search
main
0

Человек эпохи Возрождения

Выдающийся педагог и утонченный психолог В.Н.Сорока-Росинский посвятил свою жизнь воспитанникам трудной судьбы

Замечательный педагог Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960), посвятивший всю свою жизнь служению российскому образованию, родился 13 (26) ноября 1882 года в городе Новгороде-Северском. Символично, что в том же городе прошли детство и юношеские годы основателя отечественной педагогической науки и русской национальной школы К.Д.Ушинского.

 

Суворовская педагогика

По отцовской линии у Виктора Николаевича все были военные, капитану Николаю Сороке за заслуги в Русско-турецкой войне высочайше пожаловали дворянское звание. А по материнской линии его дед был священником.

Мальчика назвали Виктором, что означало «победитель». Он мечтал быть военным, участвовал в маневрах, часто ночевал в палатках, ел из солдатского котла, пел строевые песни.

Его любимым героем стал Александр Васильевич Суворов, которому подросток старался подражать во всем: укреплял свое здоровье, обливался холодной водой, много ходил пешком. Впоследствии это заложило фундамент его «суворовской педагогики».

С 1901 по 1906 год юноша обучался на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, кстати, на одном курсе с Александром Блоком. Планировал по-новому написать историю суворовских войн, увлекался театром. Одновременно в 1902-1903 годах был вольнослушателем Санкт-Петербургского археологического института.

 

Психологический фундамент

Однако на третьем курсе, когда выдающийся философ и психолог Н.О.Лосский начал читать лекции и вести практические занятия по экспериментальной психологии, интересы студента резко изменились. Виктор Николаевич приступает к работе в психологическом кабинете, занимается вопросами индивидуальных особенностей памяти, воображения, внимания и возможностями воздействовать на эти особенности. За успешный психологический эксперимент талантливый юноша получил императорскую стипендию и освобождение от платы за обучение.

После окончания университета Виктор Николаевич в течение года слушал курс психопатологии о различных нарушениях детской психики у академика В.М.Бехтерева. Затем молодой ученый работал в Военно-медицинской академии, в психологической лаборатории видного психолога А.Ф.Лазурского, где плодо­творно разрабатывал автогогику – науку о самовоспитании, которая, по его убеждению, должна была занять такое же место в системе знаний о человеке, как и педагогика.

Эта широкая психологическая и психопатологическая подготовка имела затем определяющее значение в профессиональном становлении Виктора Николаевича как педагога-практика. Складывается впечатление, как будто Виктор Николаевич предвидел, что ему придется в 1920‑х годах работать с трудными детьми с нарушенной психикой, и тщательно готовился к главному делу своей жизни.

Его «суворовская педагогика» строилась на прочном психологическом фундаменте. А педагогическое искусство реализовалось на основе профессиональной интуиции в отборе приемов и создании технологии взаимодействия с детьми. По воспоминаниям, как тонкий и вдумчивый психолог он видел своих воспитанников насквозь. Каждое его слово было выверено и било точно в цель, словно «весило целую тонну».

 

Основы русской школы

В предреволюционный период центральной для педагога стала тема национальных образов воспитания. Главная идея мыслителя – народность воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим ценностям – Родине, благу народа.

В наиболее обобщенном виде идея народности образования рассмотрена в фундаментальном труде Сороки-Росинского «Путь русской национальной школы», который сразу привлек всеобщее внимание глубиной и оригинальностью рассмотрения этого сложного и острого вопроса. По мысли Виктора Николаевича, «воспитание превращается в долг каждого – и для воспитывающего, и для воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной и Богом».

Каждый учитель, полагал В.Н.Соро­ка-Росинский, должен стремиться к тому, чтобы воспитать гражданина, любящего свой народ, чтущего историю своей страны. Одним из первых в отечественной педагогике В.Н.Сорока-Росинский специально выделил в качестве важного воспитательного средства народную педагогику и все, что с ней связано: религию, родительский авторитет, труд, доступные ребенку ремесла, народные традиции, праздники, песенное и сказочное творчество, несущее громадный воспитательный потенциал.

В данной связи педагог-патриот призывал к строительству подлинно русской национальной школы, ратовал за национально-патриотическое воспитание подрастающих поколений, основанное на славных культурных традициях прошлого и великих целях будущего, так как «нация, отказавшаяся от великих целей, от несбыточной мечты, перестает быть великой нацией, перестает жить, ибо для нее жить означает быть готовой на жертвы и подвиг».

 

Создание новой школы

Уже в дореволюционный период В.Н.Сорока-Росинский заявил о себе весомо и ярко как об оригинальном ученом-теоретике и авторитетном практике образования. Главная направленность его творческого поиска – создание новой школы, установление гуманных форм и способов обучения и воспитания детей. Виктор Николаевич выступал постоянным автором ведущих педагогических журналов «Вестник воспитания», «Русская школа», где опубликовал циклы статей, посвященных педагогике и психологии детского мировосприятия и детского чтения, проблемам социологии молодежи разных стран. Первые его статьи были подписаны псевдонимом В.Росинский – девичьей фамилией матери, а после Октябрьской революции 1917 года он стал Сорокой- Росинским, объединив фамилии обоих родителей.

Параллельно с научно-исследовательской и просветительской деятельностью Виктор Николаевич занимался преподаванием в гимназиях. В течение семи лет В.Н.Сорока-Росинский работал в известной Стрельнинской гимназии под Петербургом. Здесь он не только преподавал историю, но и занимал должность классного наставника.

В 1918-1920 годах Виктора Николаевич преподавал историю и литературу в училище Путиловского завода, которое тогда возглавлял знаменитый педагог В.А.Гердт. Училище было известно своими педагогиче­скими инновациями и представляло собой комплекс учебных заведений: городское отделение, колония для детей-сирот, детский сад, подготовительные курсы, клуб. Здесь впервые были организованы группа продленного дня и питание детей в школе. Работа строилась на проектной основе. Именно в училище появилась первая «ребячья республика», своего рода прообраз будущей Школы имени Достоевского. Сорока-Росинский разработал устав республики, ввел органы ученического самоуправления.

 

Республика ШКИД

Но, безусловно, главное дело жизни педагога-гуманиста – это его подвижническая деятельность в Школе социально-индивидуального воспитания имени Ф.М.Достоевского для трудновоспитуемых, вошедшей в историю как Школа-коммуна имени Ф.М.Достоевского, – легендарной республике ШКИД, которую он возглавлял в 1920-1925 годах. Сюда он пришел со своей педагогической командой, сформированной им в училище Путиловского завода.

К работе в ШКИД Виктор Николаевич стремился привлечь творчески работающих педагогов. Одним из первых он стал изучать психологию педагогов и предложил своеобразную типологию «пород» учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы и интуитивисты (артисты).

Талантливый педагог и психопатолог плодотворно применял новые подходы к обучению, воспитанию и перевоспитанию подростков на основе изучения психологических особенностей каждого воспитанника, тем самым стремясь понять мотивы его поведения, сделать все, чтобы максимально наполнить его личность жизненным смыслом, воспитать настоящего человека, способного найти себя в трансформиру­ющемся социуме.

Став во главе ШКИД, Виктор Николаевич обратился к любимому герою своей юности – Суворову, к его «Науке побеждать». Знаменитые правила суворовской педагогики – «глазомер», «быстрота и натиск», «тяжело в учении, легко в походе», а также главная заповедь полководца – уважение к личности воина – защитника Отечества – составили основу методики его воспитательной работы с трудными детьми.

 

Учиться, чтобы выйти в люди!

Гуманизм превентивной педагогики В.Н.Сороки-Росинского проявлялся в том, что он видел в морально и психически дефективных детях (так их тогда классифицировали) богато творчески одаренные натуры, но с искалеченной психикой. Своих воспитанников он относил к «супранормному – эндогенному типу», то есть к одаренным натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфичного развития и особого душевного и психического склада.

Для таких подростков осуществлялось гармоничное воспитание, проводилась специальная коррекция психики. Тонкий психолог и психиатр, Виктор Николаевич подобрал гуманные подходы к исковерканным войной и лишениями душам своих питомцев. Глубокая вера в их благополучное будущее, в то, что им удастся стать достойными гражданами, которая передалась воспитанникам, была способна решить трудную педагогическую задачу перевоспитания личности.

Если А.С.Макаренко сделал в этой деятельности акцент на физическом труде и коллективном воспитании, то В.Н.Сорока-Росинский – на интеллектуальном труде, культуре и творчестве. В Школе-коммуне имени Ф.М.Достоевского педагог-гуманист теоретически обосновал и апробировал оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей. В период всеобщего увлечения трудовой школой – плетением корзин, изготовлением пособий, обработкой грядок – он имел незаурядную смелость предать своей школе иную направленность – на творческую, интеллектуальную, познавательную деятельность воспитанников. Главным в образовательном процессе Виктор Николаевич считал фундаментальную подготовку и самостоятельную творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети». Учиться, чтобы добыть себе путевку в жизнь. Учиться, чтобы выйти в люди! Эти призывы стали девизом школы и вошли в ее гимн.

