Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Человеку нужны не три аршина земли… Эти ребята останутся жить на малой родине

Учительская газета, №44 от 4 ноября 2014. Читать номер
Автор:

Не так давно, в 90-е годы, в Ковылкинском районе Мордовии, как и в других регионах страны, школы закрывались, потому что учить стало некого. А ведь школа и сельскохозяйственное предприятие – основа жизни на земле. Тогда разрушались совхозы и колхозы, в поисках работы крестьяне бросали родовые гнезда и уезжали в города. Брошенные поля зарастали сорняками. Печальную картину представляли собой заброшенные сады, где и глубокой осенью на пожухлой листве сиротливо продолжали лежать яркие яблоки, никому не нужные, хотя в магазинах они стоили недешево. Приходили в полную негодность и без того плохие дороги. Казалось, что этот процесс неостановим.

Но вот то тут, то там начали появляться фермерские хозяйства. И нередко основателями их становились приезжие – городские жители. В числе их оказался и Ринат Чураков. У него был успешный бизнес в городе. Но его как человека энергичного, наполненного яркими идеями, потянуло в село, которое хирело и заваливалось, но умереть оно не могло, потому что созревало для крутых перемен – здесь было непаханое поле для деятельности. Ринат это понял не только как деловой человек, но и всем сердцем. Так бывает с людьми, для которых любовь к родной земле не пустой звук. И хотя друзья и близкие усиленно уговаривали Рината не браться за эту, как им казалось, заведомо провальную затею, делая при этом характерное движение у виска, он решился. Рината Хакимовича привлекли запущенные земли в селе Крутеньком Ковылкинского района. Сначала он завел небольшое фермерское мясомолочное хозяйство, и у него получилось – оно стало вполне преуспевающим и быстро разрасталось. Предприимчивый фермер, словно чародей, превратил одичавшие пашни в плодородные поля и цветущие пастбища, засеянные травами. Нанял опытных специалистов, внедрил современные технологии. Для 110 коров знатного заморского происхождения построил прямо-таки палаты с немыслимым ранее благоустройством и оснащением суперсовременной техникой. Дойка автоматическая, телятниц вообще нет – телята до 6 месяцев остаются со своими матерями, которые кормят их. Теперь это не фермерское хозяйство, а СХПК «Созидание» – сельскохозяйственный производственный комплекс. Основное направление – мясное животноводство: здесь производят так называемую мраморную говядину – совершенно новое направление, в России таких хозяйств пока нет, дефицитный продукт завозится к нам из-за рубежа. Развивается молочное скотоводство. В Саранске и Рузаевке установлены современные немецкие автоматы, где продается экологически чистое, живое, цельное, непорошковое молоко. Однажды Ринату подарили лошадь, и он увлекся новой идеей:  теперь у него коневодческая ферма, в которой выращиваются чистопородные скакуны. Их видят любители скачек на ипподромах Ульяновска, Нижнего Новгорода и других городов. С появлением такого быстро растущего хозяйства стало возрождаться и село Крутенькое. Появились рабочие места, и люди перестали пить. В хозяйстве «Созидание» это вообще немыслимо, тем более что Ринат Хакимович, по его словам, на дух не переносит пьяниц.Обновляется инфраструктура села. Первые вложения в дело возрождения села Ринат Чураков, не дожидаясь субсидий, сделал из собственных средств – провел семь километров газопроводов, пробурил скважину. Конечно, зашевелилась и местная власть. Молодые семьи обеспечиваются жильем благодаря программе «Социальное развитие села», субсидируемой государством. И люди потянулись обратно в деревню. Основным источником рабочих кадров для предприятия с будущим, естественно, остается школа, прежде всего местная, расположенная в ближайшем селе Красная Пресня. У нее с хозяйством сложились истинно партнерские отношения. Когда-то школа помогала Ринату Хакимовичу освобождать поля, заросшие кустарником и бурьяном. Сам Ринат Чураков, специалисты хозяйства часто приходят к ребятам, помогают учителям проводить уроки по таким предметам, как основы животноводства, основы растениеводства. Полученные знания подростки проверяют на практике как на своем пришкольном участке, на котором выращивают овощи, так и в летние каникулы на сельскохозяйственном предприятии, где работают, конечно, с согласия родителей, и их труд оплачивается. Здесь они также знакомятся с современными технологиями животноводства, где их помощь не требуется, потому что, скажем, процесс дойки бесконтактный – все делает автоматическая техника. Между прочим, и в самой школе есть своя мини-ферма, единственная в районе. В ней содержатся три коровы, два теленка, трех продали весной. За школьными животными ухаживает специально нанятый работник. Продукция фермы – свежее молоко, сметана творог – поступает в школьную столовую.Школа тоже получила стимул для развития. Пока в ней только 44 ученика. Но в селе прибавилось молодых семей, и детей в садике становится все больше. В следующем учебном году в школу придут 14 первоклассников, и это радует педагогов.В хозяйстве Рината Чуракова уже работают выпускники этой школы. То есть он вместе с учителями выращивает кадры для себя. Ребята выбирают в основном сельскохозяйственные профессии – поступают в Мордовский государственный университет по специальностям «агроном», «ветеринар», а также в техникумы и колледжи того же направления. А потом многие возвращаются в родное село Крутенькое, потому что жизнь в нем становится интересная, здесь их ждет хорошая работа. В родном селе есть то, чего не было у их родителей,- возможность раскрыться, реализовать свои силы, устроить обеспеченную жизнь. Примером для них служит сам Ринат Чураков, который трудится не покладая рук, ведет людей за собой, участвуя вместе с ними в преображении села Крутенького.Село хорошеет, становится привлекательным для жизни, радует сельчан. Работает в полную силу клуб, в котором всегда многолюдно. В школе тоже есть кружки и секции на любой вкус. Голицынская школа Рузаевского района испытывала те же трудности в 90-е годы, что и Краснопресненская, – хозяйство, где работали сельчане, пришло в упадок. Но вот и здешние земли дождались своего хозяина. Талантливые деловые люди возродили хозяйство, образовав сельхозпредприятие ООО «Агросоюз». Директором его стал Сергей Казарян. Он окончил здесь школу с золотой медалью, потом служил в армии, а после окончания Мордовского государственного университета работал главным инженером на одном из предприятий Саранска. Вернулся в родное село, потому что почувствовал, что там он нужен, задумал спасти его. И ему многое удалось. Сегодня на этом предприятии развиваются молочное животноводство, рыбоводство, растениеводство, производство кормов. Большую площадь занимают фруктовые сады. «Агросоюз» способствует процветанию трех сел, которые он объединяет как базовое хозяйство.Голицынская школа была построена по программе «Социальное развитие села». Она хорошо оснащена, и классы, и спортивный зал ни в чем не уступают городским. Дети проходят элективный курс агрономии. Здесь в учебный план введен профильный предмет  «Агрономия». Уроки ведет специалист «Агросоюза». Они получают хорошие знания, особенно по биологии, химии, физике, благодаря профилю по этим предметам на них дается больше часов. На ЕГЭ именно по этим дисциплинам ребята набирали по 70-80 баллов. Практику по агрономии подростки проходят и на пришкольном участке, и в хозяйстве. Убирают яблоки, ягоды, которые, кстати, поступают в школы и детские сады. В школу регулярно заходят и сам Сергей Владимирович Казарян, и его зоотехники, бригадиры. Они помогают вести уроки агрономии.В хозяйстве работают многие выпускники школы. В том числе Геннадий Кажаев, который возглавил животноводческую ферму. Выпускник Рузаевского сельскохозяйственного техникума Александр Максимов работает трактористом. У него самая высокая квалификация. В прошлом учебном году школу окончили шесть учеников, и неудивительно, что свою перспективу они видят в родном селе. Двое поступили учиться на агронома, двое – на ветеринара. Кроме обычной стипендии они получают стипендию и от «Агросоюза». Между ним, родителями студентов и университетом заключен трехсторонний договор. Предприятие взаимодействует и с другой своей школой – Красносельцовской. – Наша школа малокомплектная, – рассказывает ее директор Василий Андреевич Макаркин. – Построена четыре года назад, рассчитана на 200 мест, но, судя по всему, со временем придется сделать пристройку. Село растет, прибывают молодые семьи. Растут требования к качеству образования, поэтому все кабинеты у нас оснащены самой современной техникой. Наши выпускники выбирают сельские специальности, учатся на агрономов, трактористов, механизаторов и возвращаются на свою малую родину.И это понятно. В сельской жизни, жизни среди природы, есть нечто колдовское, захватывающее, но не всех, а только тех, кто бережет ее, облагораживает. Вчерашние школьники поняли главное – что человек и природа неразделимы. Как писал Антон Чехов, «…человеку нужны не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».Известный лозунг «кадры решают все»,по сути, не устарел. И школы Мордовии готовят эти кадры. Отрадно было слышать, когда и директор Голицынской школы Наталья Васильевна Пакалина, и директор Краснопресненской Галина Николаевна Загороднова с гордостью говорили о том, что их бывшие воспитанники учатся в вузах и колледжах сельскохозяйственного профиля. В этом большая заслуга педагогических коллективов этих трех школ. Мало научить – нужно еще привить любовь к своей земле, считают сельские учителя.Конечно, меня интересовало мнение сельских бизнесменов, можно ли обеспечить продуктами питания население республики и России в целом? И Ринат Хакимович Чураков, и Сергей Владимирович Казарян уверены, что можно. Сами они видят свою задачу в том, чтобы сделать Мордовию процветающей, обеспечить внутренний рынок России доступной, высокого качества, экологически чистой сельской продукцией. Все знают, что наши яблоки вкуснее, красивее и дешевле, чем польские и прочие импортные. Предприниматели считают, что сегодня есть все возможности поднять собственное производство. Рабочие руки на местах найдутся. Я побывала в двух районах Мордовии, ознакомилась с тремя школами. Чем-то они отличаются, но во многом похожи, и прежде всего тем, что они находятся в селах, у которых есть будущее. Они решают важную задачу – стремятся сохранить молодое поколение на земле.Мордовия


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту