей покрыли свои головы черными платками! Сколько слез выплакали их глаза! До конца дней своих матери ждали весточки от своих детей, надеясь, что они живы.А сколько нежности хранят строки, написанные своим самым близким людям руками бойцов в землянках, госпиталях, руками девчат-санитарок. Ольга Бергольц писала:Я берегу себя, родная,Не бойся, очень берегу:Я город наш обороняюСо всеми вместе, как могу.Я берегу себя от плена,Позорнейшего на земле.Мне кровь твоя, чернея в венах,Диктует гибель, но не плен!Не бойся, мама, я не струшу,Не отступлю, не побегу,Взращенную тобою душуНепобежденной сберегу.«Мама»… Это слово не только самое первое, сказанное детьми, но очень часто и самое последнее. В муках, страданиях человек шепчет «мама», и это слово становится равнозначным слову «жизнь». Человек зовет мать и верит, что где бы она ни была, она слышит его, сострадает, спешит на помощь.И.Бунин вспоминает: «В последние дни жизни А.П. Чехов часто вспоминал о матери, Евгении Яковлевне. Оценивая прожитое, он повторял: «Я не грешен против 4-й заповеди…» Всем понятно было, о чем идет речь. 4-я заповедь Евангелия гласит: «Почитай отца и мать». Надо знать Чехова, его скромность, боязнь красивых слов, чтобы понять, что иначе он сказать не мог. К матери он относился с нежностью».Самым главным человеком в моей жизни, безусловно, также была моя мама. Что бы со мной ни происходило, я сразу думала, как мама отнесется к этому, что она скажет… С ней первой делилась своими радостями – они были самыми большими ее радостями. Горести по возможности скрывала, хотя материнские предчувствия ее никогда не обманывали.Странно, но никогда не было чувства ревности оттого, что все вокруг ее тоже называли мамой. Ведь, кроме младшей сестры, в доме постоянно шумели дети: и соседские ребятишки, и те, у кого вообще не было родителей. Около 30 лет жизни посвятила мама работе с детьми (работала в Колыванской коррекционной школе) – ходила с ними в походы, собирала ягоды, повторяла уроки – учила их жизни.Только с годами понимаешь, как велико удовлетворение, как «поет» душа от встречи с детьми от их доверчивых глаз, озорных улыбок, от всего того, что называется детской любовью. И все это благодаря… маме.​Светлана КОЛБ, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9-го класса Соколовской средней школы Колыванского района Новосибирской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте