Интегрированный курс “Физика и астрономия” еще не получил широкого распространения в школах России. Но будущее, безусловно, за ним: ведь этот систематический курс (7-9-е классы) дает в полном объеме не только привычную физику, но и основы “звездной науки”, которая раньше изучалась лишь в старшей школе.
Контрольные работы по курсу созданы впервые. Мы предлагаем их нашим читателям.
Итоговая контрольная работа
Вариант I
1. Масса Останкинской башни телецентра в Москве 32000 т.
а) С какой силой башня давит на фундамент? Изобразите эту силу графически.
б) Определите давление, производимое башней, если она опирается на фундамент десятью “ножками”, площадь опоры каждой 4,7 м2.
в) Определите давление, производимое башней на фундамент, с учетом, что при сильном ветре давление на основание некоторых “ножек” становится больше на 2,7 МПа. Каково назначение фундамента башни?
2. Теплоход имеет объем подводной части при погружении до ватерлинии 6000 м2.
а) Какова величина выталкивающей силы, действующей на теплоход? Плотность морской воды 1,03 █ 103 кг/м3.
б) Какова грузоподъемность теплохода, сила тяжести которого со всеми машинами и оборудованием составляет 20000 кН?
в) Вес любого тела на экваторе примерно на 0,5% меньше, чем в северных широтах. Изменится ли осадка судна, его водоизмещение и грузоподъемность при переходе из Мурманска в экваториальные воды? Плотность морской воды считать одинаковой.
3. Наблюдения и измерения – источники астрономических знаний.
а) В чем особенность астрономических наблюдений?
б) Каково назначение и устройство зеркального телескопа?
в) Какие современные способы изучения небесных тел стали применять в связи с развитием космонавтики?
Вариант II
1. Груженый железнодорожный вагон имеет массу 60 т.
а) С какой силой вагон давит на рельсы? Изобразите эту силу графически.
б) Чему равно давление четырехосного вагона, если площадь соприкосновения одного колеса с рельсом 10 см2?
в) Почему большегрузные вагоны делают четырехосными, а не двухосными? С какой целью железнодорожные рельсы укладывают на шпалах, а подошва рельса делается более широкой, чем головка и шейка?
2. Объем скафандра с космонавтом 120 дм3.
а) Определите величину выталкивающей силы, действующей на скафандр с космонавтом в воздушной среде. Плотность воздуха принять 1,29 кг/м3.
б) Каков вес космонавта в воздушной среде, если его масса 100 кг?
в) Каким станет вес космонавта вместе со скафандром, если космонавт в барокамере, из которой удален воздух, испытывает снаряжение на герметичность? Чему будет равен вес космонавта вместе со скафандром на борту орбитальной станции?
3. Все небесные тела находятся в непрерывном движении.
а) Какие явления подтверждают вращение Земли вокруг своей оси?
б) Приведите доказательство того, что Земля движется вокруг Солнца.
в) Земля находится ближе к Солнцу, когда в северном полушарии зима. Нет ли здесь противоречия?
Контрольная лабораторная работа (проводится в конце учебного года)
Вариант I
Измерение сил динамометром
а) Определите цену деления школьного динамометра и с его помощью измерьте вес бруска и силу трения между бруском и линейкой.
б) Определите погрешности выполненных измерений и запишите результаты с учетом погрешности.
в) Определите жесткость пружины, используемой в школьном динамометре, или коэффициент трения между бруском и линейкой.
Оборудование: трибометр, состоящий из деревянной линейки и деревянного бруска с тремя отверстиями, школьный динамометр, набор грузов по механике, линейка с миллиметровыми делениями.
Вариант II
Определение массы алюминиевого цилиндра
а) Измерьте массу алюминиевого цилиндра с помощью рычажных весов.
б) Оцените погрешность измерений и запишите полученный результат с учетом погрешности.
в) Определите массу алюминиевого цилиндра, пользуясь мензуркой или линейкой с миллиметровыми делениями. Плотность алюминия найдите в таблице. Какой из способов определения массы наиболее точный?
Оборудование: весы, разновесы, мензурка с водой, линейка с миллиметровыми делениями.
Вариант III
Измерение силы давления и давления
а) Определите цену деления школьного динамометра и с его помощью измерьте вес бруска.
б) Оцените погрешность измерений и запишите полученный результат с учетом погрешности.
в) Измерьте давление, производимое бруском, поставленным узкой гранью на столе. Как изменится давление, если брусок поставить на стол другой гранью?
Оборудование: школьный динамометр, деревянный брусок от трибометра, линейка с миллиметровыми делениями.
Вариант IV
Измерение средней скорости движения
а) Измерьте перемещение пузырька воздуха в трубке с водой и время перемещения.
б) Оцените погрешности измерений и запишите полученные результаты с учетом погрешностей.
в) Определите среднюю скорость движения пузырька воздуха в трубке с водой, выразите ее в системе СИ. При каком угле наклона трубки скорость пузырька максимальна?
Владимир ЗАБОТИН, учитель физики
Ковров,
Владимирская область,
Владимир КОМИССАРОВ, доцент кафедры ЕМО АПК и ПРО
Москва
Комментарии