В охране рубежей России происходят качественные изменения, призванные надежно обеспечить нашу национальную безопасность в пограничной сфере. Об этом руководитель Пограничной службы ФСБ России рассказал в интервью журналистам газеты «Граница России». Публикуя его с некоторыми сокращениями, предоставляем читателям возможность, что называется, из первых уст узнать, чем живет граница.
– Владимир Егорович, чем обусловлено рассмотрение пограничных вопросов на заседаниях Совета Безопасности 30 сентября прошлого года и Коллегии ФСБ РФ с участием Президента России В.В. Путина 15 января с.г.?
– Как показывает анализ, сложившаяся система защиты интересов страны на государственной границе не позволяет достаточно эффективно и адекватно реагировать на новые угрозы и вызовы пограничной безопасности государства. Медленный процесс придания ей современного облика не отвечает в полной мере геополитическому положению нашей страны, изменениям в политической, экономической, социальной и других сферах жизни общества, а также в международных, внешнеэкономических и других видах деятельности государства.
Комплекс проблем в пограничной сфере потребовал безотлагательных мер для их решения. Президент России поставил Правительству РФ задачу обустройства российских рубежей, придания им облика, соответствующего реалиям времени. Он потребовал ускорения работы над федеральной целевой программой по обустройству границы, подчеркнул роль и значение человеческого фактора, необходимость развивать пограничную инфраструктуру с учетом социальных потребностей людей, и тех, кто защищает наши рубежи, и тех, кто живет на границе.
– Не могли бы вы более подробно рассказать об оценках Советом Безопасности обстановки на границе?
– Наибольшую опасность представляет, во-первых, террористическая деятельность. В последние годы особенную активность террористические организации и группы проявляют на границе и приграничной территории. Прежде всего на Северном Кавказе, где при финансовой поддержке зарубежных радикальных исламских группировок и организаций продолжают действовать международные террористические организации, которые не отказались от своих идей отторжения от России Северного Кавказа и создания на его территории так называемого исламского государства от Черного до Каспийского моря. Примером тому могут быть декабрьские события в Дагестане, связанные с попыткой группы боевиков перейти через границу в Грузию. Попытки проникновения членов террористических организаций мы отмечаем практически на всех участках границы.
Во-вторых, и это надо выделить особо, на российское общество буквально обрушился поток наркотиков. Ввиду того, что ряд стран Центральной Азии является ведущими производителями и поставщиками наркотиков в мире, большая часть наркотических средств опийной группы идет через южные рубежи. В 1999 – 2003 гг. на таджикско-афганской границе пограничные органы и войска задержали около 17,9 тонны наркотиков, из которых около половины – героин. На российско-казахстанском участке границы за 5 лет задержано около 2,5 тонны наркотиков, в том числе более 790 кг героина. Значительная часть доходов от незаконного оборота наркотиков используется для финансирования террористической деятельности.
В-третьих, негативное влияние на экономику страны оказывает деятельность преступных группировок, занятых незаконным перемещением через границу товаров и грузов.
Контрабандная деятельность приобрела характер организованной преступности. За 5 лет пограничники во взаимодействии с таможенными органами изъяли контрабанды на общую сумму более 827 млн. рублей и около 6,8 млн. долларов США. Наибольшая интенсивность контрабандных потоков отмечается на российско-казахстанском и российско-украинском участках, где задержано около 70% общего объема контрабанды, изъятой на российской границе.
В-четвертых, по-прежнему серьезную угрозу представляют незаконная миграция иностранных граждан в Россию и использование ее территории для транзитного выезда в третьи страны. Незаконная иммиграция несет в страну самый широкий спектр угроз. Таких, как нанесение ущерба экономике России путем уклонения от уплаты налогов, участие в преступной деятельности, в том числе связанной с распространением наркотиков и терроризмом, создание в ряде регионов напряженной демографической обстановки. Наиболее сложная обстановка с незаконной миграцией сложилась на границе с Казахстаном, Украиной и на Дальнем Востоке.
В-пятых, сохраняется угроза территориальной целостности России в связи с незавершенностью разграничения и международно-правового оформления границы.
В-шестых, обострение экономических угроз национальным интересам России в морских пограничных пространствах, площадь которых – более 40% всей площади континентальной территории России.
В-седьмых, отдельные участки границы, особенно на центрально-азиатском, забайкальском и дальневосточном направлениях, становятся опасными с точки зрения завоза на российскую территорию инфекционных болезней, карантинных вредителей, возбудителей болезней растений, сорняков.
– Как вы оцениваете состояние Погранслужбы?
– Нарастание угроз пограничной безопасности происходит на фоне критического состояния обустроенности границы России. Более 8 тыс. км, то есть почти 50% сухопутного участка границы, фактически не обустроено. На многих направлениях приходит в упадок пограничная инфраструктура. Почти треть погранзастав размещена в зданиях из сборно-щитовых конструкций, которые выслужили предельные сроки эксплуатации. Значительное количество дорог, мостов, стационарных постов технического наблюдения, причальных сооружений не соответствует предъявляемым требованиям. Наиболее остро этот вопрос стоит на Северном Кавказе, казахстанском и украинском направлениях.
