Детский сад №2196 участвовал в Московском городском конкурсе «Детский сад для всех и каждого», стал победителем в номинации «Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья» и лауреатом гранта мэра Москвы в сфере образования-2012.
Это не первая победа нашего детского сада в конкурсах, до этого было 1-е место в Московском городском конкурсе «Детский сад года» в номинации «Детский сад компенсирующего вида» в 2007 году, 2-е место в Московском городском конкурсе «Детский сад будущего» в номинации «Равные шансы для всех. Инклюзивное и интегративное образование» в 2008 году, 2-е место во Всероссийском конкурсе «Детские сады – детям» в номинации «Лучший детский сад компенсирующего вида» в 2011 году. По итогам конкурса с 1 сентября 2012 года на базе нашего учреждения начала работу стажировочная площадка «Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья», научно-методическое руководство работой стажировочной площадки осуществляет директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека», старший преподаватель кафедры клинической психологии раннего детства МГППУ Валерий Ярыгин.Многие наши воспитанники имеют сочетанные нарушения в развитии и здоровье, что требует работы с ними не только по основному, но и по сопутствующим ему нарушениям. Мы считаем, что таким детям необходима своевременная помощь специалистов, верящих в возможность оказать помощь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Причем чем раньше мы начинаем оказывать помощь таким семьям, тем большего результата мы достигаем. Наш коллектив накопил большой опыт работы по сопровождению и социализации особых детей.Введение новой системы оплаты труда в нашем детском саду ставит перед нами задачу повысить стимулы для сотрудников творческих, внедряющих новые инновационные технологии. Именно это в конечном итоге обеспечивает высокое качество оказания государственных услуг детям и их родителям. Новая система оплаты труда мотивирует всех сотрудников на эффективную работу и профессиональный рост, что особенно важно в рамках работы стажировочной площадки. Она поможет нам поделиться со специалистами Москвы практикой оказания помощи ребенку с любыми нарушениями, практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.Модель нашего дошкольного учреждения, где организован непрерывный процесс психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, и семьям, их воспитывающим, в пространстве «Служба ранней помощи – Лекотека – группы кратковременного пребывания – группы дошкольного учреждения – школа» способствует продвижению ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от диагноза по его образовательному маршруту и позволяет ему постепенно вливаться в среду более здоровых сверстников. Такая модель стала основой подготовки специалистов стажировочной площадки.Для нас важно обеспечить практическую отработку стажерами эффективных образцов содержания образования, технологий воспитания и обучения, реализацию конкретных технологий в виде проектной деятельности. Разработки наших специалистов по социализации детей помогут слушателям разработать и реализовать свои проекты социализации и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обязательное условие работы с такими детьми – создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие.Мы готовы поделиться опытом использования различных технических средств для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, речи, опытом создания поливалентной предметно-развивающей среды с использованием разработок в области мультимедийного оборудования и инновационных технологий, возможности получения информации и общения детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа стажировочной площадки включает в себя изучение опыта лучших педагогов не только нашего учреждения, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых обязанностей, продиктованных ФГТ.Основные цели и задачи стажировочной площадки – распространение инновационного опыта работы, выстраивание индивидуальных маршрутов подготовки, использование дистанционного и тьюторского сопровождения, создание кадрового ресурса консультантов по основным направлениям деятельности в работе с особыми детьми, организация системного взаимодействия с другими образовательными учреждениями и педагогами, в том числе с использованием интернет-ресурсов. Мы считаем, что тут важна организация в каждом округе Москвы учреждения, в котором будет создано образовательное пространство, позволяющее любой семье, воспитывающей ребенка-инвалида, ребенка с особыми образовательными потребностями, получить максимальную психолого-педагогическую и коррекционную помощь педагогов и медицинских работников.Достаточно долго работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к такой структуре образовательного пространства детского сада, осуществляющего помощь семьям с детьми с нарушениями в развитии (см. схему).У каждого элемента этого образовательного пространства разные цели и задачи. Каждый из них охватывает свою группу детей с проблемами в развитии. Стрелочки между элементами образовательного пространства показывают наличие различных внутренних маршрутов продвижения ребенка в зависимости от сложности нарушений, а также возможностей ребенка и семьи.Свою работу с детьми с нарушениями в развитии мы начали еще задолго до участия в данной стажировочной площадке, когда в далеком 2006 году открыли на базе сада первую группу кратковременного пребывания «Особый ребенок». В то время основная наша задача была в том, чтобы дать возможность детям с детским церебральным параличом выйти из изоляции дома и научиться в процессе игровой и учебной деятельности общаться со своими сверстниками. На сегодняшний день основной состав групп кратковременного пребывания в нашем детском саду – это дети, которые пока не могут самостоятельно ходить, но имеют большой потенциал в интеллектуальном и речевом развитии, а также дети с трудностями в овладении социально-бытовыми навыками (например, легкая форма раннего детского аутизма) и дети с незначительными проблемами в развитии, но в возрасте от 2 до 3 лет. В группах кратковременного пребывания дети имеют возможность не только поиграть, но и получить коррекционную и реабилитационную помощь специалистов и медиков. Выстроенная нами система работы в этих группах позволяет рассматривать ее как своеобразную стартовую площадку для постепенной подготовки таких детей к дальнейшей интеграции в общество сверстников.Структурное подразделение «Лекотека» – это одна из вариативных форм дошкольного образования, которую мы открыли одними из первых в Зеленограде, столкнувшись в то время с задачей помощи детям, имеющим серьезные проблемы со здоровьем, и которые по медицинским показаниям не могли быть зачислены не только в группу полного дня, но и в группу кратковременного пребывания. Основной задачей специалистов нашей лекотеки стало оказание помощи родителям таких детей, так как они, оказавшись в этой непростой жизненной ситуации, не всегда могли самостоятельно и правильно найти способы обучения и развития своего ребенка.Отличительная особенность лекотеки у нас в саду – работа с каждым ребенком по индивидуальной программе, составленной специалистами с учетом специфики нарушений в развитии. Как правило, работа с ребенком в лекотеке проводится при непосредственном участии родителей. Во время игровых сеансов они не только помогают своему ребенку, но и сами обучаются методам взаимодействия с ним. Организованная таким образом работа позволяет нам ежегодно около трети детей лекотеки успешно переводить в группу кратковременного пребывания «Особый ребенок».Первые годы жизни ребенка – очень важный период в его развитии, поэтому возникающие в это время различные отклонения в развитии, проявляющиеся даже в минимальной степени, в дальнейшем могут привести к выраженным нарушениям. Для предупреждения и коррекции признаков нарушения в развитии у ребенка в раннем возрасте мы с сентября 2008 года открыли на базе сада структурное подразделение «Служба ранней помощи». Основной контингент детей, посещающих СРП, – это дети первых лет жизни с неярко выраженными отклонениями в развитии, обусловленными прежде всего проблемами со здоровьем мам во время беременности или тяжелыми родами. Накопленный опыт нашей работы в СРП показал, что оказанная в первые месяцы жизни ребенка педагогическая и коррекционная помощь позволяет практически нивелировать отставание в развитии и создать предпосылки для дальнейшего перехода таких детей в массовые группы детского сада. Так как связь ребенка с родителями в этом возрасте очень велика, то обязательное условие посещения СРП – непосредственное участие в образовательном процессе родителей, причем главная их задача не помочь педагогу, а воспользоваться возможностью научиться правильным приемам общения и взаимодействия с ребенком, чтобы, не прерывая очень важную работу, проводимую специалистами СРП в саду, продолжать ее дома.Группа для детей со сложной структурой дефекта – группа полного дня пребывания для детей, у которых характерная особенность – резкое уменьшение возможности компенсации имеющихся дефектов вследствие сложных нарушений в организме, затрагивающих совершенно различные органы и системы. Зачастую результат таких нарушений в развитии – ограничение ребенка в общении с окружающим миром, что в свою очередь приводит к общей задержке развития его психики. Чтобы предотвратить возможность развития такого неблагоприятного сценария, мы в 2010 году открыли группы для детей со сложной структурой дефекта. Наполняемость списочного состава такой группы – 5-7 детей – позволяет педагогам успешно осуществлять личностно ориентированный подход к ребенку с учетом всех его особенностей, возможностей, уровня восприятия и общего уровня его развития. Основные методы работы с детьми этой группы – игра и практическое взаимодействие. При этом коррекционно-компенсаторная работа специалистов максимально сближена с общеразвивающим процессом.Как показывает наш опыт, правильно организованная игровая среда и четко выстроенная система коррекционной работы в отдельных случаях дают возможность дальнейшего перехода детей из группы со сложным дефектом развития в обычные или компенсирующие группы детского сада. К сожалению, это единичные случаи. Каждое решение принимают только после долгого и серьезного обсуждения со специалистами детского сада во время психолого-медико-педагогического консилиума, так как этот переход создает определенную нагрузку не только для ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей, но и для детей и родителей обычных детей, посещающих массовую группу, а также для воспитателей, работающих в этой группе. К этому переходу должны быть готовы все участники данного образовательного процесса.Все эти формы работы с особыми детьми стали составляющими единой модели образовательного пространства детского сада №2196, позволяющие ребенку с проблемами в развитии постепенно интегрироваться в среду более здоровых сверстников. Причем некоторые из детей проходят все ступени этой структуры, а некоторые могут перескочить несколько этапов. Все зависит только от динамики и особенностей развития ребенка. Понятно, что эта система очень гибкая и позволяет подобрать для каждого ребенка с учетом всех его особенностей развития оптимальный образовательный маршрут.Считаем, что опытом работы с детьми, имеющими нарушения в развитии разной этиологии, через реализацию программы стажировочной площадки «Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья» мы просто обязаны поделиться. Уверены, что наши практические и методические наработки помогут нашим коллегам, которые находятся еще только в начале этого нелегкого пути помощи особым детям.Учебно-тематический план нашей стажировочной площадки рассчитан на подгрупповую и индивидуальную, очную и очно-заочную форму стажировки. Категория стажеров – специалисты, воспитатели, методисты, руководители структурных подразделений, старшие воспитатели, заведующие. Программа нашей стажировочной площадки предполагает выстраивание индивидуальных маршрутов подготовки стажеров, использование дистанционного и тьюторского сопровождения, создание кадрового ресурса консультантов по основным направлениям деятельности, организацию системного взаимодействия с другими образовательными учреждениями и педагогами, в том числе с использованием интернет-ресурсов.Активность и заинтересованность участников работы первых круглых столов, проведенных в рамках реализации программы нашей стажировочной площадки, подтверждают наше убеждение в том, что важно сформировать и закрепить на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки педагогов.В результате стажировки специалисты получат возможность: изучить предлагаемый опыт по разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения, социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья; провести доработки, коррекцию, адаптацию опыта к условиям внедрения в своем учреждении; изучить организационно-правовые аспекты по разработке и внедрению инновационного опыта; разработать программу по внедрению инновации в своем учреждении.Мы хотим, чтобы стажировочная площадка помогла специалисту получить счастливую возможность вместе с ребенком понять для себя что-то новое, испытать радость творчества, озадачиться неожиданными проблемами и, конечно, почувствовать, сколь неисчерпаема детская благодарность и сколь бескорыстно их доверие. Мы можем и готовы рассказать об этом.Елена МАКАРОВА, заведующая детским садом №2196;Мария АВЕТИСОВА, руководитель структурного подразделения «Лекотека»
Комментарии