search
main
0

Человеку свойственно ошибаться. Мудрый совет. Выпуск 5

Многие иностранцы, приезжающие в нашу страну, отмечают две совершенно противоположные тенденции. Первая: как много россиян говорят по-английски! Второе: они регулярно выражают страх перед ошибкой!

Для меня хрестоматийным является пример Хилари Клинтон, посетившей Новосибирский Академгородок с визитом лет пятнадцать назад. Выступая в местном Доме ученых перед тысячной аудиторией, она первым делом выразила благодарность сопровождавшим ее студентам НГУ и спросила, почему они постоянно извиняются за свои ошибки, даже до того, как начали говорить! «Я не знаю русского языка, и для меня здешние студенты – большие помощники, я могу общаться с людьми только с их помощью, – сказала со сцены госпожа Клинтон. – Не надо извиняться! Вы прекрасно говорите!»

Откуда же возникает этот страх и как с ним бороться?

Дети откровенно называют две основные причины. Во-первых, их постоянно ругают взрослые. Обратите внимание, как часто можно услышать на улице, в транспорте, в школе слова укора, даже оскорбления, зачастую произнесенные в повышенных тонах. По утрам невыспавшихся, а зимой еще и замерзших, упирающихся детей родители ведут в детский садик – и кричат, угрожают, ругают. В школе учитель, не задумываясь, распекает ученика у доски, а дома родители укоряют за плохие оценки. «Не ставьте мне «четыре», меня мама дома убьет!» – рыдает девочка на уроке. Приходилось ли вам наблюдать такую сценку?

Во-вторых, зачастую одноклассники смеются, издеваются над школьником, которого у них на глазах отчитала учительница. Бывает и наоборот, дети встают на сторону обиженного, но чаще всего молча: получить словесный отпор от учителя, а то и «двойку» в журнал, никому не хочется. Как-то я вошла в класс после городской олимпиады, чтобы вручить диплом победителю, и застала следующую неприятную ситуацию. Учительница перед всем классом кричала на ребенка за то, что он занял не первое, а второе место. Я прервала ее, вручила диплом, поздравила мальчика, но вред был нанесен. Он категорически отказался ехать на областную олимпиаду, хотя, по моему мнению, мог бы занять там одно из первых мест.

У каждого из нас, взрослых, наверняка есть неприятные воспоминания о школе. Мне очень повезло в семье – у нас никогда никого не ругали за оценки. Думаю, благодаря постоянной поддержке родителей я стала лучшей ученицей выпуска. У меня были прекрасные учителя по ведущим предметам, хотя попадались и такие, кто у доски вел себя, как царь и бог. Между тем старинная мудрость применима абсолютно ко всем людям. Errare humanum est, что в переводе с латинского означает «Человеку свойственно ошибаться».

Английский язык, как и любой другой, дает нам бесконечные возможности для недопониманий. Существуют специально составляемые списки слов, вызывающих трудности. Например, звучащие и выглядящие похоже, но совершенно разные пары слов, такие, как principal – principle, stationary – stationery. Английское произношение давно вошло в поговорку, не зря же есть присказка, известная любому спецалисту: «Пишут Манчестер, читают Ливерпуль». Грамматика – это вообще поэма в прозе, чего стоит один mixed conditional или future in the past. Идиомы в любом языке – просто непочатый край, простор для ошибок, равно как и заимствования из других языков. Это тот пласт лексики, который и носители языка, и изучающие иностранный язык осваивают в сознательном возрасте. Мне приходилось видеть, как американские дети заливались смехом, когда учительница говорила: We are running out of pencils. Почему? Потому, что простую идиому они воспринимали буквально. Один из романов Агаты Кристи построен на том, что героиня не знает значения фразы the judgment of Paris и воспринимает имя Парис как название города Париж. Примеры, как говорится, можно множить.

Что же делать, как помочь детям и взрослым, да и самим избавиться от страха перед ошибкой?

Встречаясь с иностранцами, постарайтесь не волноваться. Если перед вами не англичане, то вполне вероятно, что вы владеете английским не хуже, а может быть и лучше их. Если же их уровень явно выше вашего или если перед вами носители языка, успокойтесь, не спешите извиняться. Гости нашей страны, как и вы, стремятся к общению. Они не будут обращать внимания на ваш акцент, ошибки в грамматике. Если вы чего-то не поняли, просто спросите.

Детям и взрослым очень помогают примеры того, как иностранцы делают ошибки в русском языке. Часть из них даже закрепилась в словарях. Один из моих любимых примеров – слово «бабушка». She put her babushka on her head and went outside. Согласно любому толковому английскому словарю, babushka – это «шаль». Почему? Когда-то была сделана ошибка в переводе, и она закрепилась в английском языке.

Сделайте мысленный шаг в сторону и проанализируйте свое поведение в классе. Конечно, есть ученики, чья работа вызывает у нас раздражение, а то и отчаяние. «Ну, сколько раз я могу исправлять те же самые ошибки!» – восклицаем мы мысленно, проверяя очередной тест. Ответ прост: столько раз, сколько надо. Дети все разные. Одни схватывают все на лету, другие все время спотыкаться на ровном месте. Одни регулярно делают домашнюю работу, другие явно ленятся. Есть и такие, кто не способен усвоить всю школьную программу на «хорошо» и «отлично».

Важно хвалить учащихся за то, что они сделали правильно. Попробуйте дать самому себе положительный настрой. Проверяя очередную контрольную работу, подсчитайте ошибки, отнимите их количество от общего числа заданий, и проверьте, что получилось. Выдавая детям их письменные труды, огласите, если нужно, не один, а два результата – либо сделайте пометку. Например: 5 предложений написаны правильно, а 5 придется сделать еще раз. Если ученик отвечает у доски, не прерывайте его на каждом слове. Пусть скажет, что может. Выдайте ему карточку со словами или с темой, над которой нужно поработать. Если вас посещают на уроке школьная администрация, педагоги из других классов и школ или даже иностранные гости, помогайте своим ученикам общаться, но ни в коем случае не отчитывайте их прилюдно за ошибки, иначе в следующий раз весь ваш класс может замолчать. Делайте заметки, взрослым этого будет достаточно, они поймут, что вы внимательно слушаете своих учеников и собираетесь при необходимости в ближайшем будущем провести работу над ошибками.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте