Тема «Политические права граждан» :: Тема «Общество граждан» :: Обобщающий урок
а) называть способы возникновения различных обществ и общественных организаций; б) рассказывать о том, как общественная организация может участвовать в управлении страной; в) уметь доказывать, что право на создание общественных организаций есть политическое право; г) объяснять причины, по которым общественную организацию необходимо регистрировать.
Тема «Политические права граждан»
Учащиеся к концу урока должны:
а) давать определение понятию «политические права»;
б) раскрывать содержание понятий «прямая демократия» и «представительная демократия»;
в) объяснять, почему в современных государствах существует не прямая, а представительная демократия.
Ход урока
1) Стадия вызова
Урок начинается с повторения понятия «политические права» и с перечня способов участия граждан в управлении государством, известных пятиклассникам. Опрос проводить лучше всего в процессе беседы. Названные учащимися способы участия граждан в управлении государством желательно записать на доске: выборы главы государства, участие в работе Народного собрания, разработка и утверждение законов, участие в работе суда (формулировки записей на доске должны быть отредактированы в совместной работе учителя и учащихся).
Завершая этот этап работы, учитель дает задание: «Подумайте, какие еще существуют способы участия граждан в управлении государством».
Как показывает практика, пятиклассники не знают ответа на данный вопрос, но предпринятый ими мозговой штурм полезен для активизации интеллектуальной деятельности, осуществления таких логических операций, как анализ, синтез, перенос имеющихся знаний в новую ситуацию, вызова и укрепления интереса учащихся как к подобного рода работе, так и самому предмету «Граждановедение».
На выполнение задания не следует отводить более 1,5 минуты. Выслушав мнение 1-2 групп, опрос можно завершить, если мнения остальных учащихся совпадают с уже высказанными точками зрения. Заслушивая ответы пятиклассников, учитель не должен каким-либо образом их комментировать и оценивать.
2) Смысловая стадия
На этой стадии идет самостоятельная работа с использованием приема «чтение с пометками». Школьникам предлагается прочитать (индивидуально) текст параграфа, делая на полях учебника пометки простым карандашом: «+» это я знал(а) раньше; «-» не согласен(на); «?» не понял(а) (предлагаемую учащимся маркировку необходимо записать на доске).
На самостоятельное чтение текста с пометками отводится 5-7 минут. Затем учащимся предлагается обсудить те места, которые они пометили значками «не согласен(на)» и «не понял(а)». Цель обсуждения: выяснить, что было непонятно товарищам по группе. Во время обсуждения члены группы, которым материал был, напротив, ясен, объясняют своим товарищам фрагменты текста, вызвавшие затруднения. Затем обсуждается материал, с которым пятиклассники оказались не согласны, обычно это обсуждение принимает форму внутригрупповой дискуссии. Если по первым двум пунктам обсуждения группа так и не смогла достигнуть согласия (фрагмент текста так и остался непонятным или вызвал расхождение во мнениях у участников группы), то спорные фрагменты выносятся на общее обсуждение класса. Тогда участники других групп объясняют одноклассникам непонятные им фрагменты текста. Учитель приходит на помощь, вмешивается в дискуссию только в крайнем случае, когда видит, что объяснение не получилось и между спорящими назревает конфликт.
На этом смысловая стадия урока завершается.
Но учителю следует помнить: чаще всего у пятиклассников не возникает вопросов по тексту, поскольку особенностью познавательной деятельности учащихся данного возраста является отсутствие навыков и умений формулировать волнующую или интересующую их проблему, поэтому знак «?» («не понял(а)») чаще всего остается не использованным ими; дискуссия обычно возникает по поводу реального участия граждан в управлении страной: часть школьников доказывает, что граждане никакого участия в управлении страной не принимают, другие отстаивают обратную точку зрения, но есть и такая часть детей, которая остается безучастной к данной проблеме (в силу ряда объективных и субъективных причин), поэтому учителю следует внимательно наблюдать не только за ходом дискуссии, но и за тем, чтобы класс полностью принимал в ней участие. Данная форма урока важна еще и тем, что дети учатся не только формулировать и отстаивать собственное мнение, но и вести корректную полемику, задача учителя – научить пятиклассников слушать и слышать друг друга: не перебивать выступающего, задавать вопросы только после того, как товарищ выскажется, начинать обсуждение тезисов оппонирующей стороны с положительных моментов, не переходить на личность выступающего, высказывать свои возражения спокойным, вежливым тоном. Участие учителя в дискуссии допустимо только в случае уточнения, более точного и ясного объяснения сказанного участниками полемики.
