search
main
0

Черным «по белому». Поисковая оптимизация сайта

Предположим вполне реальную ситуацию: вы создали сайт (личный или школьный), но вам кажется, что его посещаемость оставляет желать лучшего. При этом вы параллельно ведете блог в Интернете, но у вас катастрофически мало читателей. Вам надоело читать под вашими записями в блогах – «нет комментариев», хочется быть чуточку более авторитетным и узнаваемым. Еще бы, каждый мечтает видеть как минимум трехзначные цифры на счетчиках статистики своего сайта, но реальность, увы, безрадостна. А ведь вам нужно продвигать свои разработки, распространять авторские методики. Впрочем, все закономерно: нет ссылок на ваш сайт – значит, нет и посетителей. Стало быть, пора задуматься о сетевой раскрутке вашего сайта!

Если вы активный пользователь Интернета, то наверняка не раз видели рекламные предложения по быстрой раскрутке сайта, причем суммы, фигурирующие в прейскурантах, я уверен, не показались вам маленькими. Тем не менее каждый из вас вполне способен понять, что такое поисковая оптимизация и как она работает, а также самостоятельно овладеть минимальным набором знаний для того, чтобы суметь попробовать стать оптимизатором без каких-либо финансовых затрат.

Раскрутка – это не так сложно, как кажется, но она на первых порах потребует от вас огромного терпения и усидчивости. Вы не боитесь трудностей? Тогда вперед!

Для начала – немного истории…

Оптимизация как явление появилась в середине 90-х годов вместе с возникновением и развитием поисковых систем. В то время поисковики придавали большое значение тексту на странице и прочим внутренним факторам, которыми владельцы сайтов могли легко манипулировать. Это привело к тому, что при запросе многие системы выдавали первыми несколько страниц «мусорных» сайтов, что резко снижало качество работы поисковиков и многие из них привело к упадку. Такие сайты с контентным мусором вместо осмысленного содержания получили название «поискового спама». Главная проблема здесь заключается в том, что подобный спам состоит из миллионов сгенерированных страниц бессмысленного текста, а также бесконечных веток комментариев со ссылками. Поисковый спам в итоге обесценивает Интернет как источник информации и заставляет поисковые системы тратить силы и время на его искоренение, а не на повышение релевантности результатов.

С появлением технологии PageRank гораздо большее внимание стали придавать не тексту, а внешним факторам. Это помогло Google выйти в лидеры поиска в мировом масштабе, затруднив оптимизацию при помощи одного лишь содержания сайта.

Однако технологии не стоят на месте, и в современных результатах поиска можно видеть все больше и больше коммерческих сайтов с искусственно раздутой популярностью, особенно по коммерчески привлекательным запросам. Одиозными примерами таких запросов, по которым даже иногда проводятся соревнования оптимизаторов, являются «italian charms», «пластиковые окна» в Рунете и тому подобное – это результаты работы профессионалов.

Поисковые системы пользуются очень сложными алгоритмами и системами определения релевантности сайтов и составляющих их страниц. Чтобы хоть как-то «поднять» свой сайт в выдаче поисковика, чтобы повысить его популярность, вебмастера занимаются оптимизацией.

Под поисковой оптимизацией (англ. search engine optimization, SEO) понимается оптимизация HTML-кода (язык разметки интернет-страниц), текстового наполнения сайта, его структуры, а также усилия по созданию и развитию благоприятных внешних факторов в бескрайних сетевых просторах с целью поднятия его в выдаче поисковых систем.

Существует много методов оптимизации сайтов. Условно они делятся на честные («белая» оптимизация), не совсем честные («серая») и совсем уж недобросовестные способы, с которыми поисковики активно борются («черная» оптимизация). Некоторые специалисты выделяют еще так называемую «оранжевую» оптимизацию. Она не подходит ни под один из классических методов и заключается в привлечении посетителей с помощью оригинальных, не похожих друг на друга методов. Основной смысл состоит в том, что к сайту прикрепляются некоторые интересные материалы, не имеющие прямого отношения к тематике сайта, и проводится привлечение публики с упором на них. Это очень сложный метод – мы не будем его касаться.

«Белая» оптимизация

Первый и самый главный принцип белой оптимизации – сознательный отказ от применения запрещенных методов раскрутки и использования сторонних систем искусственного наращивания показателей сайта. Подобный подход не лишен смысла, так как сайты, использующие «серые» и «черные» схемы, зачастую очень быстро попадают под санкции поисковых систем, на них накладывается штраф – их очень сильно опускают в выдаче, понижают наращенные индексы цитирования и ранжирования. Нередко параметры не просто понижаются, но и полностью обнуляются – сайт попадает в «бан»* и найти его через поиск будет невозможно.

Профессионалы, использующие «белую» оптимизацию, работают с контентом сайта и его структурой. Их цель – сделать сайт более удобным и полезным для посетителей и доступным для индексации поисковиками. Для этого исправляются все ошибки навигации сайта, оптимизируется HTML-код страниц, накапливается тематический контент, насыщенный ключевыми словами. Данный метод трудоемок, но при этом имеет высокие и стабильные результаты.

Одно из принципиальных отличий «белой» оптимизации от прочих – работа на перспективу. Итог такой оптимизации – «чистый» сайт, прозрачный для поисковых роботов, с качественным наполнением, удобный и полезный для посетителей и читателей.

Основных приемов «белой» оптимизации не так уж и много.

Тщательный подбор мета-тегов (ключевых слов), наиболее соответствующих тематике сайта, и размещение их в шаблоне сайта

Подбор осуществляется с учетом слов и словосочетаний, по которым ваш ресурс должен выдаваться поисковыми системами. Это самый важный пункт! Нужно четко определиться с ключевыми словами и подобрать такой список, чтобы не пришлось тягаться в мощи с крупными интернет-порталами. Поэтому совет: будьте реалистичными в своих возможностях.

Анализ текста, его структуры и подгонка содержания к выбранным ключевым словам

Под подгонкой текста к «ключевикам» имеется в виду грамотное распределение ключевых фраз на страницах, включение их в логическую структуру страниц – в заголовки, в названия рубрик, в выделения текста курсивом или жирным шрифтом.

Здесь очень важно не переборщить. Во-первых, текст может стать неудобочитаемым, а во-вторых, важно помнить, что поисковые боты перевидали на своем веку всякое – расценят страницу как спам и мигом понизят ваш сайт в выдаче. Найти невидимую грань между спамом и рекламой очень сложно, тем более – новичкам.

Добавление сайта в сетевые каталоги

Обязательно следует добавить только что созданный сайт в крупные и не очень поисковые системы на очередь индексации. Чем быстрее поисковики проиндексируют содержимое интернет-ресурса, тем лучше.

Кроме поисковых систем следует добавить сайт во всевозможные каталоги, сервисы социальных закладок и другие популярные Web2.0-ресурсы. Если на сайте есть RSS-ленты, то можно «скормить» поток новостей многочисленной армии RSS-агрегаторов и RSS-каталогов. Принцип простой: чем больше – тем лучше!

Однако интернет-каталогов сайтов существует очень много – сотни, а с учетом всех иностранных сервисов – возможно, и тысячи. Впадать в крайности и выискивать в Сети все существующие сервисы-каталогизаторы не нужно, достаточно выбрать основные. Для удобства можно найти в Интернете готовые списки ссылок на страницы добавления ресурсов и работать уже с ними.

Конечно, подобную услугу можно просто купить. Тем более что найти продавцов несложно, и они сделают за вас всю черную работу за умеренную сумму. Бояться подобных сделок не стоит – оптимизация от этого не посереет. Но, повторяю, можно и нужно попробовать сделать все самому – поверьте, любому начинающему оптимизатору это будет полезно.

Перед тем как соберетесь добавлять всюду ваш интернет-адрес, обязательно определитесь с ключевыми словами, кратким и расширенным описанием вашего ресурса, тематикой – эти данные вам понадобятся. Ориентироваться, как всегда, следует на ключевые слова.

Набирайте ссылочный вес

Чем больше на вас ссылаются, тем выше индекс цитирования и выше позиции в поисковой выдаче. Нужно стремиться получить ссылки с крупных сайтов с высоким показателем PageRank и большим индексом цитируемости – они гораздо весомее, нежели сайты с низкими параметрами.

Рекламируйте сами себя

В этом нет ничего зазорного. Единственное – не стоит быть навязчивым и превращать все усилия в поток спама. Поставьте вместо подписи к вашим сообщениям на любимом форуме ссылку на ваш сайт, упоминайте о своей страничке в профилях на различных сайтах, ставьте ссылки на свой сайт в e-mail сообщениях. Способов много! В конце концов – просто расскажите о сайте друзьям!

Поисковую оптимизацию сайта нельзя недооценивать, но и переоценивать тоже не имеет смысла. Положительный эффект от нее будет тем больше соответствовать ожиданиям, чем более реалистично будут оценены возможности ее самой.

Наиболее распространенные ошибки

1. Перед поисковой оптимизацией поставлены задачи, заведомо технически невыполнимые.

Не стоит пытаться «заставить» сайт, состоящий, например, из десятка простых html-страниц, по результатам запросов поисковых систем по многим ключевым словам и фразам обойти тот, который состоит из сотен отдельных страниц – результат будет нулевой.

2. Стремление занять первые места по очень широкому перечню ключевых слов и ключевых фраз.

Необходимо выбрать узкий сегмент «ключевиков» и оптимизировать сайт именно под них.

3. Ожидание от оптимизации немедленного положительного эффекта.

Положительный эффект здесь проявляется не сразу, а через одну-две индексации сайта конкретной поисковой системой. Период между индексациями сайта может составлять 2-4 недели, поэтому запаситесь терпением.

4. Работа по оптимизации начинается уже тогда, когда сайт еще не закончен и многие его страницы находятся на реконструкции.

Положительного эффекта в этом случае нельзя ожидать, потому что раскрутка сайта – комплексная задача.

5. Перед поисковой оптимизацией сайта ставится задача гарантированно занять первые места по результатам запросов популярных поисковых систем по большому количеству ключевых слов и фраз.

Как бы качественна ни была выполнена оптимизация, технически невозможно дать 100-процентную гарантию, что ваш сайт займет первые позиции. Чем более популярно ключевое слово или фраза, тем больше вероятность того, что обеспечить это условие не удастся.

6. Достигнув первых положительных результатов, поисковая оптимизация сайта прекращается.

Процесс оптимизации никогда не может считаться законченным. Конкуренция в Интернете становится все острее. И чтобы не отстать от соперников, сайт надо постоянно совершенствовать.

7. Владелец сайта полагает, что, изменяя только внешнее оформление сайта, можно выполнить полноценную оптимизацию.

Поисковые системы анализируют прежде всего текст. Именно от текстовой информации сайта, ее объема, состава и качества зависит, какую позицию займет сайт по результатам запросов. Изменение только внешнего оформления сайта, то есть веб-дизайна, на рейтинг сайта оказывает либо незначительное влияние, либо не влияет вовсе.

И последнее. Если вы не желаете разбираться в этих многочисленных деталях и нюансах, а сделать сайт популярным все же хочется, следуйте одному простому правилу: делайте сайт не для роботов, а для людей! И все получится!

Андрей ПОЧУЕВ, инженер ОАО «Уралпромпроект»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте