Цель урока: обобщить и закрепить знания по теме «Центральная Россия».
Задачи:- образовательная – определить уровень усвоения основных особенностей экономических районов Центральной России;- развивающая – способствовать формированию общеучебных навыков работы с картами, схемами, выявлять причинно-следственные связи. Развивать пространственное воображение и творческие способности учащихся посредством использования наглядных средств обучения, коммуникативные навыки работы в группе;- воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, формировать личностное отношение к освоенным знаниям.Оборудование урока: физическая карта России, настенная контурная карта России, картины, карточки с заданиями, контурные карты Центральной России, презентация, медиапроектор, ноутбук.Ход урокаI. Организационный моментКласс делится на 3 группы (в каждой в среднем 6-7 человек). Это будет случайный выбор (при входе в помещение каждый ученик получает жетон определенного цвета и садится за стол с карточкой того же цвета). Каждая группа представляет определенный экономический район Центральной России (район выбирается с помощью жребия). На доске – игровое табло, где будут фиксироваться все полученные командами баллы.II. Актуализация опорных знаний и умений учащихсяУчитель: Добрый день! Сегодня мы с вами повторим первую большую тему в курсе «Регионы России» – это тема «Центральная Россия». Вспомните, пожалуйста, ФГП этой части России и особенности ее ЭГП. Из каких социально-экономических районов состоит Центральная Россия? Правильно – Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский районы.III. Мотивация учебной и познавательной деятельностиУчитель: Наш урок повторения и закрепления полученных знаний пройдет в виде игры-соревнования. Сегодня будет 5 заданий, за выполнение которых вы будете получать определенное количество баллов. По итогам игры будет определен победитель нашего соревнования – та команда, которая получит наибольшее количество баллов. Удачи!IV. Проведение игрыУчитель: Итак, начнем. Задание №1 «Знаешь ли ты?»Написать состав трех экономических районов (см. приложение 1). Состав должен быть написан полностью и правильно: только в таком случае команда получит балл. Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение этого задания, – 3. Время выполнения – 3-5 мин.Задание №2 «Карта»Вспомнить, какими природными ресурсами богат каждый из экономических районов Центральной России (выбор района жребием). Условными знаками обозначить их на контурной карте. Максимальное количество баллов за это задание – 3. Время выполнения – 3-5 мин. После выполнения задания учитель прикрепляет к настенной контурной карте значки природных ресурсов, показывая правильность выполнения задания (см. приложение 2).Задание №3 «Узнай экономический район»Предлагается перечень слов. Задача – отобрать из предлагаемого списка только те, которые имеют непосредственное отношение к одному из трех экономических районов. Подсказка – для каждого района таких понятий будет 10. Время выполнения задания – 5-7 мин. За каждое правильно найденное слово – 0,5 балла. (Правильные ответы в приложении 3.)Задание №4 «Пятый лишний»Предлагается перечень городов, объединенных по какому-то одному признаку (отрасль промышленности, отрасль специализации города), кроме одного города, который и является «пятым лишним» (см. приложение 4). Задача – определить его и объяснить свой выбор. За правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5, время работы – 5-7 мин.Задание №5 «Города Центральной России»Предлагается тест на соответствие: необходимо сопоставить название города Центральной России и то, чем он славится (см. приложение 5). Время работы – 5-7 мин. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 12.V. Итог урокаПосле выполнения всех заданий учащиеся подсчитывают общую сумму баллов за всю игру (максимальное количество балов за всю игру – 28) и получают оценки:28-26 баллов – «5»,25-22 балла – «4»,21-14 баллов – «3».Определяется победитель, команда награждается призами. Учитель: Вот и подошел к концу наш урок-соревнование «Центральная Россия». Сегодня мы с вами повторили основные характеристики Центральной России: состав экономических районов; особенности их ФГП и ЭГП; обеспеченность природными ресурсами; специализацию городов Центральной России и даже определили визитную карточку каждого района. Мы еще раз убедились с вами, что Центральная Россия – это крупный межрайонный комплекс, столичный регион, индустриальное и научное ядро нашей страны. VI. РефлексияПоставьте по пятибалльной шкале оценку работы каждого члена группы и в целом оцените урок. Литература1. Алексеев А.И. «География России. Географические районы. 9 класс». Москва, изд-во «Дрофа», 2007 г.2. Горбатова О.Н. «География 6-11 классы: технология решения творческих задач». Волгоград, изд-во «Учитель», 2010 г.3. Даринский А.В., Чернихова Е.Я., Файбусович Э.Л. и др. «География России. 8-9 классы». Санкт- Петербург, изд-во «Иван Федоров», 2002 г.4. Жижина Е.А. «Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс». Москва, изд-во «ВАКО», 2005 г.5. Маерова Н.Ю. «Уроки географии. 8-9 классы». Москва, изд-во «Дрофа», 2006 г.Наталья КУЛАКОВА, учитель географии средней школы №89 Санкт-Петербурга
Комментарии