Следует предложить школьникам познакомиться с требованиями полемики перед началом дискуссии и затем стараться их придерживаться, а после завершения дискуссии предложить им самим оценить свое участие в споре в соответствии с соблюдением требований.
Возможен и такой вариант. Учитель заранее готовит карточки разного цвета, например: листок бумаги желтого цвета – замечание (допустимое нарушение правила), листок бумаги красного цвета – недопустимое нарушение. Учащийся отстраняется от участия в дискуссии, если таких карточек будет поднято более 5. Все сделанные замечания они отмечают в своих рабочих тетрадях и в конце дискуссии обсуждают оценку каждого участника (двойки и тройки желательно не ставить). Можно продумать и вариант, например, с зеленой карточкой – «отлично».
Вместе с тем данная часть урока (включая обсуждение пунктов «не согласен(на)», «не понял(а)» в группах) не должна превышать более 15-17 минут, так как пятиклассники еще не готовы к продолжительной дискуссии. Остановить полемику следует деликатно, возможно, при необходимости оставить обсуждаемый вопрос открытым, высказывать собственную точку зрения учителю не рекомендуем.
Домашнее задание
1. Ответить письменно на вопросы 6 и 7 (в том случае, если не хватило времени на уроке).
2. Прочитать миф о Тесее и ответить на вопросы по данному тексту.
Тема «Общество граждан»
Цель: продолжить работу над понятием «общество», дать учащимся первичное представление о понятии «общественная организация», объяснить смысл и значение такой операции, как юридическая регистрация, продолжить обсуждение существующих способов участия граждан в управлении страной.
Учащиеся к концу урока должны: а) называть способы возникновения различных обществ и общественных организаций; б) рассказывать о том, как общественная организация может участвовать в управлении страной; в) уметь доказывать, что право на создание общественных организаций есть политическое право; г) объяснять причины, по которым общественную организацию необходимо регистрировать.
В начале урока для проверки уровня усвоения пройденного материала предлагается провести проверочную работу, учащиеся должны самостоятельно выполнить задания:
1. Представительная демократия – это ___
2. Прямая демократия – это ___
3. Свобода слова народу необходима, чтобы:
а) разговаривать с представителями власти, совместно решать возникающие проблемы;
б) критиковать власть.
Объясните, почему вы выбрали именно этот ответ.
4. Способами участия народа в управлении государством являются: ___
На выполнение заданий следует запланировать около 5-7 минут.
Учитель дает школьникам две минуты для того, чтобы они смогли вспомнить: а) что называют обществом; б) к какой цели стремится общество россиян.
По окончании отведенного времени в оперативном режиме начинается обсуждение ответов. Ответ на последний вопрос (цель общества россиян) записывается на доске.
Следующими вопросами учитель подводит учащихся к восприятию нового материала:
а) Каким еще образом может возникнуть общество?
б) Какие еще цели могут преследовать люди, объединенные в общество?
Поскольку в большинстве случаев пятиклассники довольно хорошо представляют себе способы объединения людей в общество и их цели, то на подготовку ответа достаточно минуты. Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает им разобраться с тем, как люди объединяются в общество.
Перед началом объяснения нового материала учитель дает задание найти ответ на два вопроса:
1. Зачем и почему люди создают общественные организации?
2. Как можно создать общественную организацию?
Группам предлагается назвать цели и причины, по которым люди объединяются в общественные организации. Выслушав мнения школьников, учитель предлагает им открыть учебник и найти главное предложение, в котором сформулирован ответ на вопрос: «Зачем люди создают общественные организации?» (Искомое предложение гласит: «Но участвовать в управлении своей страной можно и другим способом, например, объединившись с другими людьми в общественные организации, чтобы сообща решать волнующие вас проблемы, вместе добиваться какой-либо общей цели, т.е. объединиться для того, чтобы делать общее дело»).
Разделить вопрос 1 на две части: «зачем» и «почему» – очень важно, так как это два аспекта одной проблемы. Если слово «зачем» означает цель («С какой целью?»), то «почему» определяет причины данного действия. На слух этот нюанс пятиклассники могли и не уловить, поэтому лучше им дать секунд 30, чтобы они нашли ответ в тексте подзаголовка «Еще раз об обществе». Учитель повторяет вопрос: «Почему люди создают общественные организации?» (Искомое предложение гласит: «При этом нередко бывает так, что решить какую-то проблему или достичь какой-то цели можно, только объединившись с другими людьми, у которых такие же или очень похожие проблемы»).
Ответ на вопрос 2 разбирается устно и на доске не записывается. Одна из групп дает свой вариант ответа, другие дополняют.
На всю работу по данным вопросам рекомендуем учителю не тратить более 7 минут.
Учитель предлагает пятиклассниками ответить на вопрос: «Является ли право на создание общественных организаций политическим правом?». (На обдумывание ответа отводится не более 30 секунд).
Очень важно, чтобы, отвечая на вопрос, учащиеся аргументировали свою точку зрения. Выслушав мнение 2-4 групп (желательно с разными точками зрения), учитель приступает к объяснению нового материала. Но прежде чем начать его изложение, учителю необходимо напомнить ребятам, что, слушая его объяснение, им следует найти ответ на вопросы: «Почему общественная организация должна регистрироваться?» и «Как общественные организации могут участвовать в управлении страной?».
Закончив объяснять новый материал, учитель дает группам 30 секунд на подготовку ответов на вопросы и предлагает выступить группе, которая еще не отвечала в первой части урока.
Выслушав ответы, учитель дает школьникам задание на рефлексию.
3) Стадия рефлексии
Пятиклассники должны письменно ответить на вопросы: «Можно ли людей, которые создают общественные организации, критикуют старые законы и предлагают принять новые, называть гражданами по духу?» и «Правы ли их противники, считающие таких людей разрушителями страны?».
Несмотря на то что предложенные вопросы достаточно сложны, как показывает практика, многие пятиклассники с ними успешно справляются.
Обобщающий урок
Цель: закрепить полученные знания.
К концу урока учащиеся должны: а) давать определения разобранным в данной главе понятиям: «родина», «родная земля», «соотечественники», «родной язык», «общество», «общая цель жителей одной страны», «малая родина», «гражданин», «демократия», «республика», «политические права», «прямая демократия», «гражданин по духу», «служить», «прислуживать», «представительная демократия», «общественная организация»; б) перечислять известные им политические права; в) объяснять необходимость и важность для людей наличия политических прав.
Форма организации учебной деятельности – индивидуально-групповая.
В начале урока проводится письменный опрос по вопросам:
1. Общество – это ___
2. Политические права – это ___
3. Среди перечисленных прав подчеркните политические права: право на образование, право на свободу слова, право избирать и быть избранным, право на отдых, право на охрану здоровья, право на жизнь, право на митинги и демонстрации, право на свободу, право на участие в суде, право свободно передвигаться по стране, право на жилище, право на создание общественных организаций.
На письменную работу отводится около 5 минут.
Вторая часть урока посвящена понятию «демократия». Обсуждается письменный ответ на вопрос: «Справедлив ли лозунг, написанный на знамени восставших: «Все, что сделано руками бедняков, принадлежит беднякам», будет ли в этом случае существовать республика и демократия?»
Так как работы учащихся проверены и учителю известно, чьи ответы наиболее аргументированны, целесообразно предложить выступить тем школьникам, кто интереснее и лучше других справился с заданием. Очень важно, чтобы отвечающие имели разные (лучше даже полярные) точки зрения. И заслушать их рассуждения (учащимся можно предложить использовать письменные работы).
Выслушав ответы учащихся, учитель дает группам 30 секунд для того, чтобы они вспомнили признаки демократии и республики, которые затем записываются на доске.
Называя признаки демократии, обычно пятиклассники упускают такой признак, как равноправие граждан в демократическом государстве, поэтому учителю следует предложить подросткам ответить на следующие вопросы:
Все ли люди по законам демократического государства имеют равные права?
Кого называют народом в романе-сказке «Три толстяка»?
Обсуждение ответов идет в оперативном режиме, завершив обсуждение, учитель на доске записывает еще один признак демократического общества – равноправие граждан.
Данная часть урока рассчитана на 10-12 минут.
Следующая часть урока посвящена проблеме любви к Родине. Для придания разговору большего эмоционального напряжения рекомендуем учителю зачитать фрагмент статьи Дмитрия Лихачева «Экология культуры».
Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук, Москва
Комментарии