search
main
0

Чем живет сельская школа?..

Сегодняшние гости нашего клуба – директора сельских школ. Закончился учебный год, и появилось время поделиться своими успехами и проблемами, тем более что за год их накопилось немало… Так чем же живет сегодня сельская школа?

Ольга СУРАВОВА, директор Хитровской школы Рассказовского района Тамбовской области:

На 6 процентов больше

В нашем регионе разработана система оценки качества образования, и на уровне муниципалитета также есть своя система. Особое место в оценке качества образования занимает общественное управление. В 2004 году у нас в школе был создан школьный управляющий совет. Разработана нормативно-правовая база, функционирование совета закреплено в школьном уставе, и сейчас мы просто не представляем, как может существовать школа без управляющего совета! В этом году мы стали победителями в федеральном конкурсе в номинации «Школьный управляющий совет» и в региональном конкурсе по развитию государственно-общественного управления.

Совместно с нашим советом мы разработали комплексную целевую программу управления качеством образования в школе. Сейчас, в конце учебного года, мы можем говорить о результатах программы: качественный показатель знаний учеников вырос на шесть процентов.

Нашим управляющим советом разработано положение о промежуточной аттестации, которое стало хорошей защитой для учеников от перегрузок и стрессов.

Много работали над развитием индивидуальных возможностей школьников. Результаты радуют: дети выступали на региональной олимпиаде по биологии, участвовали в детском форуме «Зеленая планета». Среди учеников популярны научно-практические конференции, особенно наша областная «Грани творчества». Десятиклассница нашей школы Ани Казарян заняла первое место со своей работой по литературе.

Еще одна серьезная проблема, над которой пришлось потрудиться, – это региональный комплексный проект модернизации образования. Он предусматривает новую систему оплаты труда. Над ней работали очень серьезно. Прежде всего необходимо было грамотно составить нормативно-правовую базу. Конечно, к новой системе отношение неоднозначное, но, надо признать, она стимулирует творчество учителей.

Работаем мы и над проблемой развития школы, особенно дополнительного образования. Педагоги проходят переподготовку, готовят новые программы. И конечно, пересматриваем в целом образовательные программы нашего учебного заведения, интегрируя предметы. То есть, делаем все для того, чтобы не просто выживать, а развиваться.

Елена СМИРНОВА, директор Кордюковской средней школы Верхотурского района Свердловской области:

А у нас появился свой сайт

Кому-то это может показаться делом простым, но от нас задача разработки и установки сайта потребовала немалых усилий. Школа находится достаточно далеко от областного центра, да и от районного удалена на 70 километров. На специальные курсы ездить неудобно и дорого. Так что выходили из ситуации своими силами.

У нас много компьютеров: 22 на 98 учеников, но нет опытных сотрудников. Информатику преподает начиная со второго класса Татьяна Владимировна Серебрякова, учитель со стажем. Но для создания сайта нужны особые знания. Мы их собирали «с миру по нитке»: путем самообразования, обмена опытом с учителями соседних школ, а также с помощью учеников, которые разбираются в компьютерных программах и мультимедийных технологиях порой лучше педагогов, да и смелее, естественнее чувствуют себя в «виртуальном мире».

В итоге – сайт создан, он действует, мы получили возможность общаться, рассказывать о себе, узнавать о других.

Талига ТУПИКОВА, директор школы села Легостаево Искитимского района Новосибирской области:

Зима да распутица…

Основная проблема сельской школы сегодня в том, что становится меньше детей. Деревни пустеют, потому что у нас совсем нет производства. После окончания школы ребятам тут делать практически нечего. Выбираться куда-то от нас трудно. На что настроить молодежь по окончании школы, как помочь?

Раньше было сложно и до школы добраться. В последние годы стало полегче, потому что появились школьные автобусы, в этом году нам выделили уже второй автобус. Правда, нет гаража, поэтому машины стоят на улице. Но свою функцию они выполняют, собирают детей по утрам, привозят в школу, а вечером развозят по домам. Расстояния у нас большие, зима длинная, так что транспорт – вещь необходимая. Но автобус сам по себе не едет, нужны водители, нужен бензин, значит, нужны деньги на оплату труда водителей, на топливо, на ремонт и поддержку машин в рабочем состоянии.