Оказавшись в ШКИД, бывшие беспризорники попадали в атмосферу напряженного интеллектуального труда. Основной путь преодоления проблемы «моральной дефективности», по Сороке-Росинскому, – интеллектуальный труд: 10 уроков в день, летом – 6-7. Учились с упоением и азартом благодаря игровым технологиям, театрализации, состязательности. Главным воспитателем в школе выступало творчество. Широко использовался метод длительных игр: инсценировки, постановки, журналистское творчество, соревнования.

Воплощение детских чувств в активные действия позволяло лучше изучать личность и развивать индивидуальность учащихся. Заслуживает интереса такая форма презентации достижений учащихся, как общественный учет. Подростки создавали журналы, вместе с педагогами ставили спектакли, в ШКИД все это носило характер настоящих эпидемий. Дух напряженной интеллектуальной деятельности заражал всех. Неудивительно, что многие выпускники школы стали писателями, учеными, художниками.

Символично, что С.Я.Маршак, выступая на съезде писателей, назвал Школу имени Достоевского пролетарским лицеем, сравнивая ее с Царскосельским лицеем, так как там воспитанники много читали, изучали иностранные языки, выпускали журналы. Школа, по сути своей, формировала интеллигентов из беспризорников.

Технология коллективного перевоспитания

Важное значение в воспитательной системе пролетарского лицея имел коллектив, в котором педагог и психолог выделил следующие уровни развития: толпа, стадность, организованный коллектив, актив как организационное ядро.

Во время массового увлечения коллективизмом Виктор Николаевич отмечал проблемы индивидуального развития детей в детских домах и предложил методы ослаб­ления нивелирующего влияния «артельной жизни». Динамику развития коллектива он отслеживал в движении от принудительности к принципу добровольчества на основе самодеятельности, состязательности, самоуправления и самоактивности. Принцип единого коллектива (воспитателей и воспитанников) рассматривал через преодоление противостояния «мы и они».

Все это осуществлялось в соответствии с выработанной Виктором Николаевичем педагогической технологией.

Главная цель первого этапа – быстро сориентироваться в особенностях детей, которые становились учениками и воспитанниками школы. Нужно отметить, что исходный уровень поступавших подростков В.Н.Сорока-Росинский обозначил такими понятиями: «воровство, правонарушения, страсть к разрушению, волчья мораль, жестокость по отношению к человеку, недоверие ко всем взрослым».

На втором этапе главная цель была связана с организацией учебно-познавательной деятельности шкидовцев. Проблемой в достижении этой цели стала мотивация учения. Для того чтобы одичавшие в своей беспризорной жизни дети почувствовали потребность и стремление к учению, влечение к знанию, в организации процесса обучения в Школе имени Достоевского использовалось дифференцированное обучение, которое потребовало деления учащихся по ряду показателей интеллектуального развития на группы.

Сочетание умственной познавательной деятельности с другими видами деятельности (игровой, художественной), несомненно, стимулировало положительное эмоциональное отношение детей к учению. Художественно-игровые формы деятельности включались в различные учебные предметы. Введенные в школе общественные смотры знаний позволяли воспитанникам осознать общественную ценность и получать общественное признание проделанной ими работы. Подготовка к такому смотру была сопряжена с активной познавательной деятельностью ребят: они готовили сцены-диалоги, инсценировки, составляли схемы, диаграммы, рисовали географические, экономические, политические карты страны, выполняли задания, требующие активной поисковой работы: самостоятельный сбор и обобщение фактов, наблюдений.

Суть третьего этапа педагогической технологии – организация жизнедеятельности детей во внеурочное время. В.Н.Сорока-Росинский буквально наводнил школу книгами – пожалуйста, читай. Вместе с тем у него была четкая технология воспитания художественного вкуса: от бессистемного чтения он вел воспитанников к декламации и инсценированию (под руководством педагогов) лучших образцов русской и зарубежной классической литературы на уроке, а затем к собственному литературному творчеству. Создавались творческие союзы детей как коллективные формы сотворчества, любой из воспитанников имел право на выпуск своих газет, журналов, право на полемику. Никакого жесткого контроля и навязывания мнений не допускалось.

Четвертый этап педагогической технологии требовал осмысления и осуществления целенаправленной работы по расширению микросоциальной среды для подростков, сферы духовного общения. Основные действия В.Н.Сороки-Росинского преследовали цель расширить контакты воспитанников с окружа­ющим миром, с различными общественными организациями.

Опыт создания в ШКИД единого коллектива (школы-общины) педагогов и воспитанников, обогащавших друг друга индивидуальностей, Сорока-Росинский обобщил в неопубликованных работах «Лекции по коллективной педагогике», «Учение о строении и развитии школьных коллективов», «Введение в коллективную педагогику».

 

Горькая слава

Педагогический опыт Школы имени Достоевского остался в исторической памяти во многом благодаря знаменитой книге «Республика ШКИД», которая была написана выпускниками школы Г.Белых и Л.Пантелеевым. Редактором книги был известный детский писатель С.Я.Маршак. В.Н.Сорока-Росинский был представлен на ее страницах в образе руководителя школы Викниксора.

Книга вышла отдельным изданием в 1927 году, сразу стала очень любимой читателями и впоследствии переиздавалась в нашей стране десятки раз, а за рубежом оказалась настолько популярной, что в довоенные годы по количеству переводов на иностранные языки занимала среди всех российских книг почетное четвертое место.

В 1966 году вышел на экраны замечательный фильм режиссера Геннадия Полоки «Республика ШКИД», где образ Викниксора пленительно воплотил Сергей Юрский.

Но эти художественные произведения привели к тому, что на многие десятилетия в массовом сознании сложился образ Викниксора как педагога-чудака, совершенно беспомощного перед разгулом детской стихии и тяжелых материально-бытовых обстоятельств жизни в Петрограде начала 1920‑х годов.

Разумеется, совершенно неправильно судить о деятельности Школы социально-индивидуального воспитания имени Ф.М.Достоевского для трудновоспитуемых по фильму, книге или произведению П.Ольховского и К.Евстафьева «Последняя гимназия» (1930). Хотя эти книги и обеспечили в свое время школе популярность, они доставили Виктору Николаевичу много неприятностей и страданий. До конца дней он стремился отделить себя от образа Викниксора, доказать, что его педагогическая система была намного глубже и гуманнее, чем это казалось совсем тогда юным 17-19‑летним авторам нашумевших произведений.

 

Брал в школу самых трудных

Понятно, что гуманная педагогическая система В.Н.Сороки-Росинского не вписывалось в понимание цели трудовой школы и задачи пролетаризации масс. В 1925 году В.Н.Сороку-Росинского освобождают от должности директора Школы социально-индивидуального воспитания имени Ф.М.Достоевского для трудновоспитуемых, поскольку многие приемы и методы работы педагога шли вразрез с официальными установками.

В 1925-1928 годах Сорока-Росинский заведовал школой №39 Центрального района города Ленинграда для трудных подростков, куда поступали переростки, которые по тем или иным причинам не смогли учиться в обычной школе. Назначение на эту должность состоялось только потому, что никто на нее не соглашался. Воспитанники школы держали в страхе весь микрорайон школы. И здесь педагог-гуманист оставался верен себе – принимал самых трудных ребят, какая бы негативная характеристика их ни сопровождала. Одновременно он работал методистом в ЛГПИ имени А.И.Герцена на отделении социально-правовой охраны несовершеннолетних, готовившем воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми.

В 1928 году по отношению к Сороке-Росинскому было принято специальное и беспрецедентное решение – ему официально запретили работать в общеобразовательных школах. После санкции он работал в различных учреждениях для психоневротиков, преподавал в классах для трудновоспитуемых при Торфяном техникуме, в школе для психоневротиков при Педологическом институте, где в 1933-1936 годах являлся научным сотрудником.

 

Превратности судьбы

После постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» в 1936 году В.Н.Сорока-Росинский получил официальное разрешение вернуться в общеобразовательную школу. Он становится учителем русского языка и литературы сначала в 38‑й, а потом в только что открытой 210‑й школе, в которой проработал до начала войны. В преподавании русского языка он осуществлял приемы, стимулирующие максимальное развитие активности, инициативы учащихся, их умение быстро и самостоятельно ориентироваться в учебном материале.

В научно-исследовательской деятельности Виктор Николаевич переключился на методику преподавания русского языка. На основе своего богатого опыта подготовил методические пособия «Построение и ведение урока русского языка в средних классах», «Обучение выразительному чтению в средних классах» и проспект учебника грамматики. Все эти книги также не были опубликованы. Большинство рукописей погибли в эвакуации или были утрачены позднее, после смерти педагога.

С первых дней блокады Ленинграда Виктор Николаевич продолжал учить детей, много выступал на радио, писал статьи в газеты. Голодный, истощенный до дистрофии, в августе 1942 года он был эвакуирован в Горно-Алтайск, где сразу погрузился в любимую преподавательскую деятельность в педагогическом училище. Там, несмотря на прогрессирующую глухоту и ухудшающееся зрение, В.Н.Сорока-Росинский продуктивно работал: преподавал русский язык и литературу в школе, проводя до 50 уроков в неделю, читал лекции в педагогическом училище и на курсах военных летчиков, ездил с учащимися в агитбригады.

