Проведенные мною исследования качества здоровья и уровня физической подготовленности учащихся классов, в которых я веду уроки, в 1995-1997 годах показали, что за этот период произошло ухудшение здоровья учащихся в целом по школе. Число хронически больных детей возросло с 51% до 55%. Наметилась тенденция к снижению уровня физической подготовленности; так, к примеру, в основной школе скоростно-силовые показатели снизились с 92% до 90% (абсолютная успеваемость), силовые показатели с 85% до 79%.
Таким образом, проявилась следующая закономерность: снижение общего уровня качества здоровья неизменно влечет за собой снижение уровня физической подготовленности. За основу своей дальнейшей работы я взял теорию О.С.Газмана. Предлагаемая им педагогика свободы изначально рассматривает ребенка как уникальную духовную «самость», что снимает проблему «человека как объекта воспитания» (социализация) и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного поведения (жизнедеятельности). Проблема образования личности выступает в педагогике свободы как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Опираясь на эту теорию, я разработал здоровьесберегающую концепцию, направленную на сохранение и укрепление здоровья учеников, формирование у них потребности в здоровом образе жизни, стремления к саморазвитию, самосовершенствованию.
Свою концепцию представляю на схеме (см. стр. 35).
I. Диагностика
Данное направление условно можно разделить на три этапа.
1-й этап. Врачебный контроль.
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста делят на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную (приказ МЗ РФ, МО РФ №186/272 1995 г.).
Основная медицинская группа
В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе я использую обязательные виды занятий в соответствии с учебной программой.
Подготовительная медицинская группа
В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе я использую те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.
Специальная медицинская группа
В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
2-й этап. Определение уровня физической подготовленности.
Комплексная программа физического воспитания. М.: Просвещение, 1996 год.
Для объективной оценки физического воспитания в школе тестирование проводится дважды за учебный год (в сентябре и апреле) плюс промежуточное тестирование в декабре двух худших показателей физической подготовленности.
Методика тестирования
Тестирование включает в себя 7 заданий:
1. Прыжок в длину с места. Исходное положение (ИП) – туловище наклонено вперед, ноги слегка согнуты в коленях, руки отведены назад. Одновременно оттолкнувшись ногами и махнув руками вперед, разгибая туловище, прыгнуть как можно дальше.
2. Челночный бег 4 х 9 м. На расстоянии 9 м от старта находятся два кубика. ИП – высокий старт. По сигналу следует с максимальной скоростью добежать до первого кубика, взять его рукой, вернуться обратно и положить на линию старта. То же самое повторить со вторым кубиком.
3. Наклон вперед из положения сидя. ИП – сидя на полу, ноги прямые разведены на расстояние 20 см. Сделать два плавных наклона вперед, на третий раз задержаться на 2 секунды в наклоне, стараясь дотянуться как можно дальше.
4. Подтягивание (юноши – на высокой, девушки – на низкой перекладине). ИП – вис на перекладине хватом сверху на ширине плеч, руки прямые. Учащиеся подтягивают тело к перекладине до уровня подбородка, затем возвращаются в ИП. Выполнять плавно, без рывков.
5. Вставание в сед из положения лежа на спине. ИП – лежа на спине, ноги согнуты в коленях на 900. Партнер держит ноги. Руки крест на крест прижаты к груди. Руки не отрывать. Подъем туловища. Руки касаются бедер.
6. Спринт (30 м, 60 м, 100 м в зависимости от возраста). ИП – низкий старт. По сигналу преодолеть дистанцию с максимальной скоростью.
7. Кросс 1000 м. ИП – высокий старт. По сигналу преодолеть дистанцию.
3-й этап. Изучение отношения учащихся к урокам физической культуры и своему здоровью.
Совместно с психологами школы составляю анкеты, которые позволяют получить ответы на вопросы о том, как ученики понимают роль и значение физической культуры в жизни человека, есть ли у них потребность в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. В спортзале я установил почтовый ящик, рядом с которым вывешивается вопрос недели или вопрос месяца, для выявления интересов учащихся, их потребностей и желаний. Вопросы задаю самые разные, например: «Если ты пропускаешь урок физкультуры, то почему? Назови причины», «Каким видом спорта ты предпочел бы заниматься на уроке физкультуры?», «Если бы ты вдруг стал волшебником, то что бы ты изменил в своем учителе физкультуры?» и т.д.
Вот как ответили на одну из анкет ученики 6-9-х классов, всего 436 человек.
1. Как ты оцениваешь свое здоровье?
Как отличное и хорошее – 62%.
От удовлетворительного до очень плохого – 38%.
2. Если ты пропустил урок физкультуры, то почему?
По болезни – 52%.
Неинтересные уроки – 17%.
Все равно не выполню норматив – 31%.
3. Куришь ли ты? (Если да, то как часто?)
Курение в несовершеннолетнем возрасте обычно рассматривается как первый шаг на пути к наркотизации.
Из числа опрошенных 80% учащихся не курят, 20% учащихся курят изредка.
В 8-м классе возрастает число учащихся, которые пробуют курить, а в 9-м наибольшее количество учащихся, которые начинают курить регулярно. Рост по сравнению с 8-м классом составляет примерно 6-7%. В 10-м классе наблюдается снижение по сравнению с 9-м классом примерно на 4% (одна из причин – примерно 50% девятиклассников уходят в другие учебные заведения).
Число постоянно курящих в 9-м классе возрастает по сравнению с 8-м классом примерно в 3 раза и продолжает незначительно расти к 11-му классу.
К 11-му классу увеличивается число девушек, которые «балуются» сигаретами.
4. Знаешь ли ты вкус алкоголя?
Почти 50% учащихся пробовали спиртные напитки – в основном слабоалкогольные.
От 7-го к 11-му классу число учащихся, употребляющих спиртное, возрастает примерно на 50%, наибольший скачок происходит в 9-м классе.
Выводы по пунктам 3 и 4:
Наиболее «опасный» возраст – это 8-9-е классы.
Учащиеся уже знают о негативном воздействии никотина и алкоголя на здоровье, однако по разным причинам это их не останавливает.
Употреблять алкоголь в старших классах считается модным.
5. Как, по твоему мнению, школа влияет на здоровье учащихся?
24% учащихся ответили, что хорошо.
64% учащихся дали практически негативный ответ.
6. Лично тебе школа помогает заботиться о здоровье?
Только 20% учащихся ответили, что помогает.
80% ответили, что помогает немного или совсем не помогает.
Выводы по пунктам 5 и 6:
В школе отсутствует целенаправленная совместная работа педагогического коллектива, родителей, работников здравоохранения по формированию здорового образа жизни.
Крайне недостаточно учебно-методической литературы.
7. Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках в школе?
Только 2% учащихся (14 человек) не устают на уроках в школе.
98% учащихся в различной степени испытывают усталость практически всегда или достаточно часто.
8. Возвращаясь домой после школы, чувствуешь ли ты себя обычно уставшим?
Только 7% учащихся (47 человек) не чувствуют усталости.
93% учащихся испытывают усталость в различной степени.
55% учащихся испытывают усталость довольно часто или всегда.
Выводы по пунктам 7 и 8:
Учащиеся в школе испытывают значительные психологические и физические перегрузки.
II. Формирование физической культуры личности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
Создание условий, содействующих формированию, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта.
Повышение функциональных возможностей организма учащихся основной школы.
Повышение уровня физической подготовленности учащихся.
Преемственность и взаимосвязь разных внеурочных форм физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом.
Объективность оценки уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.
III. Формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
На этом этапе работу провожу по трем направлениям:
1. Университет педагогических знаний для родителей.
Я считаю, что без непосредственного контакта между учителем физической культуры и родителями самые титанические усилия по оздоровлению детей на уроке физкультуры и во внеурочных формах проведения занятий ни к чему не приведут. Для повышения образованности родителей я разработал лекторий о физической культуре и здоровом образе жизни. На родительских собраниях мы вместе формируем комплекс оздоровительных мероприятий.
2. Уроки с теоретико-методической направленностью.
Все мы прекрасно понимаем, что урок физкультуры занимает незначительную часть двигательного режима школьника, а постоянное увеличение моторной плотности урока не компенсирует недостатка двигательной потребности растущего организма.
Я стремлюсь к тому, чтобы у ребенка появилось устойчивое желание и потребность заниматься физическими упражнениями после занятий в школе. К тому же не стоит забывать, что урок – это не тренировка. Для тренировок существует ДЮСШ, а на занятие ученик приходит прежде всего за знаниями.
Для выявления знаний учащихся в предметной области «Физическая культура» я разрабатываю и постоянно дополняю экспресс-тесты (метод программного опроса). (См. приложение). Принял активное участие в оформлении стенда «Здоровый образ жизни», который рассказывает о признаках здорового и нездорового образа жизни, о физических качествах и комплексах упражнений для их развития. Здесь также есть таблицы для определения уровня физической подготовленности учащихся.
3. Внеурочные формы физического воспитания.
а) Внеклассная спортивно-массовая работа. Каждую четверть провожу соревнования в параллелях по соответствующим возрасту видам спорта. В начальной школе это, как правило, традиционные «Веселые старты». Начиная с 5-го класса – русская лапта, игра «Снайпер», футбол. С 7-го класса ввожу в школьную спартакиаду соревнования по баскетболу и легкой атлетике.
б) Физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение дня. К так называемым малым формам физического воспитания относятся: гимнастика до занятий (в начальной школе – ответственный классный руководитель, в основной – физорг класса), физкультминутки на уроках (ответственные – классные руководители и физорги), подвижные перемены, домашние задания.
в) Внешкольная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Традиционными для нас стали походы в лес, поездки в бассейн, лыжные прогулки, походы на горнолыжную базу «Эдельвейс» и по «Тропе здоровья». Возобновились популярные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
IV. Гуманизация учебного процесса.
Урок физкультуры отличается от остальных предметов еще и тем, что здесь напоказ выставляются физические недостатки, которые могут вызвать насмешки одноклассников, что естественно приводит к психологическому дисбалансу. Поэтому одна из моих задач – создание психологического комфорта. Для этого предпринимаю следующее:
а) Отказался от командно-строевого метода преподавания. Я не имею в виду командно-строевые упражнения, предусмотренные учебной программой в разделе «Гимнастика» как общеразвивающие упражнения.
б) Провожу психологическую дифференциацию (деление учащихся на группы по психологической совместимости). Углубленным изучением психологии ребенка занимаются психологи, я не захожу дальше уровня скрининга, ограничиваюсь социометрией, но мне этого вполне достаточно, чтобы иметь объективную психологическую картину класса.
в) Ввел индивидуальные карточки физической подготовленности, которые раздаются ученикам в начале года (реализация личностно-ориентированного подхода).
г) Составил таблицу оценки уровня физической подготовленности (выборочные нормативы).
В существующих ныне программах по физической культуре есть множество контрольных упражнений на выносливость: 6-минутный бег, 1000 метров, 1500 метров, 2000 метров, 3000 метров. Трудно отслеживать выполнение этих упражнений. К тому же, например, дистанцию 2000 метров одолеть нелегко, особенно девушкам 10-11-х классов. Поэтому я ввел единый норматив – 1000 метров для всех параллелей. Хочу обратить внимание на то, что в этом случае я не употребляю слово «бег», а говорю «преодоление дистанции». Как показывает опыт, длина дистанции уже пугает многих учеников, а то, что ее надо еще пробежать, добавляет страха, особенно ослабленным детям или с избыточным весом. Я же предоставляю им возможность самим решать, как распределить силы на дистанции, и ходьба вовсе не исключается, главное – показать свой результат.
д) Использую разнообразные способы, методы и приемы организации урока. Например, не обязательно рапортовать или строиться, можно сразу включиться в игру.
е) Общеразвивающие упражнения дети выполняют под музыкальное сопровождение.
ж) Использую аутогенную тренировку как эффективное средство восстановления после физических и психических нагрузок (упражнения на расслабление).
з) Разрешаю выставлять оценки самим детям (имеются в виду текущие оценки, например за работу на уроке, лучшему игроку команды и т.д.).
и) Помню о том, что разнообразие форм двигательной деятельности на уроке – важный элемент здоровьесбережения.
Дополняю учебную программу нетрадиционными видами спорта. Например, мы играем в лапту. Эта русская народная игра проста, ее можно проводить и в зале, и на открытом воздухе, что особенно важно в наше экономически неблагополучное время. Занятия лаптой предоставляют широкие возможности для разностороннего воздействия на организм школьника. На уроках лапты в процессе изучения программного материала учащиеся готовят и сдают контрольные нормативы. Для лучшего усвоения лапты я провожу соревнования по возрастным группам, используя игру и во внеклассной работе.