В неудовлетворительном состоянии находятся вооружение, военная и специальная техника, основная часть которой поставлена в погранвойска 10 – 20 лет назад. Более половины технических средств выработали сроки эксплуатации, требуют списания или капитального ремонта. Укомплектованность пограничных органов и войск современными образцами вооружения, военной и специальной техники составляет не более 10 – 15%.
– Какие меры определил Совет Безопасности для изменения ситуации?
– В решении Совета Безопасности отмечено, что характер развития ситуации в пограничной сфере свидетельствует о нарастании устойчивых тенденций, оказывающих негативное влияние на общественно-политическую обстановку в стране, ход социально-экономических преобразований, развитие и укрепление международных связей России. Система охраны и защиты границы не позволяет эффективно обеспечивать национальную безопасность, адекватно реагировать на новые угрозы и вызовы. Формы и способы действий пограничных группировок, их состав и структура не в полной мере соответствуют изменениям, происходящим в пограничной сфере.
Основные подходы к решению накопившихся проблем нашли отражение в решении Совета Безопасности. Конкретизация этих подходов содержится в решении Коллегии ФСБ России от 15 января с.г.
Первостепенной задачей, на мой взгляд, является реализация единой государственной пограничной политики, направленной на создание современного облика границы, соответствующего изменениям, произошедшим в России и на международной арене, а также в практике формирования границ, открытых для международного сотрудничества, развития приграничных связей и одновременно закрытых для трансграничной противоправной деятельности. Важно организовать взаимодействие всех участников обеспечения национальной безопасности России в пограничной сфере. Для этого учреждена Государственная пограничная комиссия во главе с Председателем Правительства РФ. Долговременная государственная пограничная политика должна учитывать новые тенденции в социально-экономическом, политическом, национально-этническом развитии России, стран Содружества, сопредельных государств, мировой политики в целом.
С целью формирования правовой основы государственной пограничной политики и упорядочения деятельности федеральных органов исполнительной власти на границе целесообразно провести системную инвентаризацию всего законодательства, относящегося к пограничной сфере.
Важнейшим приоритетом в обеспечении национальной безопасности России в пограничной сфере является обустройство границ. Как подчеркнул в своем выступлении на заседании Коллегии ФСБ России Президент РФ В.В. Путин, обустроить госграницу стоит дорого, но деньги страна нашла. Президент рассчитывает, что эти деньги будут потрачены рационально и на пользу стране.
– Какие изменения происходят в Погранслужбе?
– С целью организации тесного взаимодействия с региональными властями ФСБ России приступила к оптимизации системы управления региональными пограничными органами. В частности, выяснилось, что управление деятельностью Погранслужбы на Северном Кавказе оказалось оторванным от административного управления Южного федерального округа. Границы ответственности Северо-Кавказского регионального пограничного управления приведены в соответствие с границами федерального округа. Уточняется система управления Погранслужбой в других федеральных округах.
Организована разработка основных положений концепции, предусматривающей формирование современной системы защиты и охраны государственной границы, а также новые подходы к организации деятельности Погранслужбы. В деятельности пограничников на первый план выходят не военные задачи, а противодействие трансграничной преступности. Соответственно будет меняться и облик Погранслужбы.
«Основами государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года» предусматриваются сокращение войсковой составляющей и развитие Пограничной службы в системе обеспечения безопасности государства. Построение охраны границы должно быть адекватным существующим угрозам.
По мере реализации планов перехода на профессиональную основу комплектования мы полностью перейдем от пограничных войск к системе пограничных органов. Это будет сопровождаться переходом от войсковых к другим, более эффективным способам действий. Однако на угрожаемых направлениях, прежде всего на Северном Кавказе, войсковая составляющая будет оставаться до тех пор, пока будут сохраняться военные угрозы.
Дифференцированное построение охраны границы, применение новых форм и способов действий в зависимости от угроз и обстановки на конкретных участках, наращивание в деятельности пограничных органов и войск разведывательной и контрразведывательной функций по мере перехода преимущественно к невойсковым способам действий составят содержательную сторону строительства и развития Погранслужбы.
– Расскажите, пожалуйста, о роли в преобразованиях человеческого фактора, кадров.
– Ежедневно на охрану границы заступают 11 тысяч пограничников. Люди, сотрудники Погранслужбы, были и остаются главной силой, обеспечивающей охрану российской границы.
Идет работа по реорганизации системы профессионального образования сотрудников Погранслужбы. Нужна его интеграция, как в общероссийское образовательное пространство, так и в систему образовательных учреждений ФСБ России, конечно, при сохранении собственной специфики. Остро встают задачи улучшения оперативной подготовки кадров, усиления внимания к знанию иностранных языков и расширению образовательных услуг, использования в этих целях престижных вузов страны.
Система образования должна быть скоординирована на развитие творческих способностей сотрудников, формирование у них профессионально важных качеств, широкого кругозора, инновационного подхода к технологизации Погранслужбы, устранение рутинных, неэффективных условий труда, управленческих структур. Словом, на выработку качеств сотрудника, обеспечивающих профессионально-должностной рост и профессиональную мобильность кадров.
Необходимо повсеместно возродить традиционную для пограничников атмосферу отеческой заботы офицеров о подчиненных, утверждать высочайшую ответственность за их здоровье и жизни.
Комментарии