После Горно-Алтайска В.Н.Сорока-Росинский переехал в Киргизию, где преподавал русский язык и литературу в Пржевальском учительском институте, работал методистом при гороно.

 

С детьми до конца

В 1948 году Виктор Николаевич наконец добился возвращения в Ленинград, где вновь погрузился в работу с детьми: семь лет работал учителем русского языка и литературы сначала в 233‑й женской школе, затем в 260‑й школе.

Его уроки принципиально отличались от традиционных. Вместо учебников – придуманные им считалки, запоминалки, необычные словечки, которые прочно врезались в память на долгие годы. Все изучаемые правила были представлены в виде таблиц. Во время урока учитель писал таблицы на доске, вслух повторяя каждое слово, каждый знак. Ученики делали то же самое в своих тетрадях. У них работали одновременно слух, зрение, мускульная сила и собственная сообразительность, это давало четырехкратный эффект.

Как классный руководитель Виктор Николаевич беседовал со своими воспитанниками о литературе, истории, искусстве, водил на незабываемые экскурсии по городу.

Вообще его отличали какая-то особая трогательная любовь к детям, действенная забота о них. Он постоянно приходил в их семьи, беседовал с родителями, следил за питанием питомцев. И даже, извините за интимную подробность, во время уроков, проходя между рядами, обнюхивал девочек на предмет соблюдения ими гигиены и свежести белья. А потом деликатно давал советы.

 

Домашняя академия

В конце 1950‑х годов Виктор Николаевич вышел на пенсию, но продолжал активную деятельность: писал историю своих педагогических взглядов, сотрудничал в газетах, составлял методические пособия для школ.

Педагог продолжал работать с детьми до последнего дня, он собирал у себя на дому клуб, который в шутку называл академией. Виктор Николаевич обзванивал близлежащие школы и просил, чтобы ему прислали самых отстающих учеников, с которыми совершенно бесплатно занимался до получения ими твердой тройки. Затем просил, чтобы прислали новых неуспевающих.

Для своих отстающих учеников он проводил занятия в несколько смен. Педагог помогал выполнять им домашние задания, рассказывал увлекательные истории из области литературы, искусства, истории. Проводил экскурсии по Ленинграду, ездил с ними на катере. А ведь он не только плохо слышал, но и почти не видел. Тем не менее он продолжал писать, надевая двое очков с толстенными линзами.

…Виктор Николаевич искренне радовался каждому успеху своих учеников. Даже погиб символично. 1 октября 1960 года спешил в панорамное кино за билетами для девочки – его воспитанницы, чтобы поощрить за полученную первую пятерку, и попал под трамвай, что знаково, на улице Макаренко.

 

Педагог из эпохи Возрождения

Среднего роста, всегда подтянутый, в полувоенном сюртуке, Виктор Николаевич был Учителем с большой буквы, олицетворявшим в органичном единстве нравственно-интеллектуальные качества настоящего ученого, свободно владеющего несколькими иностранными языками, утонченного психолога, великолепного историка, знатока русского языка и фольклора, зарубежной и отечественной литературы, актера, режиссера, вокалиста и музыканта, «интеллигента в кубе», как его называли друзья. И все это интегративно прорастало в миссии педагога.

За разностороннее развитие и разнообразие талантов Виктора Николаевича называли человеком эпохи Возрождения. Всю свою жизнь без остатка человек эпохи Возрождения посвятил воспитанникам трудной судьбы: социально дефективным, беспризорникам, невротикам, переросткам, подросткам с девиантным и делинквентным поведением, детям войны и блокады.

Ему выпала очень трудная планида: он терял близких, учеников и друзей, его окружали завистники и недоброжелатели, власть имущие его не понимали, увольняли, запрещали работать, не публиковали и долго не пускали из эвакуации обратно в любимый город. Но каждый раз он, как птица Феникс, воскресал из пепла и продолжал служение России и миру детства.

В.Н.Сорока-Росинский принадлежал к той замечательной плеяде оте­чественных педагогов, для которых гуманистическое и гражданское воспитание юношества великой страны были неразделимы. На долю этого поколения выпала возможность совершить социальные преобразования, поучаствовать в громадном социально-педагогическом эксперименте и обобщить свои идеи и мысли во славу отечественного просвещения. Все это было совершено Виктором Николаевичем сполна. Он отдал жизнь на благо педагогики и воспитания молодых поколений.

…Педагог-гуманист похоронен на Серафимовском кладбище, на его могильном надгробии выбита эпитафия: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте