Если исходить из теории, где ресурсы трактуются как вспомогательные средства, ценности, запасы, возможности, то можно дать следующее определение: «Ресурсные центры – хранилища ценностей и возможностей». Если же смотреть на фактическое состояние, то требуется серьезная корректировка: «Ресурсные центры в самарском образовании – эффективное средство реализации возможностей и продвижения идей». Именно такое впечатление остается после знакомства с Ресурсным центром города Чапаевска. Тем более что шесть лет для системы образования срок достаточный, чтобы говорить о результатах.
Юго-Западное управление Министерства образования и науки Самарской области объединяет более 150 учреждений образования на территории шести муниципалитетов: Чапаевск, м.о. Безенчукский (да, именно отсюда Ильф и Петров взяли имя для своего «мастера Безенчука»), Красноармейский, Пестравский, Приволжский и Хворостянский. Территория огромная, разноплановая, но, по словам руководителя Юго-Западного управления Шабаева Сергея Федоровича, объединяет их реальная позиция, сотрудничество, творчество.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования – Ресурсный центр города Чапаевска был создан в ноябре 2001 года. «Наш центр первый из 11 существующих сейчас в системе образования Самарской области. Территориальная разбросанность не помешала созданию дружного сплоченного коллектива. Ведь есть единая цель и огромное желание созидания», – считает директор центра Ирина Юрьевна Пожидаева. – РЦ – инновационная модель сервисной службы, чья миссия – организационно-педагогическое, научно-методическое, материально-техническое, информационное, мотивационное обеспечение вектора развития системы образования округа. Наша деятельность осуществляется в рамках целевых проектов и технического задания Юго-Западного управления министерства».
Начиналось все с простого объединения районных методкабинетов и психолого-педагогических центров. «Но это не означает, что сумма видов деятельности этих служб равна сумме видов деятельности Ресурсного центра сегодня. В первый же год работы центра пришло понимание того, что, если мы изменяем систему образования, но не меняем систему управления, мы не изменяем ничего! А не обеспечиваем этот процесс ресурсно – обрекаем его на провал. Опыт 6 лет работы в новом статусе убеждает нас в том, что решать новые задачи старым инструментарием невозможно», – комментирует заместитель директора по маркетингу, мониторингу и прогнозированию развития образования Инга Александровна Морякина. – Наши механизмы достижения цели модернизации образования – качество, доступность, эффективность. Сервисную службу нельзя рассматривать в отрыве от тех процессов, которые она должна обеспечивать. Сейчас мы обеспечиваем функционирование и развитие инновационной системы образования. За прошедшие годы мы выделили ряд так называемых ценностных ориентиров, которые отличают деятельность нашего учреждения от предшественников».
Отличие принципиальное. И дело даже не в изменении структуры: единый центр на всю территорию с координаторами на местах. Дело в изменении содержания. Изменился сам подход: от заказа сверху – к заказу от учителя. Сегодня Ресурсный центр действует по несложному, но эффективному алгоритму: техническое задание министерства плюс система изучения потребности педагогов преобразуются в проекты, реализация которых возможна в первую очередь благодаря консолидации ресурсов, широкому кругу партнеров и пониманию вектора развития системы образования в целом. Уникальность ситуации и в том, что Ресурсный центр прошел лицензирование, имеет теперь право на оказание образовательных услуг (единственный в области). Это было непросто, мягко говоря, органы лицензирования «удивлялись»: «Зачем методкабинету лицензия?», но Ирина Пожидаева была убедительна. И жизнь сама ответила на вопрос «зачем?» Главная проблема повышения квалификации для сельского учителя состоит в том, что поставщики образовательных услуг находятся в региональной столице, расстояние для Чапаевска, может, и небольшое – всего 50 км, но для серьезных курсов требуется «отрыв от производства». Директора неохотно отпускают своих учителей, да и те сами не особо стремятся к жизни в гостинице, вдали от семей и хозяйства. Сейчас в Юго-Западном округе этой проблемы не существует, более 90 процентов курсов проходит на местах, педагог повышает квалификацию после уроков, оставаясь вечером дома. Но даже не это удивительно, сами курсы формируются на основе потребностей. Учителя имеют возможность формирования списка тем курсов, даже выбора преподавателя. И Ресурсный центр совместно с партнерами из Самары предоставляет эти возможности. Да и все, что касается деятельности организационно-методического отдела, построено на принципе «ближе к потребителю». Действует система консультаций и методических выходов. При этом школа знает, что идет не проверка, а помощь. Сам выход организован через изучение потребностей школы, она обращается в центр со своими вопросами, формируется команда специалистов, которые на месте помогают найти варианты решения этих проблем. В Ресурсном центре ценят уровень доверия школы к методической деятельности. Особое внимание на продвижение новых идей и технологий. «Если направить на знакомство с новшеством одного человека, – считает Инга Морякина, – то он ничего в школе не изменит, а все полученное за время обучения быстро забудется. Мы практикуем обучение новым технологиям на местах, когда 3 дня наша команда работает в учреждении и участвует в обучении весь школьный коллектив, а потом ситуация постоянно отслеживается и корректируется». Для распространения опыта 6 раз в год проводятся окружные семинары, причем организованы семинары на базе школ, каждое учреждение выступает как образец и делится своим опытом с коллегами в своих стенах. Проводятся регулярно конкурсы профессионального мастерства: «Воспитатель года», «Учитель года», «Самый классный классный» и другие. Большое внимание уделяется помощи школам в подготовке документации к аттестации и конкурсам. Отдел аттестации и повышения квалификации РЦ не только формирует экспертный совет I уровня, но создает рабочие группы, консультирует, объясняет. «На конкурсе в рамках нацпроекта 7 наших школ-победителей (из 8 заявленных), причем чапаевская школа №22 набрала больше всего баллов по области. 11 учителей-стотысячников. Результат закономерный. Мы их готовили, сработала система», – делится Инга Александровна.
Нагорнова Ольга Петровна, методист по библиотечному фонду: «Сейчас школам, особенно сельским, сложно определиться в море учебной литературы, да заказ и доставка составляют для них проблему. Мы проводим консультации по выбору школьных учебников через библиотеки и учителей. Совместно с управлением образования формируем заказ и помогаем с доставкой на места».
В основе всех решений РЦ лежит изучение и анализ ситуации. Проводятся анкетирования, исследования. Сейчас в центре сформированы база данных потребностей и база тех, кто может помочь. Недавно отдел социопсихологического сопровождения проводил анкетирование по заказу округа о перспективах развития на территории платных образовательных услуг. Алгоритм все тот же: сначала понять, а потом уже принимать решения.
Через понимание потребностей социума центр и вышел на развитие такого приоритетного направления своей деятельности, как Служба ранней диагностики. Работа во взаимодействии с системой здравоохранения. Сегодня в штате: психолог – руководитель службы, дефектолог, логопед. Невропатолог и педиатр по совместительству. С гордостью показывают, с чего начинали: коробка со стройматериалами и две мягкие игрушки. Сейчас это игровая комната и современный спортивный зал с тренажерами, сухим бассейном, батутом, развивающими играми, где интересно не только ребенку, но и взрослому. Здесь работает клуб «Аистенок». Дети от 0 до 3 приходят вместе с родителями. Совместное творчество, совместное развитие, совместная учеба. Общаются, помогают друг другу. Выросло поколение очень активных мамочек. На конкурс проектов в этом году поехали не педагоги, а родители с детьми рассказывать об опыте работы центра. Для тех, кто вырос, но не захотел уходить, появился новый клуб – от трех до пяти, но время требует дальнейшего: центр готовится к открытию клуба для тех, кому уже больше пяти лет.
Главное в работе службы ранней диагностики – выезды на места. Через местную больницу, школу, общественные структуры проводятся агитация и запись родителей на прием. Смысл выезда на место в первую очередь видится в том, что чем раньше обнаружится патология у ребенка, тем больше шансов ему помочь. Союз медицины и образования позволяет сделать более глубокую диагностику. В село приезжают специалисты более высокого уровня, способные на месте дать то, что не всегда может сельский педиатр. Сотрудники службы вспоминают, как в один из приездов смогли дать ранний диагноз девочке по поводу опухоли мозга. Ребенка вовремя прооперировали в Самаре. Сейчас девочка здорова. И это не единичный случай. На мой наивный вопрос: «Как это соотносится с задачами системы образования?» Ольга Михайловна Лопухова, психолог – руководитель службы, объясняет: «Все в логике образования: это наши будущие воспитанники, просто мы начинаем работать с ними чуть раньше, чем обычно. Ряд специалистов (логопеды, психологи) работают в первую очередь именно в образовании. Часть проблем решается через обучение самих родителей. Сейчас наши специалисты работают на занятиях «Школа позитивного материнства» для будущих мам и отцов. Кроме того, сейчас у нас есть вся нормативная база для нашей деятельности». Практикуются выходы в детские сады, школы, родительские собрания, издают методички для родителей. Организована система обучения школьных психологов, логопедов. Выявляют детей с трудностями, приглашают на занятия клуба «Аистенок». Для каждого ребенка специалисты выстраивают работу, индивидуальную траекторию развития. А средства измерения и диагностики у нас есть!». Успехом деятельности службы можно считать и то, что в новой детской больнице Чапаевска, которая скоро войдет в строй, медики уже выдели кабинет для занятий, проводимых Ресурсным центром.
Другая структура – Служба планирования профессиональной карьеры, возглавляемая психологом-профконсультантом Уколовой Натальей Анатольевной, она координирует профориентационную работу на территории, оказывает ее психолого-педагогическое сопровождение. Обучают ответственных за профориентацию в школах. Обобщают опыт, знакомят с диагностическими методиками. Проводят исследования рынка труда в контакте с Самарским центром профессионального образования. Работа ведется планомерно в течение года. С сентября по октябрь организуют групповые консультации с классами по выбору профессии. По заявкам школ проводят тренинги. Со следующего года планируют обучать классных руководителей и проводить предварительную профориентационную работу через классные часы. В январе – феврале проходит марафон профессий. Представители учебных заведений Чапаевска знакомят учащихся со своими специализациями. Помогают сделать выбор. Для тех, кто хотел бы получить другое образование, в конце марта проводится ярмарка учебных мест. Участвуют самарские и новокуйбышевские учебные заведения (в этом году – 22 учреждения). Традиционно проходит День открытых дверей с Самарским государственным педагогическим университетом.
Сейчас Служба планирования профессиональной карьеры организовала в рамках проекта «Успешное завтра» консультирование для детей с ограниченными возможностями. «Эти семьи варятся в собственном соку, они даже не знают, к кому обратиться за помощью, – рассказывает Наталья Анатольевна. – Мы подготовили путеводитель для родителей, где есть все службы, занимающиеся этой категорией учащихся. Сами находим этих детей, консультируем. На данный момент помощь оказана 42 семьям. Много или мало? Ситуация требует особого подхода. Важно, чтобы ребенок не переложил ответственность на плечи консультанта, понял, что проблема есть, но мы решаем ее вместе. Но отвечает за решение сам ребенок. Результат, когда решение принято. Приходится и родителям менять свою позицию. Конечно, мы исходим из медицинских показателей, рекомендуем учебное заведение».
Совместно со Службой занятости Ресурсный центр организует работу Клуба ищущих работу, проводит тренинги «Эффективные способы поиска работы» и многое другое.
Сегодня опыт работы чапаевского Ресурсного центра востребован не только в Самарской области, но и в других регионов России. Центр стал победителем правительственного конкурса «Российское учреждение высокой социальной эффективности».
Чапаевск, Самарская область
Комментарии