Мы участвуем в ЕГЭ. Отвозим учеников выпускного класса в поселок Линево, это более 40 километров от нашего села. Кроме детей из села Легостаево, на наших автобусах везем школьников из деревень Новососедово и Старососедово, а они находятся от Линево еще дальше, чем мы. Сначала детей нужно собрать, встаем все не позднее шести утра. К семи привозим всех в школы, а отсюда уже в сопровождении учителей отправляем на экзамен. С ними едут педагоги, которые не ведут у них занятий, так положено по инструкции. Мне кажется, это дополнительный стресс для ребят. Конечно, дети, которые едут в центр издалека, оказываются в менее выгодном положении, чем те, кто живет рядом со школой, где проходит ЕГЭ. Они сильнее устают. После экзамена им еще добираться обратно. Мне кажется, здесь стоит еще многое продумать, решить, как лучше организовать экзамены, чтобы все выпускники были в одинаковом положении. Кроме того, нужно иначе вести всю подготовку к экзаменам. Вот у меня в 11-м классе один час русского языка в неделю и два часа литературы. Что можно сделать за это время? Дать ученикам понятие о том, что такие предметы существуют. Либо не обращать внимания на учебный план и просто весь год тренировать ребят по прошлогодним тестам, либо полностью менять программу, либо подумать над распределением часов, может быть, во втором полугодии 11-го класса. Ни один ребенок не сдаст нормально экзамен в форме теста, если его заранее не тренировать. Да и учителям нужно переучиваться, для многих тестовая система до сих пор нова и непривычна.

Мы перешли на новую систему оплаты труда. Честно говоря, разницы в оплате не ощутили. Никаких заметных прибавок нет. В прессе, в том числе в «УГ», мы читаем мнения директоров, учителей. Если положить базовую зарплату 15-20 тысяч рублей в месяц, тогда и о поощрительном фонде можно говорить. А если она составляет 3 тысячи в месяц, да поощрительный фонд целиком зависит от количества учеников в школе, никаких перемен не будет. Цены-то растут постоянно. Я вот получила зарплату, дала мужу тысячу рублей, попросила купить на рынке продукты. Он вернулся с пустыми руками, говорит, цены на все такие, что он не смог выбрать, так мало оказалось денег. Получается, и при НСОТ мы ничего себе не можем позволить. Какой там отдых или выезд, если на еду не хватает.

Думаю, нужно менять всю систему. Сегодня пытаются укрупнить сельские школы, но, во-первых, тогда на селе исчезнут центры культуры и общения, какими сегодня являются школы. Во-вторых, сложнее будет удержать на месте или привлечь в село молодые семьи. Конечно, программа «Школьный автобус» очень помогает. Но у нас же бездорожье, как этот автобус будет пробираться по проселочным дорогам, особенно если учесть, что фактически весь учебный год у нас зима, а в сентябре и мае – распутица.

Хочется быть оптимистом, надеяться на то, что постепенно наши проблемы решатся.

Елена МЕЛЬНИК, директор Панковской школы Новгородского района Новгородской области:

Создаем имидж

На протяжении нескольких последних лет идет снижение числа учеников. Поселок Панковка расположен близко к Великому Новгороду, и 300 наших потенциальных учеников ездят на учебу в областной центр. А это означает для школы не только потерю численности контингента: ведь эти дети относятся к числу хорошо успевающих.

Родители мотивируют свое желание обучать детей в городских школах тем, что хотят дать им самое лучшее образование. Поэтому администрация нашей школы поставила себе задачу – выработать систему мер, которые бы способствовали созданию положительного имиджа школы в поселке.

По многим параметрам она теперь не уступает городским. В 2007 году была аттестована на высшую категорию. 80 процентов учителей имеют высшую категорию. В большинстве кабинетов сделан евроремонт благодаря помощи предприятий, которые расположены на территории поселка. Есть два компьютерных класса, интерактивная доска. О качестве обучения можно судить по тому факту, что в прошлогоднем рейтинге общеобразовательных учреждений области наша школа вошла в «тридцатку» лучших среди 288 школ области.

Проводим еженедельные занятия для будущих первоклассников и их родителей, дни открытых дверей, презентации программ обучения, ярмарки школьных достижений.

В результате мы добились того, что в 2008 году в первый класс к нам придут 53 из 60 первоклассников, проживающих в микрорайоне. Четвертый класс в полном составе переходит в пятый, а 80 процентов учеников девятых классов должны прийти в десятый.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте