Ответы на вопрос «Кто главный в школе?», как правило, у старшеклассников будут сильно отличаться от ответов учеников начальной школы.
Старшеклассники ответят, что главный в школе, конечно же, директор, в то время как у младшеклассников ответы будут самые разные. Они чаще всего отвечают, что самый главный в школе – это охранник, потому что он не выпускает никого из школы и требует пропуск на входе. Вторая по старшинству у детей уборщица, ведь именно она постоянно всем делает замечания и требует надеть бахилы или сменную обувь. И лишь затем по старшинству занимает место классный руководитель. А завуч или директор школы у первоклассников будет где-то на самом последнем месте. И все потому, что малышам с директором если и приходится видеться, то крайне редко. Если спросить у педагогов: «Кто главный в школе?», чаще всего мы услышим в ответ, что это ученик, ведь ради его успешного развития и обучения и создана школа. А для родителей учеников самый главный в школе – это управляющий совет, в состав которого входят и ученики, и родители, и педагоги, ну и, конечно же, администрация. Свои кандидатуры в управляющий совет предлагают многие, но выборные процедуры позволяют определить тех, чей богатый опыт позволяет понимать реальные проблемы школы.
Как происходит взаимодействие родителей с управляющим советом школы? Способов для коммуникации сегодня несколько: посредством электронной почты, с помощью телефонов и мессенджеров, которые легко найти на сайте школы. А недавно в нашей школе появилось еще одно замечательное средство коммуникации – это чат родительской конференции. Его алгоритм очень простой: от родителей и старшеклассников через одно из популярных приложений для обмена сообщениями – WhatsApp, Viber или Telegram – в чат поступает множество вопросов, предложений, которые предварительно обсуждаются представителями классов и затем могут быть рассмотрены на заседаниях управляющего совета школы с последующим принятием решения.
Появлению чата родительской конференции предшествовали школьный форум и традиционные видеовыступления директора школы, которые начались еще в докоронавирусные времена и пользовались у родителей и учащихся большим успехом. Один раз в месяц директор школы в прямом эфире отвечал на вопросы родительской и ученической общественности, которые поступали на телефон и мейл горячей линии директора школы. Запись прямого эфира транслировалась через Инстаграм и сайт школы, что позволяло вовлекать в живое общение всех желающих. Через несколько месяцев такой формат общения завоевал популярность, а необходимость в проведении традиционных родительских собраний в стенах школы отпала. Но, как известно, в принятии решений должны участвовать не только директор школы, но и управляющий совет, что и стало причиной зарождения такого актуального на текущий момент средства коммуникации, как чат родительской конференции.
Таким образом, школа стала еще более открытой для общественности, несмотря на то что вход в нее из-за пандемии практически закрыт.
Елизавета РОМАНИВА, специалист по связям с общественностью школы №2009
Комментарии
Алексей КОВАЛЕНКО, многодетный родитель, член управляющего совета школы и администратор чата родительской конференции:
– Реформа столичного образования и объединение школьных корпусов в единое пространство поставили перед родителями невиданные прежде задачи. Так, я неожиданно для себя выяснил, что мы не просто родители школьников, а непосредственные участники образовательного процесса наряду с учительским составом, а также учредителем госбюджетного учреждения и, конечно же, самими учениками. А также выяснилось, что в процессе работы в УС мы обязаны учиться, осваивать новые горизонты. Если говорить о достижениях, то, на мой взгляд, одним из таких ранее недосягаемых пространств стало получение обратной связи родителями со своими представителями в управляющем совете, коллегиальном органе государственно-общественного управления образовательной организации.
На словах-то звучит просто, но вот попробуй реализуй, воплоти в реальность! В нашей школе в минувшем учебном году прошли довыборы в управляющий совет, и это не номинально, периодически происходит естественная ротация в связи с выбыванием учеников, их родителей, сотрудников, и новые участники УС решили привнести что-то свое, пересмотреть годами сложившуюся схему коммуникации между родителями.
Фактически мы занялись изобретением велосипеда, который вроде бы имел два колеса и раму, но ехал, если кто-то подтолкнет. Сейчас же, с воплощением в реальность конференции родителей, не побоюсь сравнения – наш велосипед похож на внедорожный электробайк!
Посудите сами, если в прежние времена было просто нереально оперативно обсудить и принять какое-то общее родительское решение, то сейчас это стало вполне реальным.
Недавний пример: перед УС была поставлена задача о сроках начала каникул. Казалось бы, речь шла всего о трех днях, но это будние дни, что для работающих родителей далеко не просто, ну и, конечно же, организация питания – затратный фактор. Иначе говоря, вопрос непраздный, и подойти к принятию решения мы смогли, полноценно вооружившись механизмами родительской конференции, оперативно проведя опрос в классах и получив объективную картину мнений уже через три часа. И это стало главным в решении администрации школы.
Анна САДЫКОВА, член управляющего совета:
– В сентябре 2020 года мой старший ребенок пошел в 1‑й класс, и я спустя 20 лет снова погрузилась в школьную жизнь. Конечно, в современной школе многое изменилось, с тех пор как я сама была школьницей. Развитие современных технологий не могло не затронуть и образовательный процесс. Значительно увеличилась вовлеченность родителей в жизнь школы. Но кое-что все-таки осталось прежним: информация, поступающая от администрации школы, по-прежнему до родителей доносилась через классных руководителей. Кроме того, классному руководителю приходилось отвечать на массу однотипных вопросов родителей, а порой еще и выслушивать недовольство решениями, принятыми администрацией школы. Вот тогда и зародилась идея создания прямого канала связи между родительской общественностью и администрацией школы через управляющий совет. Озвучить ее я впервые решилась этой весной.
Решение заявить свою кандидатуру для участия в выборах в управляющий совет было абсолютно спонтанным. Изучив Положение об управляющем совете школы и протоколы заседаний этого органа, я поняла, что управляющий совет – это прекрасный образец демократии в школе, который благодаря современным технологиям может заработать не только эффективно, но и оперативно, перераспределив потоки важной информации по информационным каналам.
Ради этого я и решила заявить свою кандидатуру, но отец одноклассника моего сына Алексей Коваленко обошел меня при голосовании. Вскоре я узнала, что нас объединяет не только общность взглядов на участие в жизни школы, но и готовность посвящать этому значительную часть своего личного времени. Алексей Коваленко поддержал нашу общую с ним идею создания современного прямого канала связи между администрацией школы и родителями. Вскоре при поддержке директора школы появился чат родительской конференции в первом школьном корпусе нашего образовательного комплекса, в который вошли по 1‑2 представителя от каждого класса. Насколько я могу судить, создание подобного родительского чата при поддержке администрации школы является беспрецедентным событием.
Позднее на заседании управляющего совета моя кандидатура была предложена в качестве еще одного кооптированного члена управляющего совета от родителей. Так я оказалась в управляющем совете школы. Уже в процессе функционирования чата пришло понимание необходимости установления четких правил, чтобы чат был не просто местом общения родителей, а стал реальным инструментом конструктивного взаимодействия родительской общественности с администрацией школы. Следующий шаг – формирование положения о чате родительской конференции, которое было принято управляющим советом и утверждено приказом директора школы, что позволило этому проекту расширить границы: аналогичные чаты были созданы во всех школьных корпусах комплекса.
На текущий момент сформировался следующий алгоритм работы родительской конференции. У нас существуют 2 отдельных чата: один – для объявлений, где информацию публикуют только модераторы чата, второй – для обсуждений, где правом публикации сообщений обладают все участники чата.
В чате объявлений публикуются следующие типы сообщений:
а) вопросы, выносимые на обсуждение в свободной форме;
б) вопросы, поставленные на голосование;
в) информационные объявления.
Сообщение, публикуемое в чате объявлений, транслируется представителями в чаты своих классов. При необходимости получения обратной связи представитель проводит обсуждение вопроса или голосование в чате своего класса, обобщает и систематизирует полученную информацию и транслирует ее в чат конференции. Таким образом, члены управляющего совета получают информацию о мнении родительской общественности по тому или иному вопросу и доводят это мнение до администрации школы, в том числе на заседаниях управляющего совета.
Нами была продумана система сдержек и противовесов, система взаимного контроля в чате родительской конференции. Для этого у нас существует несколько субъектов, имеющих особый статус.
Администратор чата – главный человек, курсирующий эту тему, который является одновременно членом УС. Администратор создает чаты.
Далее в каждом чате должен быть избран модератор из числа участников чата (представителей классов). Для связи модераторов чата с членами управляющего совета будет создан чат модераторов, откуда информация будет транслироваться модераторами в чаты конференций своего школьного корпуса, а полученная от классов обратная связь – систематизироваться и направляться в чат модераторов. Модераторы осуществляют контроль за соблюдением участниками чата правил чата, выносят предупреждения, а при систематическом нарушении удаляют участника из чата.
Помимо этого существует такой субъект, как наблюдатель. Наблюдателем может быть любой член управляющего совета, пожелавший войти в чат конференции. Как следует из самого наименования этого субъекта, основная его функция – наблюдать за работой чата, за соблюдением правил всеми остальными участниками чата, в том числе модераторами. Наблюдатель может ставить перед модераторами вопрос о вынесении предупреждения нарушителям правил чата либо ставить перед администратором вопрос о переизбрании модератора, если тот не справляется со своими обязанностями. Наблюдатель также может принимать участие в обсуждениях и как член управляющего совета может давать пояснения по тем или иным вопросам, которые обсуждаются в чате и относятся к компетенции управляющего совета.
Трудно ли быть членом управляющего совета? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. С одной стороны, защита законных прав и интересов – это моя специальность. Но с другой стороны, время, которое приходится посвящать общественной работе, я отнимаю в том числе у своей семьи и детей, и это не может не печалить. Очень жаль, что в сутках не 48 часов.
По складу своего характера я человек непубличный, предпочитаю держаться в тени. Членство в управляющем совете, создание чатов и прочая общественная работа привели к тому, что мои действия постоянно обсуждаются среди родителей нашей школы, а иногда не просто обсуждаются, но и осуждаются публично в очень резкой, грубой и оскорбительной манере в тех же чатах конференции и в других чатах.
Некоторые родители не понимают и не разделяют те принципы работы чата конференции, которые были нами заложены, а строгие правила, установленные нами в чате конференции, трактуют как ограничение их свободы слова. Но регламент – это важно, а я стараюсь не обижаться на критику того, во что вложено столько времени и сил, «отращиваю» дзен и радуюсь, что все же мы идем к намеченным целям.
Комментарии