Агрессия как факт
Как выяснилось, более половины школьников (57%) сталкивались с проявлениями агрессии, прежде всего между ровесниками (37%), со стороны учеников против учителей (22%) и со стороны учителей против учеников (20%). При этом, однако, две трети опрошенных (66%) убеждены, что в их школе царит дружелюбная атмосфера. Из чего, наверное, можно сделать вывод: если факты агрессии и имеют место быть, они отнюдь не мешают относиться к школе и людям в целом хорошо.

Причины агрессии
Топ-5 самых веских причин, по которым сверстники проявляют друг к другу агрессию, довольно предсказуем: внешний вид, одежда, прическа (35%), физические данные (30%), национальность (23%), пол и возраст (21%), оценки (17%). Интересно, что агрессия без причины отмечена лишь в 6% случаев, однако с возрастом это явление становится все более и более массовым. Зато сексуальная ориентация занимает последнее место (5%). На сегодняшний день чисто психологическая агрессия преобладает над физической (32% против 27%), а каждый пятый опрошенный (21%) отметил такие явления, как троллинг и буллинг в Интернете.

Что делать и что делают
Более половины школьников (56%) посоветовали бы своим сверстникам в случае агрессии в свой адрес рассказать обо всем родителям. Четверть (25%) заявили, что надо просто никак не реагировать на это, примерно столько же (24%) сказали, что надо попросить помощи у друзей. В помощь учителей верит лишь каждый пятый (20%), а в помощь психолога – только 1%. Зато такой простой вариант ответа, как «дать сдачи», выбрали 17%. Много это или мало, судите сами. Только вот в ситуации, когда кто-то проявляет агрессию к другим, 48% школьников стараются разнять дерущихся, 11% снимают происходящее на телефон, 18% смотрят, обсуждают, но не вмешиваются, а 14% просто не обращают внимания.

Секс и брак
Три четверти опрошенных (75%) убеждены, что секс до брака – это совершенно нормальное явление. Сам же по себе брак нужен для продолжения рода (28%), поддержки и уюта (28%), морального удовлетворения (26%), в силу традиций (25%), для удобства (24%) и повышения статуса в обществе (17%). Такой простой вариант ответа, как «по любви», отметили лишь 5% респондентов. И это, к сожалению, даже меньше, чем «по принуждению одной из сторон» (6%).

Возраст начала сексуальной жизни
Ответы на этот деликатный вопрос распределились следующим образом: менее 16 лет – 3%, 16‑17 лет – 48%, 18 лет и старше – 37%, затруднились ответить 12%. Девочки оказались предсказуемо более целомудренными. Так, лишь 1% из них готовы расстаться с невинностью до 16 лет, против 6% у мальчиков. Что интересно, 66% школьников честно заявили, что кто-то из их сверстников уже живет половой жизнью. Но лишь 3% опрошенных признались, что имеют постоянные интимные отношения с другом или подругой.

Отношение к ЛГБТ
63% школьников знают, кто такие лесбиянки, геи, бисексуалы, трансвеститы, доброжелательно относятся к ним 13% школьников, спокойно и без особых эмоций – 68%. Откровенно раздражают они 17% опрошенных, и только 2% затруднились выразить какое-то отношение к ним. Причем оказалось, что треть школьников (33%) имеют знакомых в среде ЛГБТ. А вот что касается борьбы за права представителей этого сообщества, 27% подростков заявили: да, им надо предоставить больше прав и возможностей! 44% посчитали, что ситуацию нужно оставить как есть, а 18% выступают за урезание прав сексуальных меньшинств. Опять же девочки здесь проявили себя как более миролюбивые граждане (лишь 10% из них настроены враждебно к ЛГБТ против 26% у мальчиков).

Отношение к политике
Как это ни странно, однако 67% участников опроса сказали, что вообще не интересуются российской политикой. Тем не менее рейтинг наиболее известных политиков, по мнению ребят, составили Владимир Путин (15%), Владимир Жириновский (7,3%), Дмитрий Медведев (2,8%), Алексей Навальный (1,9%), Сергей Лавров (0,8%), Владимир Соловьев (0,7)%, Илья Яшин (0,5%) и Павел Грудинин (0,4%). Но вот на простой вопрос, кто из политиков вызывает у них симпатию и уважение, более половины школьников (56%) затруднились ответить.

Ситуация в стране
28% опрошенных охарактеризовали ее как «развитие», 35% –  «стабильность», 26% – «упадок», а 11% затруднились выразить свое отношение. Но если бы им всем была дарована возможность что-то изменить в этой жизни, 17% начали бы с повышения уровня жизни населения, 10% занялись бы преобразованиями в системе образования, 9% стали бы решать проблемы экологии, 8% постарались бы повлиять на работу правительства, а 6% стали бы ремонтировать дороги. Как ни странно, лишь 2% ребят вспомнили о необходимости улучшить медицину, столько же – экономику, благоустройство городов и трудоустройство граждан.

Уровень достатка
Для более половины (59%) школьников личный доход в 20‑50 тысяч рублей представляется средним. При этом к богатым семьям себя причислили лишь 3% опрошенных, к бедным – всего 1%, к семьям с достатком выше среднего – 26%, ниже среднего – 8%.

Митинги и акции протеста
Об этих формах проявления гражданской активности слышали 70% школьников в возрасте 14‑18 лет. Из них 65% убеждены, что таким образом граждане борются с несправедливыми действиями властей, 12% – что люди просто выражают свое мнение, 11% – что они делают это за деньги, 7% – от скуки, а 5% – просто ищут острых ощущений. Зато на вопрос, будут ли они сами участвовать в митингах и акциях, большая часть ответила отрицательно (52% категорически отказались идти даже на согласованный митинг, 75% – на несогласованный), примерно треть (34%) ответила уклончиво, а 11% сказали, что все равно пойдут.

Внешняя политика
Любопытно, что она вызывает у детей больше интереса, чем внутренняя. Как оказалось, 58% школьников следят за взаимоотношениями России и других государств. По их мнению, хорошо относятся к нам такие страны, как Китай, Беларусь, Казахстан и Япония. Плохо – США, Украина, Германия и Великобритания.

Патриотизм
Несмотря на то что 62% респондентов заявили о своих патриотических настроениях, 34% подчеркнули, что, если бы была возможность выбора, они бы предпочли жить в другой стране, а 7% затруднились ответить. Из 59% тех, кто твердо решил остаться в России, 13% гордятся ее природой, 12% – людьми, 11% – большой территорией, 7% – экономикой, 6% – культурой, 5% – армией, а вот системой образования гордятся лишь 5% ребят.

Образование
По мнению 59% школьников, оно в России ничуть не хуже, а то и лучше, чем в других странах. Однако за реформу образования высказались более половины опрошенных (51%). Они считают, что нам необходимо изменить экзаменационную систему (11%), учебные программы (8%), систему подачи знаний (8%), улучшить финансирование и оснащение школ (8%), изменить отношение учителей к ученикам (6%) и повысить квалификацию преподавателей (5%).

Жизненные приоритеты
Но чего же хотело бы добиться в жизни то самое поколение, на которое мы возлагаем большие надежды? 55% ребят на первое место поставили карьерный рост, 32% – высокий стабильный доход, для 29% главное – это семья, 20% хотят получить хорошее образование, 9% считают самым важным здоровье, для 8% наиболее болезненной является проблема собственного жилья, а 6% просто хотят получать удовольствие от жизни. И только 5% наших школьников заявили о том, что для них важно помогать другим – семье и близким.
Судя по всему, традиции коммунистического воспитания, которые во времена СССР описывались формулой «есть традиция добрая в комсомольской семье: раньше думай о Родине, а потом о себе», равно как и традиции христианского альтруизма, постепенно уходят в небытие…

И что теперь?..
– Лично для меня здесь нет ничего нового, – прокомментировал результаты исследования директор школы №45 имени Л.И.Мильграма Михаил Шнейдер. – Но я хочу подчеркнуть, что ситуация в городах, особенно в мегаполисах, очень сильно отличается от того, что происходит в провинции, в маленьких сельских школах. И там мнения детей могут очень сильно отличаться от того, что мы здесь увидели и услышали. Это надо постоянно иметь в виду, работая с самыми разными социологическими опросами.
– Это исследование лишний раз доказывает, что так называемая патриархальность нашего общества во многом навязывается людям сверху, – убежден специалист по семейным и детско-родительским отношениям Александр Колмановский. – Ведь дети тут демонстрируют в большей степени нормальное и толерантное отношение к другим, в том числе представителям ЛГБТ-сообщества, что не может не радовать, ибо агрессия – это всегда плохо.
– Опрос еще раз доказал, насколько сильно мы отличаемся от западных стран, – подчеркнула доцент кафедры общей социологии НИУ ВШЭ Мария Козлова. – У наших ребят очень выражена ориентация на поступление в вуз, в то время как в США и Евросоюзе это далеко не так важно, главное – самореализация. Там уже давно поняли, что диплом о высшем образовании не гарантирует ни трудоустройства, ни успеха в жизни. Нашим детям это еще предстоит осмыслить.