Планирую уроки лапты во взаимосвязи со всеми разделами программы. Этот вид спорта является прекрасным дополнением к основным игровым видам, а навыки владения битой в дальнейшем могут пригодиться в освоении бадминтона и большого тенниса.
Большой популярностью пользуется у меня на уроках довольно редкий вид спорта – армспорт (армреслинг), то есть борьба руками, причем как среди мальчиков, так и среди девочек. Провожу соревнования по параллелям. Особенно хочется отметить, что чемпионами среди 8-х и 10-х классов стали два мальчика, относящихся к специальной медицинской группе. Для юношей и девушек в 10-11-х классах провожу уроки атлетической гимнастики в тренажерном зале.
к) Оцениваю ребенка только за показанный собственный результат. За эталон принимается предыдущий показатель, если повторил – оценка «4», если улучшил – оценка «5». Разумеется, следует учитывать, что физкультурное развитие в подростковом возрасте протекает гетеродинамично и гетерохронно. При таком подходе уходит страх перед трудновыполнимым нормативом. Нет психологического барьера, так как ребенок знает: ему предстоит улучшить то, что он сам сделал.
Приложение
Экспресс-тесты (8-й класс)
1. Закаливание организма.
Задание: выберите из предложенных ниже три природных фактора, используя которые, можно постепенно закалять свой организм.
1) земля; 2) небо; 3) вода; 4) воздух; 5) солнце; 6) луна.
2. Утренняя гимнастика.
Задание: какие упражнения ты бы исключил из предложенного комплекса утренней гимнастики как не приносящие пользу здоровью в данный момент?
1) потягивание; 2) ходьба на месте; 3) упражнения без отягощения; 4) упражнения со штангой; 5) бег 3-5 км; 6) бег 100 м на время.
3. Физическое качество «быстрота» (Б)
Задание: выбери наиболее правильное, на твой взгляд, определение этого качества.
1) Б – это способность быстро, без остановок выполнить любую работу к назначенному времени.
2) Б – это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц.
3) Б – это способность выполнить какую-либо работу в максимально короткий промежуток времени.
4. Физическое качество «выносливость» (В)
1) В – это способность выносить любые невзгоды, житейские трудности и лишения.
2) В – это способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.
3) В – это способность выполнять координационно сложные двигательные действия.
5. Физическое качество «гибкость» (Г)
1) Г – это способность выполнять движения с максимальной амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.
2) Г – это способность сесть в «шпагат» или выполнять упражнение «гимнастический мост».
3) Г – это способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.
6. Физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость.
Задание: сегодня ты проводишь тренировку самостоятельно. В какой последовательности ты будешь развивать эти качества?
7. Первая медицинская помощь при травмах.
Вывих – это полное смещение суставных поверхностей костей, вызывающее нарушение функции сустава. Вывихи возникают при падении на вытянутую конечность, при резком повороте плеча, разрыве связок, укрепляющих соответствующие суставы.
Задание: у пострадавшего вывих плечевого сустава. Твои действия:
1) попытаюсь самостоятельно вправить вывих;
2) обездвижу руку, наложив фиксирующую повязку, подвешу руку на косынку;
3) промою руку холодной водой или приложу снег или лед.
8. Техника безопасности при метаниях.
Задание: что, на твой взгляд, запрещается делать при метании любого вида снаряда?
1) Перед выполнением упражнения не обращать внимания, есть ли люди в секторе метания.
2) Производить метание без разрешения учителя, оставлять без присмотра снаряды для метания.
3) Стоять справа от метающего (при метании левой – слева).
4) Находиться в зоне броска.
5) Бросать друг другу снаряд для метания.
9. Опасные ситуации на воде.
Задание: ты случайно упал в воду в одежде с лодки. Расставь в правильной последовательности свои действия.
– Если возможно, попытаюсь догнать лодку.
– Избавлюсь от одежды.
– Постараюсь не предаваться панике.
– Позову на помощь.
– Поплыву в сторону берега.
Экспресс-тесты (9-й класс)
I. Физические качества.
Задание: вычеркните из предложенных комплексов те упражнения, которые, на ваш взгляд, не способствуют развитию данного физического качества.
а) Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.
Комплекс:
1) Стоя у гимнастической стенки, махи левой или правой ногой поочередно вперед-назад, влево-вправо.
2) Сидя ноги врозь, наклоны к левой-правой ногам поочередно.
3) Прыжки со скакалкой на двух ногах.
4) Сед в барьерном шаге, наклоны к прямой ноге.
5) Сед в полушпагат, в шпагат.
б) Ловкость – это способность выполнять координационно сложные двигательные действия.
1) Спортивные игры.
2) Ловля теннисного мяча после отскока от стены.
3) Жонглирование теннисными мячами.
4) Прыжки через длинную скакалку, суметь забежать и выбежать.
в) Быстрота – способность выполнять какую-либо работу в максимально короткий промежуток времени.
1) Бег 60 м с низкого старта.
2) Бег 20 м с высокого старта.
3) Ускорения из различных положений по сигналу.
4) Бег на месте в максимальном темпе за 30 сек.
5) Кросс 3000 м.
г) Сила – способность противодействовать внешнему сопротивлению посредством мышечных усилий.
1) Метание мяча на точность попадания.
2) Сгибание рук в упоре лежа.
3) Приседание на одной ноге.
4) Жим штанги лежа.
5) Подтягивание на высокой перекладине.
д) Выносливость – способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.
1) Плавание 100 м без учета времени.
2) Езда на велосипеде до 1 часа.
3) Бег 60 м с низкого старта.
4) Ходьба на лыжах до 5 км.
Задание: вычеркните из предложенного списка неправильно названные физические качества:
1) стойкость;
2) гибкость;
3) ловкость;
4) бодрость;
5) выносливость;
6) быстрота;
7) сила.
II. Физическая подготовленность, физическое развитие.
Физическое развитие – естественный процесс изменения морфофункциональных свойств организма в течение жизни индивида.
Физическая подготовленность – это уровень сформированности двигательных умений и навыков, физических качеств или уровень физического состояния (кондиция).
Задание: поставьте в левый столбик тесты, определяющие физическую подготовленность, а в правый – физическое развитие;
1) челночный бег;
2) ЖЕЛ;
3) подтягивание на перекладине;
4) рост;
5) прыжки в длину с места;
6) наклон вперед из положения сидя;
7) вес;
8) вставание в сед из положения лежа;
9) объем грудной клетки;
10) объем талии.
III. Первая медицинская помощь при травмах.
Перелом – полное или частичное нарушение целостности кости. Бывают закрытые, открытые, без смещения и со смещением.
Задание: У пострадавшего закрытый перелом предплечья без смещения. Вычеркните из предложенных вариантов те, которые, на ваш взгляд, неприемлемы:
1) в первую очередь сделать искусственное дыхание;
2) туго забинтовать место перелома;
3) обработать место перелома йодом;
4) при помощи шины обездвижить суставы выше и ниже перелома;
5) направить пострадавшего к врачу;
6) дать пострадавшему таблетку аспирина.
IV. Опасные ситуации на воде.
Судороги – расстройство, проявляющееся в непроизвольном (ритмическом или непрерывном) сокращении мышц и обычно сопровождающееся тянущими болями.
Чаще всего судороги возникают в мышцах голени. Задание: из предложенных вариантов выберите один, на ваш взгляд, правильный:
1) для сохранения тепла стараться делать как можно меньше движений и избегать погружения головы в воду;
2) сделать вдох, принять положение «поплавков», взять большой палец ноги противоположной рукой и тянуть на себя, разгибая ногу в колене;
3) слегка приподнять лицо над водой, сделать короткий вдох ртом, затем полностью расслабить тело и начать медленный выдох.
V. Здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Задание: выделите основные составляющие ЗОЖ:
1) отказ от вредных привычек;
2) рациональный режим дня;
3) правильное питание;
4) пробегание до 1 км каждый день;
5) правильная реакция на стрессовые ситуации;
6) оптимальный двигательный режим;
7) сгибание рук в упоре лежа;
8) гигиена;
9) закаливание;
10) приседания со штангой на плечах.
Олег ЗАЦЕПИЛИН, учитель физической культуры СШ №4 г. Южноуральска, учитель года Челябинской области-2003
Комментарии